
Фото из архива Ирины Седовой
Художника Василия Монастырного не стало почти год назад. При жизни он, по обыкновению, раз в десять лет являл миру созданные за это время работы, как бы подводя черту под тем или иным периодом творчества. На этот раз выставку картин Монастырного открывала его супруга – заслуженный деятель искусств Кубани Ирина Седова. И зал художественного музея имени Ф. А. Коваленко в этот день, 8 февраля 2018 года, с трудом мог вместить всех желающих. Финальная точка в творчестве любого автора всегда придаёт особый смысл его произведениям…
Василий Монастырный был мастером сюжета, с помощью которого мог подчинить себе любую тему. Его ранние работы посвящены разным периодам советской истории: «Агитпоезда революции», «Коммунары. Кубанские плавни», «Молодость страны», «Строители Кубанского моря», «Они защищали родину». По словам Ирины Седовой, эти картины не потеряли ценности для современной публики, потому что в творчестве Монастырного никогда не было полного трагизма, даже когда он писал войну и революцию. Языком живописи он пытался рассказать правду о человеке, оказавшемся заложником своего времени.
Правдива на полотнах художника и Россия девяностых: бомжи, нищие на грязных улицах… «кубанские цирюльники», превращающие деревья в нелепые обрубки. Эти работы наполнены горьким сарказмом. А один из самых ярких образов, встречающихся в них, – дерево без ветвей и корней – символизирует безвременье, в котором на несколько десятилетий застряла страна. Начав разбираться со своим горьким прошлым, мы забыли, что правда об ушедшем нужна для того, чтобы строить будущее, а не закапывать себя в выгребной яме истории. Есть ли выход из этого тупика? Монастырный его нашёл.
В дальнейшем творчестве художника очень важной стала христианская тема. При этом он не уходил в библейский символизм, а продолжал писать людей, постигающих свою истину. Христос Монастырного очень похож на булгаковского Иешуа, наверное, потому, что оба автора больше внимания уделяли человеческой сущности Спасителя, которая нам ближе и понятней. Воскресший Христос-Бог – прекрасен и далёк, а истерзанный Христос-человек, несущий на себе все грехи мира, – это то, что мы можем постигнуть. Да, на это постижение порою уходит вся жизнь, но, наверное, именно такая жизнь – в пути, в поиске – чего-то стоит.
Причём чаще всего истина открывается в самом конце, и эта мысль очень тонко передана в одной из самых сильных работ Монастырного – «Музкоманде» (полное название «Музкоманда „Танго смерти“»). Музыканты, играющие в концлагере за мгновение до расстрела, обретают вечную жизнь на полотне. Когда смотришь на эту картину, вспоминается поэт из рассказа Борхеса. Перед казнью он обратился к Богу и попросил дать ему время на то, чтобы закончить начатую поэму. Господь растянул доли секунды в годы. Поэт думал, подыскивал рифмы… пуля летела, и когда в поэме была поставлена последняя точка, она наконец достигла цели. Окружающие ничего не заметили – время было дано только поэту. Или только он смог воспользоваться временем?.. Так и «Музкоманда» Монастырного – вечность, до которой способен дотянуться человек.
Ирина Седова говорит, что Василия Монастырного очень волновал вопрос, не исчезает ли истина по мере приближения к ней. Вглядываясь в картины художника, созданные в последние годы жизни, понимаешь, что он нашёл ответ на этот вопрос за секунду до вечности.
Владимир Бегунов
Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№ 1(1), март)
Last modified: 03.09.2018