Служившие Родине и искусству

Арт, Статьи

В. А. Пташинский. «Улица Чкалова». 1964 г.

В. А. Пташинский. «Улица Чкалова». 1964 г. / Репродукция с сайта ptashinskiy.ucoz.ru

В честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне 2020 год объявлен Годом памяти и славы. Для нашего города он совпал с 77-й годовщиной освобождения от немецко-фашистских захватчиков, которую мы отметим 12 февраля. «Городская афиша» вспоминает краснодарских художников-фронтовиков, для которых эта война стала одной из главных тем творчества и общественной деятельности.

 

Художник сцены: Александр Чечин (1909–1983)

А. А. Чечин

А. А. Чечин. «Воспитанный Сталиным» (впоследствии «Подвиг Героя Советского Союза Хусена Андрухаева»). 1951 г. / Репродукция с официальной страницы Адыгейского областного товарищества «Художник» в liveinternet.ru

Расцвет Краснодарского театра музыкальной комедии (в будущем – театра оперетты и ныне – Музыкального) в послевоенные годы невозможно представить без сценографии и костюмов его главного художника, заслуженного деятеля искусств РСФСР Александра Чечина. Приглашением Александра Александровича в 1953 году театр был обязан директору – легендарному Андронику Исагуляну, сумевшему «выбить» приехавшему из Майкопа Чечину квартиру, а труппе – здание кинотеатра «Колосс», под крышей которого со всей страны были собраны молодые артисты.

Выросший в семье уральских казаков Александр Чечин окончил Саратовское художественное училище, трудился художником-постановщиком и главным художником театров Уральска, Чебоксар, Таганрога, Днепропетровска. Войну Александр Александрович встретил художником-корреспондентом газеты «Красное знамя» 28-й армии. Он участвовал в Сталинградской битве, через Беларусь дошёл до Саксонии и Восточной Пруссии, вернулся с орденами Отечественной войны и Красной Звезды, боевыми медалями и фронтовой серией рисунков «Солдатская слава», продолженной полотнами, плакатами и рисунками уже в мирное время.

После судьба забрасывала Александра Александровича в Улан-Удэ, Луганск и Майкоп (причиной переезда на юг стала болезнь дочери), где Чечин в 1950–1952 годах возглавлял товарищество «Художник». В Майкопе Чечину вместе с коллегами предстояло заново создать художественную школу автономной области. Так у «Художника» появился ежемесячный план для двадцати четырёх его авторов и студия повышения квалификации, где готовили к поступлению в художественные училища. А в 1952 году работы майкопчан (включая полотно Чечина «Подвиг Героя Советского Союза Хусена Андрухаева») впервые участвовали в республиканской выставке в Москве.

В Майкопе случилось и возвращение Чечина в сценографию: за сезон 1952/1953 в областном драмтеатре им. А. С. Пушкина он выпустил тринадцать спектаклей («Собака на сене», «Бесприданница», «Коварство и любовь», «Гроза», «Овод» и др.) А летом 1953 года для Александра Александровича начался 20-летний этап службы в Краснодарском театре музкомедии, где он буквально из крашеной марли создавал миры для героев И. Кальмана, Ф.Легара и И. Дунаевского. В 1954 году Чечин с режиссёром Г. Спектором поставил первую оперетту на местную тему – «У нас на Кубани». А «Цыганский барон» И. Штрауса в его сценографии (1972) шёл 26 лет.

 

Художник кадра: Георгий Прокопец (1922–2001)

Г. М. Прокопец «Дебаркадер». 1985 г.

Г. М. Прокопец. «Дебаркадер». 1985 г. / Репродукция с сайта art-nostalgie.com

Георгий Мефодьевич Прокопец родился в семье рабочего железной дороги. Вместе с ним росли несколько братьев и сестёр. Рисовать Прокопец начал ещё в краснодарской школе № 12 – выпускал стенгазету и мечтал о большем. Когда грянула Великая Отечественная, 19-летний ополченец Жора Прокопец ушёл на фронт. Защищая Кубань и Украину, он потерял правую руку, вернувшись домой с двумя орденами Отечественной войны и медалями. Рисовать пришлось учиться заново – левой рукой. Мама Жоры каждое утро прикладывала к спинке его кровати лист бумаги – серой обёрточной или тетрадной.

Год спустя Георгий Мефодьевич решил попытать счастья на художественном факультете ВГИКа и… поступил! Его педагогами были мастера, не нуждающиеся в представлении: Ф. Богородский, Ю. Пименов, Г. Шегаль. В 1951 году вместе с дипломом художника-постановщика Прокопец получил распределение на Киевскую киностудию им. А. П. Довженко, где он проработал почти 40 лет. Параллельно с киноработой член Союза художников и Союза кинематографистов СССР Георгий Прокопец создаст декорации для спектаклей нескольких театров, будет участвовать в выставках…

В 1953–1984 годах Георгий Прокопец как художник-постановщик работал на двух десятках картин студии им. Довженко, главными из которых стали «В бой идут одни „старики“» и «Аты-баты, шли солдаты…» Леонида Быкова. Когда более полутора километров рабочих материалов фильма «Аты-баты, шли солдаты…» оказались браком, Георгий Мефодьевич придумал подарить министру обороны СССР Андрею Антоновичу Гречко холст с батальной сценой на Туапсинском направлении, где воевал маршал: так Быков получил нужную для пересъёмки военную технику.

Георгия Мефодьевича не стало в мае 2001 года. Он умер в своей киевской квартире, а его коллекция картин, раскадровок и эскизов к фильмам была кем-то из наследников выставлена на продажу. Художник ушёл именно в ту пору, когда зацветали его любимые яблони, символизировавшие для него Май Победы: почти во всех фильмах, художником-постановщиком которых он был, нет-нет да и мелькнёт ветка цветущей яблони – фирменный знак Георгия Прокопца.

 

Художник штихеля: Владимир Пташинский (1922–1982)

В. А. Пташинский. Триптих «Родной край». 1966 г.

В. А. Пташинский. Триптих «Родной край». 1966 г. / Репродукция с сайта ptashinskiy.ucoz.ru

Известной серии гравюр заслуженного художника России Владимира Пташинского «Литературные места России», созданной им в поездках по дачам Л. Толстого, М. Лермонтова, В.Короленко, А. Чехова и Н. Лескова, не суждено было бы появиться, не будь на свете села Шабановского под Краснодаром. Здесь в войну в сельской школе размещался эвакогоспиталь, где лежал раненный в ногу Владимир Александрович. Гитлеровцы наступали, медсёстры посадили его на одну из последних подвод; всех, кто не успел уехать, фашисты расстреляли. Уже в мирное время Пташинский на свои средства повесил на здании школы мемориальную доску в память о тех событиях…

Детство Владимира Александровича прошло в Армавире, где работали его родители – учительница и агроном, решившиеся на переезд в Краснодар из-за сына, которого к поступлению в художественное училище подтолкнул учитель рисования П. В. Мова. За полгода до диплома Пташинский ушёл на фронт, прошагав дорогами войны от Кавказа до Вены. Был дважды ранен, награждён боевыми орденами и медалями. В училищный класс ему довелось вернуться только в 1945-м… Потом были работа печатником в краевом издательстве, иллюстрации и обложки (например, для «Кочубея» А. Первенцева) и собственные военные рассказы (рассказ «Стихи на обелиске» вошёл в сборник «Среди героев наши имена»).

В 1953 году на долгие пятнадцать лет Владимир Александрович стал директором первой в крае детской художественной школы № 1, носящей ныне его имя. Он заложил существующие и сегодня традиции летних пленэров и посвящения в ученики, дал путёвку в искусство, к примеру, Сергею Дудко, Ольге Яковлевой и Ольге Ковтун. Добился выделения школе собственного здания – бывшего особняка присяжного А. Ф. Рубинского на ул. Мира, 27, где в 1961 году вместе с коллегами и родителями сделал ремонт…

Владимир Пташинский успевал многое: быть председателем краевого отделения Союза художников РСФСР (и добился расселения «коммуналки», чтобы у художников появился свой дом – бывшая евангельско-лютеранская церковь по ул. Октябрьской, 51), депутатом краевого Совета народных депутатов, резать экслибрисы, показанные на «Экспо-67» в Монреале, «Экспо-70» в Осаке и I Всесоюзной выставке «Советский экслибрис» в Москве (они были подарены им музею им. Ф. А. Коваленко). И именно Владимир Александрович первым заговорил о необходимости создания мемориала павшим в Великую Отечественную у Всесвятского кладбища, где сегодня горит Вечный огонь.

 

Анастасия Куропатченко

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар»
(№2, февраль 2020 г.)

 

 

Last modified: 18.02.2020