Ожидается, что этот спектакль будет новаторским во всех смыслах. Не только потому, что ставит его смелый экспериментатор от режиссуры Мария Селедец, и не только потому, что выйдет он на новой площадке театра – Открытой сцене. Неожиданным для большинства артистов стал уже сам репетиционный процесс – постановка создаётся путём этюдного метода. О том, что это такое и почему это так важно, хотелось бы рассказать подробнее.
Этюдный метод работы с актёром впервые был предложен Константином Сергеевичем Станиславским – основоположником теории о психологическом жизнеподобном театре. Это метод действенного разбора материала, способ проб того или иного явления в пьесе (конфликта, событийного ряда, характера персонажа) вне «застольного периода». То есть этюдный метод – процесс поиска заложенных самим автором ключей к раскрытию образов героев, обстоятельств, в которых они существуют, проблем и конфликтов, которые их окружают.
Георгий Хадышьян, исполнитель роли Чебутыкина (Доктора):
«То, что можно высидеть за столом и то, что логически откладывается в голове во время читок, – имеет отношение к рациональному. А в этюдном методе ты непосредственно окунаешься в особую атмосферу, познаёшь материал на эмоциональном уровне. Интуитивно ты идёшь к персонажу – от себя и через себя, – приходя в итоге к какому-то результату. Зачастую этот путь самый верный».
Этюд сцены (фрагмента) – основа метода. В ходе такой пробы – психофизической по своему типу – происходит сопоставление реальной жизни с жизнью пьесы. В ходе этюда действия актёра на площадке могут расходиться с прописанными автором действиями его персонажа. Это побуждает к анализу роли, уточнению и проработке её нюансов. Именно так находится точечный контакт сценического произведения с подлинной жизнью, волнующей и актёра, и зрителя.
Филипп Душин, исполнитель роли Андрея Прозорова:
«Я постиг многогранность моего героя. Благодаря этюдному методу можно исследовать те стороны персонажа, его характера, души, биографии, которые не явно прописаны в самой пьесе».
Главная задача этюдов в репетиционном процессе – проверка на правду. Как правило, эти этюды не носят показательного характера, поскольку являются творческой пробой, действенным поиском. Каждый раз они могут идти по-разному, в зависимости от состояния исполнителей и их импульсов. Это позволяет в первую очередь найти и оправдать черты характера героя, его эмоциональное состояние, жизненные приоритеты и отношение к другим персонажам.
Михаил Дубовский, исполнитель роли Солёного:
«Я однозначно понял, что мой персонаж – нигилист. Он всегда в отрицании. Всегда против всего, даже против себя самого».
Важная составляющая этюдного метода – импровизация. Это не означает совершенный уход от пьесы. Это творческий порыв, имеющий всё же свою структуру: конкретный персонаж в конкретных предлагаемых обстоятельствах. Например, в ходе этюда несколько актёров проверяют отношения между их героями. За основу берётся не сцена из пьесы, а обстоятельства, в которые они могли бы попасть. Это может быть спор на ту или иную тему, дуэль, азартная игра… что-то, что непременно выведет ситуацию на противоречия между персонажами. Обычно в таком случае совсем не обязательна привязка к авторскому тексту и репликам.
И тогда в ходе этюда актёрам, поставленным в непрописанную ролевую ситуацию, помогает действовать их жизненное нутро, интуиция, их эмоциональное восприятие происходящего. Другими словами, проверяя правду жизни пьесы, они вынуждены действовать по правде жизни как таковой. Тогда и раскрываются поведенческие черты их героев – людей реалистичных, чувствующих и мыслящих.
Арина Савельева, исполнительница роли Натальи:
«Я поняла одну глобальную вещь, репетируя этюдами: если что-то не получается, нужно идти от себя – тогда ты не соврёшь».
Мария Кнебель – ученица Станиславского и продолжатель его традиций – отмечает в своей работе «О действенном анализе пьесы и роли» важность партнёрской поддержки и заинтересованности в процессе. Она принимает во внимание, что на первоначальном этапе репетиций этюдным методом исполнитель не сразу может побороть смущение, физическую скованность, неловкость от импровизационно произносимого текста. И именно поэтому она настаивает на коллективном сплочении в этом непростом творческом поиске, который помогает актёру на площадке раскрепоститься, почувствовать себя свободно. В результате это позволяет будущему спектаклю наполниться неподдельной искренностью, чувственностью и естественностью.
Анастасия Громовикова
Фото предоставлены Краснодарским академическим театром драмы им. М. Горького
Премьера спектакля «Три сестры» (16+) А. П. Чехова запланирована на первую половину октября.
Следите за новостями театра драмы на официальном сайте и в соцсетях.
Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького Мария Селедец новости Премьера спектакля «Три сестры» А. П. Чехова театр
Last modified: 23.10.2020