Анатолий Ильяхов: О мудрости вина, выдержанной тысячелетиями

Анатолий Ильяхов

Фестиваль «Античное наследие России», прошедший в минувшем году на Кубани, помог нам хотя бы на время вернуться к источнику мудрости, бьющему из недр величайшей культуры прошлого. Для того, чтобы мы могли использовать опыт древних греков и римлян в реалиях современности. Об одной из традиций, накрепко связавшей вчера и сегодня Краснодарского края витиеватой виноградной лозой, рассказал писатель Анатолий Ильяхов в своей книге «Три чаши Диониса. Античный код современного виноделия», вышедшей в Рекламном доме Кубани в рамках фестиваля. А о том, как она создавалась, вы сможете узнать из интервью автора «Городской афише».

 

 − Анатолий Гаврилович, тем, кто ещё не успел прочитать вашу книгу, расскажите в двух словах, чем наполнены чаши Диониса.

Если честно, название родилось сразу, как только я взялся за рукопись. Когда есть название, пусть даже сначала рабочее, мысли уже сами собой текут в нужном направлении, складываясь в текст. У меня была цель популярно рассказать читателю об истории виноделия с древнейших времён, чтобы у него сложилось представление о вине, как о полезном для здоровья продукте, а не о зловредном зелье.

Вы спрашиваете, почему «Три чаши»? На самом деле, здесь кроется глубокий философский смысл. Чаша наполняется хорошим вином − пей на здоровье, но помни, о чём предупреждал Дионис, греческий бог виноделия: «Первая чаша принадлежит разговору, вторая − веселью, третья − наслаждению; с четвёртой будь осторожен…» А Фалес из Милета, философ и математик, ещё в V веке до н. э. говорил: «Мы приглашаем друг друга в гости не для того, чтобы есть и пить, а для того, чтобы есть и пить во взаимном общении». Говорил, как будто нам с вами…

− Наш край всегда был винодельческим регионом. И, казалось бы, авторам об этом – писать и писать. Однако до сих пор в популярной кубанской литературе этой теме было отведено место где-то на периферии. Как вы думаете, почему?

− Подозреваю, что причина в самой теме, которую старательно обходит любой здравомыслящий писатель из-за пресловутых «антиалкогольных кампаний», которые проводятся в нашей стране − не удивляйтесь − с 1918 года. Не хочется тратить время и труд на рукопись, которая не найдёт своего издателя. А «самиздатом» до сердца читателя не достучишься!

Мне повезло, что меня поддержали люди из серьёзных государственных структур (в частности министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Христофор Александрович Константиниди), заметившие, что я ратую за здоровый образ жизни, и именно на это направлена моя книга. Да, я одобряю любые меры правительства России по запрету на изготовление и продажу вин сомнительного качества, поддерживаю ограничение рекламы алкогольной продукции. Но малоэффективным мерам «принуждения общества к трезвости» предпочитаю воспитание словом, как писатель. Я за возрождение интеллектуальных застольных традиций, за культуру общения с бокалом божественного напитка, который греки называли «кровью Диониса», вкладывая в эти слова не столько религиозно-ритуальный смысл, сколько патриотический, намекая на национальное единение.

АНАТОЛИЙ ГАВРИЛОВИЧ ИЛЬЯХОВ родился в 1941 г. в Сочи. Окончил Краснодарский политехнический институт (ныне КубГТУ) по специальности инженер-строитель и более 40 лет успешно реализовывал себя в этой профессии, получив ряд правительственных наград СССР. Участвовал в боевых действиях в Афганистане, являясь руководителем контракта советских  специалистов за рубежом (1986-1988). Ещё в школе и институте писал статьи и заметки о сверстниках в городские и краевые газеты. Позже сотрудничал с журналами «Бизнес-Ключ» (Челябинск), «Курортный Олимп», «Вестник торгово-промышленной палаты» (Краснодар). Выйдя на пенсию, занялся литературным творчеством, черпая вдохновение в истории и культуре античного мира. В 2008 году вступил в Союз писателей России. Книги Анатолия Ильяхова одинаково полезны и интересны как специалистам, так и широкому кругу читателей.

− Ваше увлечение античностью было предсказуемо, если не сказать, закономерно. Мама – гречанка, папа, с детства влюблённый во всё, что касается Древней Греции и Древнего Рима… А в какой момент эносоставляющая этой культуры попала в сферу ваших интересов?

− Я пишу книги на эту тему 20 лет. Иначе какой бы я был грек? Во всех моих работах есть сведения о виноделах и почитателях вина − мудрецах и философах, царях и полководцах, крестьянах и воинах, ремесленниках и рабах. Нагляднее всего о застольных традициях древних греков я рассказал в романе-трилогии «Орёл в стае не летает» − о македонском царе и полководце Александре Великом. За годы творчества у меня скопился приличный архив с материалами по истории виноделия, и когда я узнал, что в крае пройдёт фестиваль «Античное наследие России», с хорошим настроением, как говорится, на одном дыхании подготовил книгу к изданию. Какой она получилась − решать читателям, но я ею доволен. Словно испил чашу греческого вина двухтысячелетней выдержки! Ведь не зря русское слово «вино» произошло от древнегреческого «oneo» − «приносящее пользу». Всё или почти всё о виноделии − из той жизни!

− Анатолий Гаврилович, позвольте добавить в нашу беседу немного «провокации». Ваша книга имеет подзаголовок: «Античный код современного виноделия». Об античности в ней говорится действительно много – она вся об этом. А вот о гуру кубанской энологии – Артемии Сергеевиче  Мержаниане и Леониде Марковиче Малтабаре, – ни слова. Основанная ими современная винодельческая школа не унаследовала этот код? Или причина в чём-то другом?

− Я изначально не ставил перед собой задачи освещать изыскательскую работу учёных в этой области. Но… раз вы задали этот вопрос, придётся похвалиться. Вышло так, что, наоборот, с использованием материалов из моих книг в последние годы были защищены семь научных диссертаций – кандидатских и докторских. Я счастлив, что оказался полезным российской науке. Однако, приступая к работе над книгой «Три чаши Диониса», я старался прежде всего привлечь внимание читателя занимательными историями и фактами из жизни Древней Греции, чтобы на первых порах заинтересовать своими рассуждениями о вине, а не удивить собственными познаниями в кубанской энологии. Но я готов протянуть «нить Ариадны» из глубины веков до нашего времени и начать работу над второй частью книги, но в соавторстве со специалистами винодельческих предприятий края, технологами и учёными. Если поступит предложение, буду рад.

− Вы – винодел?

− По образованию я инженер-строитель. С вином знаком по книгам и семейным обедам, как многие. Но эта тема меня каким-то образом будоражит, по-хорошему. Наверное, играют эллинские гены. Помню, когда был маленьким, моя семья жила в коммунальном доме с тесным общим двором. Отец, тоже строитель, убеждённый трезвенник, но большой любитель «натурального вина», по случаю праздничных торжеств посылал меня с графином к соседу-армянину, «тайно» изготавливающему вино на продажу. Однажды рядом с дровяным сараем отец ухитрился вырастить один куст «Изабеллы», и каждую осень собирал урожай, ведро-два, сам делал вино. Мастерски! Я был школьником, но хорошо помню припрятанную в сарае стеклянную бутыль, необыкновенный запах зреющего виноградного вина. Каюсь, пробовал и, кажется, до сих пор хочу ощутить нечто подобное. Возможно, именно эта память подтолкнула меня к энотеме в собственных произведениях.

Когда я читаю или пишу о вине, буквально ощущаю вкус, чувствую аромат, витающий вокруг. Как-то у себя на даче сам делал неплохое вино, гости хвалили. Но пусть всё же этим занимаются знатоки-технологи винного производства.

ИЗДАННЫЕ РАНЕЕ КНИГИ АВТОРА

Этимологический словарь. Античные корни русского языка (Ростов-на-Дону, 2006)

Зевсу посвящённые. Тайны древних Олимпиад (Ростов-на-Дону, 2006)

Вакху посвящённые. Секреты античной кулинарии, застолья и виноделия (Ростов-на-Дону, 2007)

Эросу посвящённые. Античные любовные истории (Ростов-на-Дону, 2007)

Пир мудрецов (Санкт-Петербург, 2009)

Этимологический словарь. Античные корни в русском языке (Москва, 2010)

Эллада и Кубань. Сквозь времена и дали (Краснодар, 2012)

Игры эллинов у подножия Олимпа. Три тысячи лет до 2014 (Краснодар, 2012)

Античные корни в деловой терминологии. Словари:

Человек и природа. Закон и право. Финансы и экономика. Наука и производство. Философия разума. Медицина (Краснодар, 2014)

Орёл в стае не летает. Книга первая: Знак Зевса (Краснодар, 2014)

Орёл в стае не летает. Книга вторая: Уроки Аристотеля (Краснодар, 2015)

Орёл в стае не летает. Книга третья: Избранник Вечности (Краснодар, 2016)

Наедине с мудростью. Каноны нравственности, благоразумные рассуждения, утончённые мысли, назидания, размышления, афоризмы и обычная житейская мудрость (Краснодар, 2015)

Этимологический словарь. Античные корни в русском языке (Москва, 2016)

Подробнее на сайте: www.ilуаhоv.ru

− Как вы считаете, возможно ли вернуть в сегодняшний мир, всё больше отрывающийся от культуры как таковой, культуру виноделия и винопития?

− Культура виноделия на Кубани реально возрождается. И действительно радуешься, когда видишь образцовые виноградники, современные технологические производства и шикарные фирменные магазины по продаже вина. Появились экскурсии на визаводы, развивается энотуризм. Это уже два шага к культуре. Нужен третий, решительный шаг − образовательная энокультурная программа на ТВ, в СМИ, книгах, чтобы каждый смог раз и навсегда уяснить для себя, что «пить вино и пьянствовать − не одно и то же» (Плутарх). Во всём нужна мера, а в застолье особо! Даже Эпикур, известный призывами к удовольствиям, предупреждал: «Прежде смотри, с кем ты ешь и пьёшь, а потому уже, что ешь и пьёшь. Ведь нажраться одному, без друзей − дело льва или волка». За сроком давности мы не в состоянии сегодня оценить по достоинству мастерство виноделов Древней Греции. Поэтому поверим на слово античным авторам, которым довелось испытать чудодейственные свойства вин своих современников. Нам же остаётся согласиться с мудрецом Феогнидом: «Злом становится хмель, если выпито много. Но если пить разумно вино − благо оно, а не зло».

− О чём будет следующая книга Анатолия Ильяхова?

− Жду, когда мне позвонят представители винодельческих предприятий Краснодарского края и предложат написать продолжение книги «Три чаши Диониса»… А пока работаю (уже пятый год) над биографическом романом о Марке Туллии Цицероне… С момента описываемых в книге событий прошло более двух тысяч лет, но иной раз просыпаешься утром и понимаешь, что в мире с тех пор мало что изменилось: конец «демократической» республики, настойчивое проявления диктатуры, становление империи. Выдающиеся личности − Марий и Сулла, Помпей, Антоний и Цезарь, Август… Все рвутся к власти, забывая о народе. Как с этим справляется герой моего будущего романа, судебный оратор Цицерон, он же «защитник униженных», скоро узнаем…

Беседовала Ольга Карслидис

Фото из личного архива Анатолия Ильяхова

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№7, сентябрь 2018 г.)

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 18.09.2019