В Краснодарском театре драмы готовят премьеру «Трёх сестёр» А. П. Чехова

Новости, Театр

Открытая сцена

Ожидается, что этот спектакль будет новаторским во всех смыслах. Не только потому, что ставит его смелый экспериментатор от режиссуры Мария Селедец, и не только потому, что выйдет он на новой площадке театра – Открытой сцене. Неожиданным для большинства артистов стал уже сам репетиционный процесс – постановка создаётся путём этюдного метода. О том, что это такое и почему это так важно, хотелось бы рассказать подробнее.

 

Этюдный метод работы с актёром впервые был предложен Константином Сергеевичем Станиславским – основоположником теории о психологическом жизнеподобном театре. Это метод действенного разбора материала, способ проб того или иного явления в пьесе (конфликта, событийного ряда, характера персонажа) вне «застольного периода». То есть этюдный метод – процесс поиска заложенных самим автором ключей к раскрытию образов героев, обстоятельств, в которых они существуют, проблем и конфликтов, которые их окружают.

Георгий Хадышьян, исполнитель роли Чебутыкина (Доктора):

«То, что можно высидеть за столом и то, что логически откладывается в голове во время читок, – имеет отношение к рациональному. А в этюдном методе ты непосредственно окунаешься в особую атмосферу, познаёшь материал на эмоциональном уровне. Интуитивно ты идёшь к персонажу – от себя и через себя, – приходя в итоге к какому-то результату. Зачастую этот путь самый верный».


Этюд сцены (фрагмента)
 – основа метода. В ходе такой пробы – психофизической по своему типу – происходит сопоставление реальной жизни с жизнью пьесы. В ходе этюда действия актёра на площадке могут расходиться с прописанными автором действиями его персонажа. Это побуждает к анализу роли, уточнению и проработке её нюансов. Именно так находится точечный контакт сценического произведения с подлинной жизнью, волнующей и актёра, и зрителя.

Филипп Душин, исполнитель роли Андрея Прозорова:

«Я постиг многогранность моего героя. Благодаря этюдному методу можно исследовать те стороны персонажа, его характера, души, биографии, которые не явно прописаны в самой пьесе».

 

Главная задача этюдов в репетиционном процессе – проверка на правду. Как правило, эти этюды не носят показательного характера, поскольку являются творческой пробой, действенным поиском. Каждый раз они могут идти по-разному, в зависимости от состояния исполнителей и их импульсов. Это позволяет в первую очередь найти и оправдать черты характера героя, его эмоциональное состояние, жизненные приоритеты и отношение к другим персонажам.

Михаил Дубовский, исполнитель роли Солёного:

«Я однозначно понял, что мой персонаж – нигилист. Он всегда в отрицании. Всегда против всего, даже против себя самого».


Важная составляющая этюдного метода – импровизация. Это не означает совершенный уход от пьесы.
Это творческий порыв, имеющий всё же свою структуру: конкретный персонаж в конкретных предлагаемых обстоятельствах. Например, в ходе этюда несколько актёров проверяют отношения между их героями. За основу берётся не сцена из пьесы, а обстоятельства, в которые они могли бы попасть. Это может быть спор на ту или иную тему, дуэль, азартная игра… что-то, что непременно выведет ситуацию на противоречия между персонажами. Обычно в таком случае совсем не обязательна привязка к авторскому тексту и репликам.

И тогда в ходе этюда актёрам, поставленным в непрописанную ролевую ситуацию, помогает действовать их жизненное нутро, интуиция, их эмоциональное восприятие происходящего. Другими словами, проверяя правду жизни пьесы, они вынуждены действовать по правде жизни как таковой. Тогда и раскрываются поведенческие черты их героев – людей реалистичных, чувствующих и мыслящих.

Арина Савельева, исполнительница роли Натальи:

«Я поняла одну глобальную вещь, репетируя этюдами: если что-то не получается, нужно идти от себя – тогда ты не соврёшь».


Мария Кнебель
– ученица Станиславского и продолжатель его традиций – отмечает в своей работе «О действенном анализе пьесы и роли» важность партнёрской поддержки и заинтересованности в процессе. Она принимает во внимание, что на первоначальном этапе репетиций этюдным методом исполнитель не сразу может побороть смущение, физическую скованность, неловкость от импровизационно произносимого текста. И именно поэтому она настаивает на коллективном сплочении в этом непростом творческом поиске, который помогает актёру на площадке раскрепоститься, почувствовать себя свободно. В результате это позволяет будущему спектаклю наполниться неподдельной искренностью, чувственностью и естественностью.

 

Анастасия Громовикова

Фото предоставлены Краснодарским академическим театром драмы им. М. Горького

 

Премьера спектакля «Три сестры» (16+) А. П. Чехова запланирована на первую половину октября.

Следите за новостями театра драмы на официальном сайте и в соцсетях.

Last modified: 23.10.2020