Гений места / Genius loci

Арт, Статьи

Елена Саяпина. «Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко». Холст, масло. 2019 г.

Силуэт «Авроры» или памятник Екатерине II часто можно увидеть на открытках и сувенирных магнитах, но какие уголки города являются его неофициальными символами и «любимцами» жителей? На этот вопрос отвечает новый выставочный проект Муниципального концертного зала КМТО «Премьера» и заведующей кафедрой декоративно-прикладного искусства и дизайна художественно-графического факультета КубГУ Елены Морозкиной «Гений места / Genius loci», посвящённый 226-летию Екатеринодара–Краснодара.

Каждый краснодарец любит родной город, и у каждого он – свой. Одни предпочитают прогулки по старому центру, другим ближе современная архитектура, третьим – зелень парков. Какой Екатеринодар–Краснодар ваш? На этот вопрос ответили сами жители, выступив в роли своеобразных сокураторов выставки – на нескольких интернет-ресурсах они поучаствовали в голосовании за любимые уголки города.

Выбор жителей творчески осмыслили десять известных краснодарских живописцев и графиков: Дмитрий Котляров, Елена Морозкина, Дмитрий Прокопович, Елена Саяпина, Ирина Седова, Владимир Стурис, Надежда Устрицкая, Евгений Чёрный (Олифиренко), Эдуард Чуркин и Тенгиз Шамов. Их работы и вошли в выставочный проект, который откроется 19 сентября в 17:00 в Муниципальном концертном зале накануне Дня города.

Дмитрий Котляров

«Состояние OZ», холст, масло, 160 × 160, 2019

Дмитрий Котляров

Окончил художественно-графический факультет КубГУ (2001). С 1998 года
расписывает храмы и пишет иконы. Картина художника «Аллегория глупости» (холст, масло, 190 × 290) находится в коллекции ККХМ им. Ф. А. Коваленко. С 2009 года он участвует в выставках разных уровней. Избранные выставки:
«27 сентября» (групповая, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко, Краснодар, 2018), «Biometrics»*  (*«Биометрия») (персональная, ККХМ им. Ф. А. Коваленко, Краснодар, 2017), «Что делать?» (групповая, Краснодарский краевой выставочный зал изобразительных искусств, Краснодар, 2017).

– Я немного сюрреалистично написал самый интересный, на мой взгляд, в части архитектуры торговый центр Краснодара – «Oz Mall»*(*«ОЗ Молл»), внеся в привычный сюжет городского пейзажа изюминку и философское настроение. Тема города близка мне, поскольку я – человек центра: вырос и живу всю жизнь в доме архитектора М. Н. Ишунина – образце конструктивизма 1927 года постройки, который очень люблю. Я впитал в себя энергию главной улицы – Красной, моего личного места силы… Ты выходишь из дома и идёшь гулять по ней, заходя в кафешки, встречая друзей и знакомых, общаясь, обмениваясь энергетикой и импульсами, наполняясь разными идеями.

 

Елена Морозкина
«Дверь на Октябрьской»,
диптих, холст, масло, смешанная техника, 110 × 130, 2019

Елена Морозкина

Окончила художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического университета (2004). Кандидат педагогических наук, доцент. Член Союза дизайнеров России. Избранные выставки: организатор и участница международных пленэров в Сербии и  выставки краснодарских и новороссийских художников  «Россия и Сербия» (групповая, Сербия, Чачак, 2019), организатор и участница Международного творческого форума «Разные миры» (групповая, ККХМ им. Ф. А. Коваленко, Краснодар, 2017, 2018, 2019), «Aрт-Краснодар» (персональная, «Кубань ЭКСПО», Краснодар, 2018), Международная выставка «Feste in Arte*» (*«Фестиваль искусств») (групповая, Италия, Пьове-ди-Сакко, 2017), Всероссийская выставка «Молодые художники России» (групповая, ЦДХ, Москва, 2010).

– На прогулках я фотографировала винтажные двери старых домов с их разными фактурами и орнаментами, и диптих – их собирательный образ, «портрет». Двери – символ и квинтэссенция прожитой жизни, одновременно заключающие в себе самодостаточную красоту предмета и печать истории. Их можно рассматривать бесконечно, гадая, какая жизнь была за ними. От «новоделов» их отличает душа. Как художнику мне хочется визуально связать в городе новые районы и старый центр (теми же мозаиками), а одноэтажную застройку и, например, торговый центр «Oz Mall» – современным парком арт-объектов, не уступающим европейским образцам.

 

Дмитрий Прокопович

«Триколор», холст, масло, 115 × 145, 2018

«Карасунская, 93», холст, масло, 110 × 170, 2019

Дмитрий Прокопович

Окончил Российскую государственную специализированную академию искусств (2000) и аспирантуру Российской академии живописи, ваяния и зодчества (2003). С 1995 года является участником выставок разного уровня. Член Союза художников России. Работы автора находятся в государственных и частных собраниях в России, Украине, Франции и Польше. Избранные выставки: «Цвет и звук» (персональная, Муниципальный концертный зал, Краснодар, 2018), «Картины из квартиры» (персональная, галерея «Арт-Союз», Краснодар, 2018), «Городские истории» (персональная, Галерея Ларина, Краснодар, 2017).

– Я вырос в Феодосии и жил на севере, но, переехав семь лет назад в Краснодар, не смог не полюбить его старый центр, полный лирики прошлого. Особняки и домишки, поэтика маленьких улочек, сидящие на подоконниках коты, деревья, смыкающие кроны в зелёные «тоннели»… Грустно, что эта часть Краснодара уходит. Коммунаров, Гоголя, Рашпилевская, Октябрьская, Карасунская… На каждой из этих улиц столько удивительных двориков, что каждый раз, проходя мимо, ты открываешь для себя что-то новое. В новых районах города тоже есть своя красота и романтика – совершенно не похожая на дух старого центра, где сосредоточена вся культурная жизнь.

 

Елена Саяпина

«Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко»,

холст, масло, 200 × 110, 2019

«Улица Красная. Вид на Краснодарскую филармонию им. Г. Ф. Пономаренко»,
холст, масло, 150 × 110

Елена Саяпина

Окончила художественно-графический факультет КубГУ (1998). Признанный мастер пленэрной живописи. Завкафедрой графики, доцент кафедры живописи и композиции художественно-графического факультета КубГУ, кандидат педагогических наук. Член Союза художников РФ. Избранные выставки: «Немного мартовского света» (персональная, Муниципальный концертный зал, Краснодар, 2019), «Моя Кубань» (персональная, галерея «Сантал», Краснодар, 2017), «Краски Кубани» (персональная, КубГУ, Краснодар, 2013).

– Остановившийся у моей работы зритель с правой стороны улицы Красной увидит моими глазами особняк инженера Батырбека Шарданова – главное здание музея и уголок моей любимой части города, где я выросла и где проходит моя жизнь. На улице Мира я училась в детской художественной школе № 1, откуда нас водили в музей на экскурсии. Потом был худграф КубГУ, тогда ещё занимавший здание на улице Октябрьской, 25. Потом в моей жизни появился ещё один адрес: Октябрьская, 51 – Краснодарское отделение Союза художников России… Конечно, эта часть города тоже меняется. Эти изменения и радуют, и печалят, но такова жизнь. Иногда хочется плакать, когда исчезают старинные домики и на их месте вырастают высотки, но и в контрасте старого и нового тоже есть своё очарование.

 

Ирина Седова
«На балконе моей мастерской (с видом на ЖК «Большой» и универмаг «Краснодар»)»,
холст, масло, 110 × 150, 2019

Ирина Седова

Окончила Краснодарское художественное училище (1978) и Художественно-промышленную академию КГУКИ (2006). С 1980 года участвует в городских, краевых, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. Автор росписей и диорам в картинной галерее рисплемзавода им. А. И. Майстренко в Красноармейском районе Краснодарского края, в Домах культуры и пр. Работы Ирины приобретены Министерством культуры РФ, галереями Франции, Германии, Мальты и США. Ирина Седова – заслуженный деятель искусств Кубани, член Союза художников России. Избранные выставки: Международная биеннале станковой графики «Калининград–Кёнигсберг» (групповая, художественный музей, Калининград, 1994), VII Художественная выставка «Арт-Манеж» (групповая, ВЦ «Манеж», Москва, 2002), Академическая выставка Творческого союза российских художников (групповая, ТСРХ, Санкт-Петербург, 2007).

– Панорама вечернего города с мерцанием огней и бликами от автомобильных фар завораживает. Если смотришь с земли – высотки давят, но здесь, наверху, наоборот, есть ощущение простора и мощи города, где смешались архитектура советской эпохи и современность… Краснодар с его особенной энергетикой нельзя не любить: когда возвращаешься сюда из путешествия или рабочей поездки, словно попадаешь в уютное гнёздышко. Я жила в разных частях города: и в крохотных квартирках с низкими потолками, и в доме архитектора Александра Петровича Косякина на улице Короткой – он был первым мужем моей бабушки, спроектировал почтамт и Мариинский институт. Поэтому могу сказать: хорошо, что вновь стали строиться дома с высокими потолками – не типовые, а со своим обликом.

 

Владимир Стурис
«
Мой город», холст, масло, темпера, 110 × 130, 2019

Владимир Стурис

Окончил Краснодарское художественное училище (1997). С 1998 года – участник краевых и зональных выставок. Работы находятся в частных коллекциях в России, Бельгии, Японии, Латвии, США и Великобритании. Избранные выставки: «Солнцеворот» (персональная, Муниципальный концертный зал, Краснодар, 2019), «Далёкое близкое» (групповая, ККХМ им. Ф. А. Коваленко, Краснодар, 2017), «Край. Современное искусство Краснодара» (групповая, музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург, 2013).

– Дубинка, район улицы Таманской, заброшенного кладбища, – одна из самых старых частей Краснодара. Кто-то назвал этот район своим любимым местом, и я этот выбор поддержал. Мне кажется, каждый, кто, как я, живёт здесь, вступает в особые взаимоотношения с городом. Они начинаются с прогулки ранним утром выходного дня, а лучше – 1 января, когда на улицах никого нет. В тишине и спокойствии ты спускаешься к реке Кубани улочками вдоль палисадников, ворот, калиток… Гуляешь без конкретного маршрута, встречаешь самые разные времена: домишки начала ХХ века, советскую застройку, образцы индустриальной архитектуры. И все они рождают в тебе, в твоей голове, удивительное и странное ощущение грусти и радости одновременно. Его, это эмоциональное, интуитивное, вызывающее, как коллаж, разные ассоциации ощущение, я и хотел передать.

 

Надежда Устрицкая
Полиптих из серии «Когда деревья были большими»,
офорт, коллаграфия, литографские процессы на полиэстере, 110
× 110, 2019

Надежда Устрицкая

Окончила художественно-графический факультет КубГУ (1984). Доцент кафедры графики художественно-графического факультета КубГУ. Член Союза художников России и Творческого союза российских художников. Организатор русско-мексиканских проектов «Пейзаж без границ. Мичоакан и Кубань. Россия и Мексика» (2014) и «Пространство и границы» (2015). Автор учебно-методических пособий «Офорт» (2009) и «Книга художника» (2016). Награждена золотой медалью Творческого союза российских художников, дипломом «Лучшая книга года» XXII Московской международной книжной выставки-ярмарки за иллюстрации к роману «Наш маленький Париж» В. И. Лихоносова и др. Избранные выставки: «Без границ» (персональная, галерея «Доротея», Краснодар, 2018), «Формула эстампа» (персональная, ККХМ им. Ф. А. Коваленко, Краснодар, 2017), «Кубань – жемчужина России» (групповая, Краснодарский краевой выставочный зал изобразительных искусств, Краснодар, 2017).

– Четыре листа посвящены Краснодару моего детства. Я выросла неподалёку от железнодорожного вокзала «Краснодар-1»… Запах гудрона, гудки прибывающих тепловозов, долетающие обрывки объявлений: «Скорый поезд номер…»  Улицы им. Суворова и Ленина, парк им. М. Горького… По этой во многом довоенной части Краснодара и по всем историческим кварталам, что тянутся на север до улицы Северной и на запад до улицы Октябрьской, я могу бродить бесконечно: просто выхожу из троллейбуса или автобуса и погружаюсь в прошлое, складывая его фрагменты, как мозаику. И если раньше я болезненно относилась к изменениям облика города, то сейчас понимаю: трудно, да и не надо сохранять всё, но пусть будет нетронутым историческое ядро.

 

Евгений Чёрный (Олифиренко)
«Дом на улице Октябрьской»,
холст, масло, 110 × 130, 2019

Евгений Чёрный (Олифиренко)

Окончил Краснодарское художественное училище (2002) и Художественно-промышленную академию КГУКИ (2006) по специальности «дизайн». Участвовал в 2016 году в росписи церкви святых Константина и Елены в городе Скопье (Македония). Работает как художник интерьеров и сценограф.

– В районе Сенного рынка есть один дом – довольно скромный, типичный мещанский домик начала ХХ века. С каждым годом таких домов становится всё меньше и меньше – у них, как правило, нет статуса памятников. Но визуально в этом доме столько лирики, столько истории! Он сам по себе – как открытая рана, что и притянуло меня и в поэтическом, и в художественном плане. Так хочется, чтобы на подобные здания между улицами Октябрьской и Кубанской Набережной обратили внимание и каким-то образом посодействовали не уничтожению, а реставрации этих объектов. Ведь каждый из них – очень личная, тёплая история, достойная того, чтобы её сохранили. Домишки, в которых рождались, росли и старились несколько поколений, и делают Краснодар городом-колыбелью, моей тихой гаванью, нашей общей «родительской» обителью.

 

Эдуард Чуркин
«Фото в трамвае»,
холст, масло, 160 × 137, 2019

Эдуард Чуркин

Окончил Краснодарское художественное училище (1998). С 2010 года участвует в региональных и всероссийских выставках. Работы художника находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. Избранные выставки: «27 сентября» (групповая, ККХМ им. Ф. А. Коваленко, Краснодар, 2018), «Луна-16» (групповая, ККХМ им. Ф. А. Коваленко, Краснодар, 2017), «От этюда к импровизации» (персональная, галерея «Белый квадрат», Анапа, 2016).

– Обычный и привычный всем трамвай – один из символов Краснодара хотя бы потому, что связывает старые районы города с их купеческими особняками и новостройки без особых архитектурных изысков. Когда-то трамвай ходил по улице Красной, по историческому ядру города, хранящему дух времени, его поэзию и эстетическую красоту. Но в прошлом веке во время субботника трамвайное полотно буквально за два дня силами жителей перенесли на улицу Коммунаров… Трамвай, которым можно добраться фактически в любую часть города, – этакий трудяга, и любовь к нему во многом объясняет характер краснодарцев.

 

Тенгиз Шамов

«Пруд», холст, акрил, 160 × 180, 2019

Тенгиз Шамов

Окончил Краснодарское художественное училище (1998). С 2001 года участвует в региональных и всероссийских выставках. Работы художника находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. Избранные выставки: Международная выставка «Россия и Сербия» (групповая, Сербия, Чачак, 2019), «Фонтан» (персональная, галерея Михаила Смаглюка «Глюк», Краснодар, 2018), проект «OFFтоп»* (*«ОФФтоп») (групповая, Сочинский художественный музей, Сочи, 2018).

– Городской сад (он же бывший парк культуры и отдыха им. М. Горького) с прудом, где плавают утки и лебеди, нравится мне беззаботностью и лёгкостью. Как и тысячи коренных краснодарцев, я люблю центр (хотя спальные районы тоже по-своему интересны, особенно в сумерках) и его старые парки. Там красиво, там зелень, там кипит жизнь. Вид вечернего парка – огни, их рефлексы на воде, блики от света фонарей, фонтаны – не про конкретный парк. Он фиксирует мои ощущения – не пейзаж, но аллегорию места, состояние и настроение.

Анастасия Куропатченко

Фото Ольги Мельниковой

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№7–8, июль–август 2019 г.)

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 16.09.2019