11 октября исполнилось бы 80 лет Аркадию Иосифовичу Слуцкому (1940–2019).
Аркадий Иосифович Слуцкий
Кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Адыгея. Учёный, библиограф, специалист по истории книги, поэт, коллекционер. Родился в Киеве. Окончил филологический факультет Воронежского государственного университета. С 1968 года жил и работал в Краснодаре. Автор нескольких поэтических сборников. Редактор серии научных трудов «Книжное дело на Северном Кавказе». Последний выпуск этой серии несколько дней назад занял первое место на Всероссийском конкурсе краеведческих изданий «Авторский знак» в номинации «Материалы краеведческих семинаров, конференций, сборники статей».
…В марте, буквально за пару дней до наступления тотального карантина, мы сидели в мастерской художницы Ольги Ковтун, живущей ныне в Голландии, но время от времени возвращающейся в Краснодар. Вспоминали Аркадия Иосифовича Слуцкого и их совместный поэтический сборник «Ольга Ковтун – Аркадий Слуцкий. Два дискурса времени (продолжение диалога)». Я когда-то писал к нему предисловие.
Потом я писал о переводах на русский язык нью-йоркского поэта-модерниста Богдана Бойчука, с творчеством которого Аркадий Иосифович знакомил читателя с каким-то особенным упоением. После выхода этой книги состоялась личная встреча двух поэтов:
Петляя, дорога вела их друг к другу, предварительно разбросав по разным краям земли. Каждый устраивал свою жизнь. Бродил по свету, заводил друзей, писал стихи, понятия не имея о том, что где-то за горизонтом живёт другой – далёкий и похожий одновременно.
Шло время, седели виски, приходили и уходили друзья, куда-то исчезали подруги. Одно оставалось неизменным – привкус вина и аромат стихотворных строк. И то, и другое виделось откровением, ниспосланным свыше. Иногда, почти каждый раз под утро, в их сны спускалась звезда из Чумацкого шляха. И тогда один вспоминал о Киеве, а другой – о крохотном селе на Тернопольщине.
Они не знали, что родились в один день.
Дорога не спешила сводить поэтов вместе.
„Я иду навстречу…
но город укутался в камень
и не встречает меня“, – писал один.
„Март аритмичен.
И сердце болит в полнолуние“, – откликался другой.
Я не думал тогда, что однажды буду писать послесловие…
Когда Аркадий Иосифович навсегда уехал в далёкую Атланту, в его письмах уже не было стихотворных строк. В одном из них он обмолвился, что помимо научных статей хотел бы написать что-то совершенно новое для себя:
Мечтаю бросить писать все рецензии и статьи и написать несколько эссе о местах, с которым путешествующий и пишущий (NNN) совершенно незнаком, которые в его сознании не окрашены ни в какую культурную мифологию, не вызывают никаких ассоциаций.
И вскоре застал врасплох таким сообщением:
Приключилась и со мной совершенная неожиданность. Четыре дня путешествовал по Коста-Рике и Никарагуа… Никогда не смог бы даже нафантазировать себе такое. Бедность и удивительно красивые ландшафты. Но над каждой развалюхой спутниковая антенна. На автовокзалах бесконечное количество нищих и такое же количество желающих продать тебе гамак ручной выделки… Выкупался в Тихом океане…
Плыли через джунгли в лодочке по какой-то реке… велели руку в воду не опускать: крокодилов много… Говорят, даже выпрыгивают… Нам повезло, не выпрыгнули… Разглядывал никарагуанскую Гранаду… Впервые увидел „вполне“ колониальный город. И главное – попал в Кордильерах на почти действующие вулканы (здесь их целая гряда). К джунглям я уже „привык“ (совершенно невероятно представить), а вот вулканы впечатлили. Все вокруг „вулканическое“ – ландшафт, озёра, почва… Я попробую их (если получится) пофантазировать поподробнее. Пока впечатления „бессловесные“.
Солнечный день… Можно заглянуть в кратер… Видна бурлящая магма… Дышать тяжело – сера. Перекурил рядом с вулканом… Сера, ад, Босх и общение Моисея с Богом в одном сосуде („флаконе“) вполне реальны… Понемножку пили ром и никарагуанское пиво – заедали жареными бананами и рисом с бобами… Ладно, молчу.
С неизменным почтением А. Слуцкий.
Воплотить всё задуманное Аркадий Слуцкий, увы, не успел, но «пофантазировать подробнее никарагуанские вулканы» и многое другое у него получилось.
Юрий Лучинский
А. И. Слуцкий. Письмо из Никарагуа
(серия «Письма из Атланты»)
По чужой и торопливой воле я ехал из Коста-Рики в Никарагуа. Я понимаю, что у всех дорог есть прошлое и есть будущее, есть память, есть воображаемые начала и концы… Но эта меня не тревожила никакими воспоминаниями, её мифология оставалась для меня «пуста». Я не читал ни одной книги о Никарагуа, совершенно не знал (собственно, и не знаю) никарагуанской культуры, и от того эта дорога представлялась мне дорогой мгновенных бегущих зрительных впечатлений. Глаз замечал детали и частности, этакий слайд-фильм без титров, словно моё время состояло из отдельных «теперь» и изначально исключало возможность сложиться в сюжет, а всякая попытка что-нибудь рассказать грешила обилием назывных предложений, однородных прилагательных, не знала глагольных времён, кроме настоящего. Факт оставался фактом: я ехал в Никарагуа.
Приземлились в Либерии, которая Коста-Рика. Несколько часов мы вполне цивилизованно торопились по трассе не то в Сан-Хосе, не то в Манагуа. Мозаика незнакомых названий, завораживающих ландшафтов, разноцветных колониальных городков. Мелькали длинные складские ангары из металлоконструкций, ветряные электростанции, традиционные для всякой провинциальной трассы придорожные ресторанчики и торговые точки, в которых можно купить всё то же самое, что в сельском магазине в советские времена. Разве что вместо буханки хлеба тебе предлагали упаковку маисовых лепёшек, а вместо турецкой бижутерии – гамак ручной никарагуанской работы и высушенных рептилий.
Свернули на грунтовую просёлочную дорогу – узкую, скверную, разбитую. Такая дорога – особое состояния души, ритм жизни, строй размышлений. Её вплотную обступал тропический лес, мангровые заросли. Иногда дорога начинала раскачивать нас предгорным серпантином. Иногда внезапно сваливалась в низину, топь, болото. Микроавтобус качался, нервничал, подбрасывал на ухабах и колдобинах. Хотелось курить.
Без цвета (мне, впервые попавшему в центральную Америку) не обойтись. Тёплый золотисто-жёлтый (реже красный). В дальней перспективе много разного зелёного… И постоянно меняющееся небо… От тяжёлого до бесконечно высокого… От невыносимо голубого до свинцово-серого… Кто-то говорит: сезон дождей только закончился. Дожди здесь проливаются мгновенно. Им, как правило, предшествует шквалистый порыв ветра… И так же мгновенно душно-тяжёлыми облаками они провисают в небе. Но грязь и лужи остаются надолго.
Из-за поворота вываливается пьяная (неожиданно бесформенная) толпа агрессивных кактусов. Как в потасовке у ночной сельской забегаловки. Вдоль просёлка то тут, то там громоздятся груды проржавевшего листового железа, шифера, деревянных обшивок – кое-как слепленные в подобие жилья, в сборные домики, какие-то постройки, летние кухоньки, собачьи будки. Частоколы заборов (из сваленных здесь же на обочине узловатых деревьев), оплетённые какой-то зелёной порослью, ничего и никого не скрывают. Изредка в дремоте дворов мелькает фигура хозяйки или хозяина, но разобрать их лиц невозможно. Что поделаешь? Дорога. Всё торопится. Традиционно сохнущее, развешанное на верёвках (а может проволоке) семейное бельё и провисшие гамаки уточняют композицию кадра. Вдоль обочины, погружённые в жидкую грязь, каменеют буйволы. Гроздья свисающих бананов, сваленные кучами кокосы. Так мы движемся по этой узкой разбитой дороге час и два. Стремительно накатываются сумерки. Окружающие пейзажи становятся неуютными. Небо практически за час из голубого превращается в иссиня-чёрное.
Иногда прямо у дороги располагается какая-нибудь дешёвая забегаловка, в которой, начиная с вечера пятницы, кочуя от столика к столику, толпятся осунувшиеся вымороченные, небритые завсегдатаи. Заняться им нечем: сезон сбора тростника закончен (или ещё не начался). Цедят пиво и дешёвый ром, звенят жетонами у игровых автоматов, лениво обмениваясь репликами. Всё это длится ночь, а в субботу продолжается тяжёлым похмельем и раскачиванием гамака… Обескураживающая бедность (жизнь на пару долларов в день) ютится ниже горизонта. С гор скатывается навязчивое эхо неумолкающих гражданских войн – крестьянских, партизанских, подростковых. Безлюдные пепелища, бездомные, провожающие микроавтобус равнодушным взглядом, голодные собаки, ржавеющие остовы брошенной техники… Я соврал: когда-то видел документальный фильм о никарагуанской революции, «История одного отряда». Худые, с горящими глазами лица никарагуанских детей, которых взрослые учили стрелять из автоматов. У детей ещё всё впереди, пока же они крикливо бегают между столиками: жуют кукурузу и банановые чипсы.
Меня удивляет ощутимая способность времени быть одновременно медленным и быстрым. Пора устраиваться ночевать… Можно, конечно, перекантоваться под какой-нибудь дешёвой гостиницей прямо на улице в гамаке за два-три доллара. Мои спутники на это не соглашаются. Впрочем, для туристов всё предусмотрено. Спустя мгновение (практически сразу из джунглей и нищеты, словно перешагнув какую-то невидимую грань) автобус погружается в море огней, гирлянд, пьяно смеющихся и улыбающихся сытых людей, ресторанов на любой вкус… Шум океана, звуки оркестра, который надрывается на открытой площадке, латиноамериканские ритмы… Никаких гамаков и кукурузных лепёшек. На reception в очередь идёт распродажа развлечений – созерцание подводных красот, лиановые маятники, путешествие по Сирапике-реке вместе с крокодилами (рук в воду не опускать!!!). Можно, конечно, выбрать эксклюзив поспокойней. Сплавляясь по реке, громко передразнивать белолицых обезьян.
В пять часов утра ещё в плотных сумерках трогаемся дальше… Естественно, чем раньше автобус отойдёт от административного корпуса, чем дольше будет в дороге, тем легче из впечатлительного путешественника извлечь горсть долларов. Час-полтора – и сумерки рассеиваются. Старый автобус продолжает со скрипом карабкаться в гору.
Задерживаемся в Гранаде, центре никарагуанского католицизма с привкусом мавританской культуры. Ленивая неторопливость, классика колониальной архитектуры. Узкие улочки, приветливые одноэтажные магазинчики с пёстрым ассортиментом, двухэтажные здания, аккуратно выкрашенные в светло-зелёный, точнее, бледно-зелёный цвет или цвет топлёного молока. Говорят, Гранаду не любит даже дьявол. Слишком жаркий город. На центральной площади кафедральный собор, построенный в XVI–XVII веках на фундаменте мечети. Вдалеке угадывается вулкан Масайя. Не успели остановиться, как обрушился тропический ливень. Пытаемся спрятаться. Все – и дети, и взрослые – бросаются в кафедральный собор. Службы нет. Плывущий неф огромен, почти пуст, готов приютить путешествующих и скитающихся. Внутреннее пространство нежно, золотисто, торжественно, только витражи (в зависимости от солнечного освещения и стремительно набегающих облаков) на мгновения сгущают пространство до сумерек. Дети перекликаются в полный голос. Под порывами ветра где-то высоко-высоко гремят раскрытые служителями створки окон… Ливень закончился так же мгновенно, как обрушился.
На Кальсаде (так называется гранадская улочка) можно зайти в музей шоколада. Предпочитаем небольшой уютный ресторанчик. Традиционные жареные бананы, рис с чёрными (красными) бобами и говядиной. Из бананов в Никарагуа делают всё – гарниры, чипсы, пироги, мороженое, пиво. Маисовые лепешки раздражают, они не только хлеб, но и столовые приборы… Широко раскрытые рты… Нужно откусить часть столового прибора и не рассыпать начинки… Я к этой посуде так и не приспособился… С удовольствием съедаю десерт: сладкую ледяную рисовую кашу с молоком… Нормально… Кофе в Никарагуа варят скверно… Ладно, молчу… Прислушиваюсь: надеюсь услышать гул вулкана…
Я, конечно, старый, но за свою долгую жизнь, не видел ничего гармоничнее предгорных никарагуанских ландшафтов, сопряжённых холмов, вытянувшихся до горизонта, поросших тысячелетним лесом. На границе с грядой нависающих, дымящихся серой вулканов лёгкими островками (если смотреть сверху), среди тёмных высоченных сосен светлеет ярко-зелёная лиственница. Сквозь неё проглядывают редкие (всё больше красные) крыши строений, которые издали кажутся нереально-игрушечными. Порыв ветра, неодобрительный скрип деревьев, словно пролетела стая, прокатился «шум многих вод». Кроны деревьев раскачиваются и всякое мгновение меняют оттенки зелёного – от светло-травянистого до изумрудного, от прозрачного, радостного до тёмно-зеленого, влажного испаряющегося цвета джунглей… То тут то там в порослях мелькнут и исчезнут светлые спины пасущихся буйволов…
Ветки хлещут по окнам автобуса, трещат и царапают крышу. Где-то внизу торопится река, мелькают квадратные, выбравшиеся из гамаков, механические фигурки никарагуанских крестьян, в резиновых сапогах, черпающие широкими совковыми лопатами прибрежный песок, по случаю поглядывающие на заросли: не притаился ли крокодил… И так каждый день… А то, что можно сделать завтра, никогда не следует делать сегодня.
Медленно погружаемся в предгорья. Всё глубже. Холмы, скальные срезы… Следы извержений всё плотнее подступают к дороге, заслоняя дальнюю перспективу. Я удивлён: пространство начинает звучать чужими воспоминаниями и образами…
«Где больше неба мне, там я бродить готов,
И ясная тоска меня не отпускает
От молодых ещё, воронежских холмов
К всечеловеческим, яснеющим в Тоскане…»
Поэзия трогательно не безразлична к холмам и курганам. Впрочем, всё по-разному… Курганы тревожат русские пейзажи. Кажется, из Тютчева «Что уцелело, что дошло до нас? Два-три кургана, видимых поднесь…» Или из Фета «Где холм причудливый, как некий мавзолей…» Они всегда «выше нас», синеющие в дымке на рассвете. Это как знак и приговорённость («семь холмов как семь колоколов») истории… И её память.
Но почему, задаюсь я глупым вопросом, библейские холмы прыгают, как агнцы, и препоясываются радостью, тосканские холмы богаты виноградниками и по ним прогуливаются поэты, а вот о прекрасных никарагуанских ландшафтах мне так никто и никогда не рассказал? Или я просто читаю не те книги, не любопытен, не образован и никарагуанская дорога в католический ад меня никогда не интересовала? А может, я просто человек не той крови?..
Подземный гул вулкана слышится всё ближе. Старый автобус продолжает карабкаться в гору. Фразы петляют тропинками, начинают повторять самих себя. Вулканы вырастают из озёр и создают острова, вызывают засуху и делают землю плодородной, текут горящими реками, плюются магмой, усыпают чёрным вулканическим пеплом солнечные пляжи… Рим убеждён, что вулкан – жилище огненного бога. Католики, что вулкан – ворота в ад.
Можно заглянуть в кратер… Солнечный день… взгляду открывается огненная бездна, бурлящая, кипящая магма… Дышать тяжело – удушающий запах серы. Римма Алексеевна (жена моя) ошеломлена… Скорлупа земли ей показалась настолько тонкой, что вот-вот лопнет… Мне не хватает воображения ни Данте, ни Лозинского. Эхо «Я трепещу до сокровенных жил!». Вот такой «глагольный» гул…Я потрясён, но я им не верю… Куда они зовут? Ну нет у меня слов для рассказа о вулкане…
Ироничная реплика экскурсовода: «Начнётся извержение – не волнуйтесь, идите к автобусу…» Перекурил рядом с вулканом… Всё в моём воображении непостижимо перепуталось: ландшафты, погружённые в облака, вулканы-убийцы, сера, ад, Босх, общение Моисея с Богом («…глас которого тогда поколебал землю, и который ныне дал такое обещание: ещё раз поколеблю не только землю, но и небо»). Всё одновременно в одном огненном зрачке…
«…Иди за мной, и в вечные селенья
Из этих мест тебя я приведу…»
Ландшафты в облаках… Я раздражён, зол, мне хочется перечеркнуть этот невнятный текст, выбросить эти несколько листочков косноязычных мимолётных впечатлений, лишённых сюжета и динамики, собственно, впечатлений ни о чём… Или я восхищён?.. Гул стихает, автобус продолжает движение, самолёт выруливает на взлётную полосу и вслед за ландшафтом погружается в облака…
Аркадий Слуцкий Аркадий Слуцкий Письма из Атланты Аркадий Слуцкий Письмо из Никарагуа библиотека литература Юрий Лучинский
Last modified: 07.12.2020