Двойное открытие в «Галерее Ларина»: «1954. Художественный комбинат» и выставка эскизов Эдуарда Нетребко

Арт, Новости

Ул. Северная, 510. Бывшее здание Краснодарского художественного комбината

Ул. Северная, 510. Бывшее здание Краснодарского художественного комбината

11 сентября в «Галерее Ларина» откроются сразу две выставки. На первом этаже будет представлен исследовательский проект «1954. Художественный комбинат» (куратор – Ася Большова), на втором – экспозиция эскизов к мозаикам авторства Эдуарда Нетребко (из частной коллекции Татьяны и Михаила Лариных). Собственно, именно эскизы Нетребко и послужили отправной точкой для искусствоведческих исследований и размышлений о советском искусстве в регионах, нашедших воплощение в проекте «1954».

Выставки, разумеется, можно смотреть по отдельности, но именно в комплексе они позволяют наиболее объёмно увидеть и прочувствовать эпоху.

 

Художественный комбинат

1954. Художественный комбинат

Зародившаяся в 1930–1940-е годы идея орабочивания художников воплощалась вплоть до распада СССР и затронула не только столицы, но и провинцию. 1954-й – год, когда в Краснодаре был создан художественно-производственный комбинат: трёхэтажное здание, состоящее из мастерских и цехов – что-то вроде завода.

О непоследовательном развитии искусства Краснодара можно говорить как раз начиная с 1950-х. В то время, когда в Москве и Ленинграде набирал силу нонконформизм, в Краснодаре расцветала запутанная система управлений, комбинатов и прочих структур по плановому производству искусства «периода дальнейшего развития социалистического общества». Отголоски концептуализма Кабакова появятся здесь лишь в 2010-х, чудесным образом просто пропустив несколько логичных этапов становления.

В истории Краснодарского художественного комбината много вопросов, объективные ответы на которые не удастся получить ни у одного из его участников, а любые документальные свидетельства, способные прояснить ситуацию, утрачены. Из воспоминаний художников следует, что комбинат был построен на «свои» средства и находился в ведомстве СХ, художники выполняли госзаказы (в основном агитационные плакаты, мозаичные оформления архитектуры, городские монументы), получали деньги – система работала. А к 1990-м она начала затухать, актуальность больших заказов пропала, и в 2013 году здание комбината выкупил бизнесмен А. Степанян.

Искусство, которое производилось на комбинате, практически утрачено (художники тогда почти ничего не документировали, «ненужные» эскизы отправлялись на свалку), оно сохранилось только в частных коллекциях (в сложившейся ситуации фигуру коллекционера можно полноправно приравнять к роли музейного хранителя).

Проект «1954. Худкомбинат» – не опыт реинтерпретации советского наследия, не документальное расследование акта купли-продажи мастерских, не реванш «обездоленных» художников, а попытка сложить слово «искусство» из найденных остатков ушедшей эпохи.

В экспозиции собраны работы из частных коллекций и архивов художников. Кроме того, специально для проекта свёрстана инсталляция, на которой наглядно представлено развитие деятельности Краснодарского художественного комбината в контексте художественной среды региона. Подобный формат подачи материала обоснован задачей заинтересовать молодую аудиторию.

 

Эдуард Нетребко

Выставка эскизов Эдуарда Нетребко

Художника Эдуарда Нетребко называют «новороссийским классиком». Действительно, его наследие очень разнообразно и включает в себя настоящие символы ушедшей эпохи – эскизы к мозаикам, которые художник создавал во времена, когда мир искусства функционировал через систему художественных комбинатов и госзаказов.

Историки очень по-разному интерпретируют культурную модель, сложившуюся в советское время. Согласно весьма архаичной версии в рамках этой модели создавалось тоталитарное искусство, обслуживавшее тоталитарное государство. Согласно другой – соцреалистическая модель культуры предстаёт как глобальный проект, смысл которого заключается в производстве несуществующей реальности.

Расцвет советской мозаики пришёлся на 1960–1970-е. Тогда мозаика являлась одним из немногих инструментов украшения города, поэтому по ней легко проследить эволюцию идеологии. Мозаика позволяла спасаться от обезличенности и серости, практически неизбежной в условиях жёсткой типизации.

«Мы всегда были загружены заказами, работали по всему побережью. Делали мозаичные панно из смальты, прямо на комбинате и обжигали. В 1989 году заказы прекратили поступать. Потом нас стали зажимать налогами, мы продали землю – у комбината был большой хороший двор, лишь бы сохранить само здание. Теперь там огромный жилой комплекс, а нас осталось работать восемь-девять художников, членов Союза, трудимся, делаем что-то для себя», – рассказывает Эдуард Нетребко.

 

Кажется, в эскизах Нетребко отображена квинтэссенция советской мозаики: здесь и множество пионеров, трубящих в трубы и вечное солнце. Композиция выглядит удивительно вольной, не скованной, разреженной, тяготеющей к абстрактности.

Эскизы авторства Эдуарда Нетребко из коллекции Татьяны и Михаила Лариных стали отправной точкой для искусствоведческих исследований и размышлений о советском искусстве в регионах.

Эдуард Нетребко (род. 1937) – художник. Окончил Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица. Является членом Союза художников России и членом Международной федерации художников (ЮНЕСКО). С 1965 до 1989 года работал на художественно-производственном комбинате в Новороссийске, автор многочисленных батиков и панно.

Выставки продлятся до 4 октября.

Адрес: г. Краснодар, ул. Октябрьская, 60/1
(12+)

Ася Большова

Иллюстрации предоставлены «Галереей Ларина»

Last modified: 08.09.2020