Кавалер музейного собрания

Арт, Статьи

В. А. Тропинин. «Портрет капитана лейб-гвардии конно-пионерского эскадрона Ф. П. Глебова-Стрешнёва». 1840 г.

В. А. Тропинин. «Портрет капитана лейб-гвардии конно-пионерского эскадрона Ф. П. Глебова-Стрешнёва». 1840 г.

Подлинная история капитана лейб-гвардии конно-пионерского эскадрона Ф. П. Глебова-Стрешнёва в рубрике «Шедевры».

 

Готовясь к своей первой музейной экскурсии по основной экспозиции, я предложил исправить этикетку под одним из портретов кисти В. А. Тропинина. На нём «московским Грёзом», как называли Василия Андреевича восхищенные современники, был изображён офицер гвардейского конно-пионерского эскадрона. Помещённая ниже давняя надпись на золотистой табличке гласила: «Портрет ротмистра Ф. П. Глебова-Стрешнёва». На мои уверения, что конно-пионеров никогда не было чина «ротмистр», раздосадованные старшие коллеги в качестве аргумента предоставили монографию М. Ю. Барановской о Тропинине, откуда и была взята информация для музейной этикетки. Интернет тогда был ещё в зачаточном состоянии, и нам пришлось дожидаться третейского письма из московского ГИМа, а потом всё-таки менять название портрета.

Моё шутливое замечание о «приблизительном женском искусствоведении», которое сродни женским романам, было признано крайне обидным для музейной научной репутации, но потом почти прощено – добытая крошечная истина была всё-таки важнее. До этого я занимался декабристской иконографией, писал на эту тему дипломную работу на искусствоведческом факультете, и подобные униформологические тонкости был обязан знать. В качестве некоторого примирения я предложил патриотическое пари о том, что отыщу у капитана Глебова-Стрешнёва кубанские корни.

Для начала пришлось вспомнить давнюю историю о предводителе касогов, предков черкесов, Редеде, который в лето 6530 (1022) года предложил тмутараканскому и черниговскому князю Мстиславу Удалому, сыну Владимира, крестившего Русь, перед сражением устроить на кубанском берегу богатырский поединок, с тем чтобы напрасно не губить остальных воинов. Лаврентьевская летопись, мне кажется, Мстиславово жульничество с засапожным ножом постаралась не заметить, а обида, осталась только в старых адыгских сказаниях. Наверное, некоторым историческим извинением можно считать то, что первый железный российский линкор, построенный в ХIХ веке, получил название «Князь Редедя».

Н. К. Рерих. «Единоборство Мстислава с Редедей». 1943 г.

Н. К. Рерих. «Единоборство Мстислава с Редедей». 1943 г.

Редедина сына женили на дочери тмутараканского князя, а объединённое воинство отправилось против варягов Ярослава Мудрого «воевать киевский стол». Позже часть его расселилась по днепровским берегам и стала называться «чёрными клобуками» или «черкасами». Став по этой замечательной версии, со временем, одной из этнообразующих групп запорожских казаков. В павловское время герольдская комиссия Сената посчитала потомками Редеди дворянские роды Глебовых, Чаадаевых, Лопухиных и другие – всего девять фамилий, к одной из которых принадлежал даже великий флотоводец адмирал Фёдор Ушаков.

У Стрешнёвых не было такой богатой родословной. Первый известный представитель этого рода Лукьян был можайским однодворцем, то есть почти крестьянином. Всё переменилось, когда рано овдовевшего московского царя Михаила Фёдоровича решили опять женить. Смотрины затянулись на недели, многие именитые боярские дочки утомительный «кастинг» не прошли. А глянулась первому царю из рода Романовых только Лукьянова дочка – Евдокия. Её красоту и стать так и не смогли потом испортить ни обильная и «несбалансированная» пища, ни духота и низкие потолки царских палат. В значительной степени её крутой нрав унаследовали внуки – царевна Софья и будущий император Пётр Великий.

Царь Михаил Фёдорович Романов и его жена Прасковья Лукьяновна, урождённая Стрешнёва

Царь Михаил Фёдорович Романов и его жена Прасковья Лукьяновна, урождённая Стрешнёва, бабушка царевны Софьи и императора Петра I

Генерал-аншеф Ф. И. Глебов, дед пушкинского друга П. Я. Чаадаева, вышел в отставку и женился повторным браком на фрейлине Е. А. Стрешнёвой. Их сын участвовал в знаменитом Альпийском переходе А. В. Суворова и молодым гусарским генералом получил смертельную рану в одной их первых наполеоновских войн. Его подросшего сына, столбового дворянина Фёдора Петровича Глебова-Стрешнёва (1807–1864) отдали в гвардейские инженеры. Они были под особым покровительством Великого князя Николая Павловича, однако, похоже, доверия будущего императора они не оправдали, (офицеры конно-пионерского эскадрона были замешаны в декабристском движении, а их командир М. И. Пущин – в особенности). В составе сводного гвардейского корпуса Ф. П. Глебов-Стрешнёв участвовал в русско-турецкой войне 1828–1829 годов, был награждён Аннинской саблей с надписью «За храбрость», орденом Св. Станислава и памятной серебряной медалью.

Когда в бывшем московском доме Ф. П. Глебова-Стрешнёва, чьё имя успело основательно забыться, открывалась наша совместная с немецким посольством выставка «Искусство Германии XVI–XIX веков из собрания ККХМ имени Ф. А. Коваленко», мы, «политеса ради», подарили московскому музею репродукцию его портрета хорошего качества. Написанный в 1840 году и непостижимым образом оторванный от огромной фамильной портретной галереи, он в 1933 году попал в фонды Краснодарского художественного музея. Сегодня же можно утверждать, что круг замкнулся и один из потомков Редеди вернулся домой.

Иван Ващенко,
эксперт по художественным ценностям Министерства культуры России,
почётный член Российской академии художеств

Иллюстрации предоставлены Иваном Ващенко

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар»
(№2, февраль 2019 г.)

Last modified: 29.06.2020