После Октябрьской революции конфискованные государством у прежних владельцев произведения искусства – иконы и картины в золотых рамах, скульптурная бронза и мрамор, императорский фарфор и хрусталь – свозились в гигантские пакгаузы, откуда «по-хозяйски» продавались за рубеж или спешно раздавались провинциальным музеям. Так в 1927 году в Краснодарский художественный музей им. А. В. Луначарского (ныне ККХМ им. Ф. А. Коваленко) попал и «Портрет дамы», написанный Тимофеем Неффом. Имени изображённой на нём молодой женщины, одетой в белое кисейное платье, никто не знал (слишком суетным было распределение и слишком спешной перевозка), но она обладала какой-то невероятной статью. Подобной стати, как показало время, невозможно достигнуть ни ухищрениями современной пластической хирургии, ни «боевой» косметологией, ни фитнесом, ни анорексическими диетами. Это врождённый, а потому недостижимый знак высокой породы, который не ускользнул от глаз музейных работников, решивших «раскопать» биографию Дамы.
Им это удалось – помогла скучная «мужская» разновидность исторической науки, называемая униформологией и изучающая особенности служебной и, в первую очередь, военной формы. Дело в том, что на «Портрете дамы» мы видим ещё один портрет. Он висит над камином за спиной у неизвестной (по крайней мере, до определённого момента) красавицы. На нём – военный в мундире первой половины ХIХ века трёхчетвертном ракурсе с подзорной трубой в руке. На его груди отчётливо видна голубая Андреевская лента, а также большой белый крест со звездой – знак награждения его орденом Святого Георгия II степени. Тёмный воротник мундира – с золотым парадным шитьём. После серьёзных сравнительных исследований было определено, что на портрете изображён адмирал российского императорского флота Алексей Грейг (1775–1845) – командовавший Черноморским флотом в 1816–1833 годах и руководивший взятием Анапы и Варны.
Грейги были потомками «крайне беспокойного» шотландского рода Мак-Грегоров, которых королева Елизавета Английская когда-то рассеяла по свету, запретив навсегда их «крамольную» фамилию. Так появились в разных странах Грейги, Грегоры и Григи. Однако по иронии судьбы упрямая фамилия «смутьянов» Мак-Грегоров сохранилась в названии самого популярного сорта шотландского виски.
На русской службе вначале прославился адмирал Сэмуэль Грейг-старший. Он отличился в морских сражениях с турками и шведами. Своего десятилетнего сына Алексея он отослал на суровую стажировку «нижним чином» в английский флот. В итоге получился замечательный морской офицер, строивший новые корабли и обсерватории, создававший заново Черноморский флот и его морскую академию.
Алексей Грейг женился поздно, его жена Юлия Сталинская родила ему пятерых детей, в том числе двух девочек. К 1852 году, когда был написан портрет, ей было пятьдесят два года, старшей дочери Юлии – двадцать три, а младшая, Евгения, была ещё подростком. Так появилась наиболее предпочтительная версия, согласно которой на портрете изображена Юлия Алексеевна Грейг (1829–1855), жена российского посла в Риме барона Николая Борисовича Штиглица. (Род этот прославил также Александр Штиглиц – основатель Центрального училища технического образования, выросшую позже в знаменитую Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию, носящую его имя.)
К сожалению, природа не любит совершенства – на одном из римских балов партнёр не удержал баронессу Юлию Штиглиц во время танца, и она, ударившись о каминную полку, повредила себе спину. Похоронили её в Санкт-Петербурге, на Смоленском лютеранском кладбище, рядом с отцом. Надгробие в виде ангела можно увидеть и в наши дни (правда, недавно оно было осквернено и залито зелёной краской). Ю. А. Штиглиц была, как и её отец, талантливой художницей. В Германии, в музее Штиглицов, сохранился её акварельный этюд дворца «Санзанюи», подаренного, по преданию, Грейгам самой императрицей Екатериной II, которая, кстати, была крёстной матерью Грейга-младшего.
Таким образом, по счастливой случайности, удалось спасти портрет баронессы Юлии Алексеевны Штиглиц от исторической немоты, вписав его в «осмысленное» музейное пространство.
Иван Ващенко
Иллюстрации предоставлены Иваном Ващенко
Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар»
(№1, январь 2019 г.)
А. С. Грейг арт Иван Ващенко Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко Портрет Юлии Алексеевны Штиглиц урождённой Грейг статьи Т. А. Нефф Шедевры Ю. М. Сталинская
Last modified: 13.04.2020