Кисть и резец: Топ-5 неизвестных известных художников

Арт, Статьи

Леонид Сологуб

Леонид Сологуб. «Деревня». 1920-е – 1930-е гг.

Кажется, мы знаем всё о мастерах изобразительного искусства Екатеринодара-Краснодара: самые первые – Евгений Посполитаки и Александр Курочкин, самые самобытные – Алексей Паршков и Сергей Воржев, самые актуальные – ЗИП и Recycle Group. Но мы ошибаемся. «Городская афиша» составила мини-рейтинг художников столицы Кубани, чьи имена ничего не говорят широкой публике… в отличие от искусствоведов и коллекционеров.

 

Лирик времён конструктивизма

Николай Шариков

Николай Шариков. «Геленджик. Ветер». 1930-е гг.

НИКОЛАЙ ШАРИКОВ (1873–1951),
академический пейзажист эпохи авангарда, педагог и гитарист              

Николай Данилович был родом из мещан уездного города Сердобска Саратовской губернии, откуда уехал учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем – в мастерскую академика В. Маковского в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. Позже перебрался в Москву: примкнул к обществу художников академического направления «Звено», учился игре на шестиструнной гитаре у В. Лебедева, работал у скульптора С. Конёнкова, но преимущественно занимался подёнщиной: стенды, плакаты, графики. Позже бедствовавший Николай Данилович по рекомендации отправился в Краснодар, где более двадцати лет преподавал в художественном училище и был одним из тех, кто стоял у истоков краевого отделения Союза художников РСФСР. В то время он полностью посвятил себя пейзажу (Черноморского побережья, предгорной полосы Кубани). В период оккупации Краснодара «Лунная соната» Шарикова попала на устроенную немцами выставку местных авторов, что стоило художнику работы в училище. После войны он был снят с должности и, как это случалось со многими, «забыт».

 

Протеже Чехова и Репина

ПЁТР КРАСНОВ (1878 – после 1965),
первый директор Екатеринодарского художественного училища,
скульптор-эмигрант        

Пётр Степанович рос в подмосковных Новосёлках, куда однажды на удачу заехал Чехов, обративший внимание на этюды самоучки. Чехов же и похлопотал об устройстве Краснова «вольным посетителем» в класс Московского художественного общества, где крестьянскому сыну поначалу отказали. Но затем Петра взяли, а Пётр взял медали за академические рисунки и этюды. С помощью всё того же Чехова двадцатилетний художник поступил в Петербургскую академию художеств в Высшие художественные мастерские, которые вёл И. Репин. После их окончания по рекомендации Ильи Ефимовича, который был дружен с Фёдором Коваленко, Пётр Степанович уехал в Екатеринодар, чтобы стать первым директором художественного училища. После революции Пётр Краснов перебрался во Францию, потом в США. В Нью-Йорке писал жанровые сцены из жизни окраин, в Чикаго стал резать по дереву, провёл пять персональных выставок в Лос-Анджелесе и одну – в Пасадене.

 

Мирискусник пишет голландскую королеву

Леонид Сологуб

Леонид Сологуб. «Скалы у моря». 1920-е гг.

ЛЕОНИД СОЛОГУБ (1884–1956),
участник объединений «Бубновый валет» и «Мир искусства»

Выросший в Екатеринодаре купеческий сын Леонид Сологуб студентом класса архитектуры Л. Бенуа в Императорской Академии художеств получил первую премию за проект здания банка в Харькове, заграничное пенсионерство – за проект здания Госдумы и широкую известность – как участник гремевших в то время творческих объединений «Бубновый валет» и «Мир искусства». К 100-летию Бородинского сражения Леонид Сологуб сделал проект памятника на Шевардинском редуте, а к 300-летию Дома Романовых – павильоны в Костроме, где познакомился с будущей женой Анной, дочерью Е. Красильщиковой, чей портрет пастелью работы В. Серова – гордость музея им. Ф. А. Коваленко. После революции работал в мастерской А. Щусева, потом вернулся в белый Екатеринодар, чтобы в январе 1919-го покинуть родину: его ждали Константинополь, Афины, Капри, Белград, Париж. Затем Леонид Романович на 30 лет осел в Гааге: проводил выставки русских художников, писал королевскую семью, дважды отклонял предложения королевы о гражданстве.

 

Лот «Синие вёдра»

Елена Скуинь-Солуянова

Елена Скуинь-Солуянова. «Пионы и вишня», 1956 г.

ЕЛЕНА СКУИНЬ-СОЛУЯНОВА (1908–1986),
живописец и выдающийся акварелист, одна из ярчайших представительниц Ленинградской школы

Елена Петровна родилась в Екатеринодаре в семье учителя из Риги: после художественно-педагогического техникума она пыталась продолжить образование в Ленинграде, но провалилась и устроилась художником на завод, занимаясь в Институте повышения квалификации работников искусств. Там её работы заметил А. Осмёркин, и девушку зачислили в его мастерскую, сразу на третий курс Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (ЛИЖСА). Вернувшись из эвакуации в Ленинск-Кузнецкий, Скуинь-Солуянова служила художником драмтеатра, затем преподавала в школе при ЛИЖСА и училище им. В. И. Мухиной, позже перешла на работу в Ленизо. В этот период масло в её творчестве уступило место акварели, а итоги пленэров в кубанских совхозах («Табак Кубани», «Садово-парниковый натюрморт») и натюрморт («Синие вёдра», «Натюрморт с красными баллонами») стали визитками художницы, работы которой в 1982–1989 годах были среди топ-лотов аукционов L’Ecole de Leningrad французского дома Drouot.

 

Гиляровский театра в портрете

Роман Левицкий

Роман Левицкий. Слева направо: Ю. М. Соломин в роли царя Федора Иоановича, Е. Н. Гоголева в роли фрау Петерс, а также Ю. И. Каюров в роли Сафонова

РОМАН ЛЕВИЦКИЙ (1920–1991),
иллюстратор и театральный график, оставивший впечатляющую галерею портретов деятелей искусства

По окончании краснодарской школы № 42 Роман Васильевич поступил в художественное училище, но началась война, и доучивался он в эвакуации – на театрально-декорационном отделении училища им. П. П. Бенькова в Ташкенте. После работал главным художником издательства ЦК ЛКСМ Узбекистана «Молодая гвардия» и Госкомиздата Совета министров УССР, там же начал рисовать актёров – карандашом, пером, акварелью. Только в 1975 году Левицкий вернулся в Краснодар: иллюстрировал продукцию Краснодарского книжного издательства, дружил с Пташинским, рисовал артистов оперетты, пока в конце 1980-х не переехал в Ленинград. К тому времени московское издательство «Изобразительное искусство» уже выпустило наборы открыток Романа Васильевича: «Образы МХАТ. „На дне“», «Островский в Малом театре», «Актёры БДТ им. М. Горького в ролях» и другие. За три десятилетия Роману Левицкому позировали более тысячи артистов – от Ростислава Плятта до Майи Плисецкой. Часть работ он подарил Ленинграду, часть – Бахрушинскому музею.

 

Анастасия Куропатченко

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№9, ноябрь, 2018 г.)

 

 

Last modified: 16.11.2019