Экстракция чувства – Алексей Угольников о выставке Ольги Королёвой «По ту сторону натюрморта»

Арт, Статьи

Ольга Королева

8 октября в 17:00 в арт-галерее «Prima-Юг» (г. Новороссийск) откроется персональная выставка краснодарской художницы Ольги Королёвой «По ту сторону натюрморта».

Ольга Королева

Ольга Королёва (род. в 1989 г.)

Окончила специалитет Кубанского государственного университета по специальности «журналистика», бакалавриат Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по специальности «теория и история искусства», магистратуру Кубанского государственного университета, художественно-графический факультет по специальности «педагогическое образование (теория и методика обучения изобразительному искусству)», аспирантуру Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по специальности «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

С 2014 по 2019 год преподавала в Краснодарском государственном институте культуры дисциплину «теория и история искусства». В настоящее время является куратором Музея изобразительных (г. Новороссийск) и Экспериментального центра современных искусств «Ангар» (г. Новороссийск). Участник многочисленных групповых и нескольких персональных выставок в Краснодаре и крае. Автор ряда научных статей.

Ольга Королева

В персональной выставке «По ту сторону натюрморта» Ольга Королёва представляет две серии работ разных лет, объединённые общей пластической идеей.

В создании натюрморта в различные периоды автор обращалась к пластическим языкам Пьера Боннара, Джорджо Моранди, Андрея Васнецова и других художников. Однако такое обращение нельзя рассматривать просто как постмодернистскую цитацию или пастиш. Скорее это попытка понять ход мысли, высказанный художниками посредством пластического языка. Вместе с тем это не столько аналитически-препарирующее искусство, сколько эмоциональный диалог с указанными выше авторами, пусть и не всегда эмоция = экспрессивный жест. Понимание происходит посредством вживания в пластическую манеру, вчувствования в образ, оставленный художником.

Ольга Королева

Не случайно Ольгой Королёвой выбран натюрморт – самый «тихий» жанр, несущий наименьшую нарративную нагрузку, что позволяет говорить в первую очередь языком пластики, а не драматургии. Способами передачи внутреннего состояния и размышлений художника являются различные средства живописного медиума – цвет, линия, мазок и само пространство холста – силовое поле, в пределах которого вступают во взаимодействие фон и живущие в нём (или на нём) предметы.

Итальянский философ Джорджо Агамбен в своём эссе «Opus alchymicum» пишет о создании произведения искусства как о работе над собой, сравнивая её с процессом добывания философского камня: «Алхимия является средой, где работа над собой и создание изделия наглядно представляют собой единый и нерасторжимый процесс. Термин opus alchymicum на деле подразумевает, что трансмутация металлов происходит одновременно с изменением личности субъекта, что поиск и добывание философского камня совпадают с духовным созданием или перерождением субъекта, совершающего эти действия». Можно рассматривать данную выставку как результат некоторых из таких «алхимических опытов».

Ольга Королева

Бинарный подход к экспозиции выставки обусловлен стремлением наглядно продемонстрировать две стратегии в создании натюрморта Ольгой Королёвой. Условно их можно назвать «высказыванием» и «размышлением». «Высказывание» отличает большая материальность, осязаемость образа, близость к классическому натюрморту в его понимании старыми мастерами с ясным разделением пространства и предмета, «собранными» формами. «Размышление», в свою очередь, является словно наблюдаемым нами процессом становления, рождения форм из хаоса небытия. Сложное пластическое взаимодействие предметов с фоном не позволяет нам окончательно отделить одно от другого, они словно перетекают и трансформируются, как живая мысль в процессе её формирования. Таким образом, следуя заглавию выставки, можно охарактеризовать вторую часть экспозиции как натюрморт «по ту сторону» материального или трансцендентный натюрморт.

В контексте современного искусства, преимущественно спектакулярного, эффектного, стремящегося работать с масштабными формами, камерные и «интимные» работы Ольги Королёвой занимают своё особое место.

Алексей Угольников

Фото и репродукции картин из личного архива О. Королёвой

 Выставка продлится по 22 октября.

г. Новороссийск, ул. Революции 1905 г., 3.
Вход свободный.
(0+)

Last modified: 06.10.2021