По дороге в Сербию

Вид из окна автобуса

Если спросят, с чем у меня ассоциируется Сербия, я отвечу: с яркой зеленью и красными кирпичными крышами милых домиков, как белые грибы мелькающих то тут, то там на склонах… С морем цветов, гнущимися под тяжестью плодов ветками деревьев и холмами, холмами, распростёршимися настолько далеко, насколько только хватает взгляда. А объединяет это сочное сербское «блюдо» полоска гор – как голубая каёмочка на тарелочке, запомнившейся из детства…

В июле в рамках творческого форума «Разные миры», организацию которого третий год подряд осуществляет художественно-графический факультет Кубанского государственного университета, в сербском городе Чачаке прошёл очередной международный пленэр. Десять авторов (Владимир Аксёнов, Юрий Самсонов, Ирина Абрамова, Елена Морозкина, Наталья Шмидберская, Лина Коваленко, Владимир Стурис, Ксения Сивакова, Константин Канский и художник из Китая Ван Ефу) прибыли в Чачак по приглашению местной администрации. «Городской пейзаж» – так звучала тема пленэра этого года.

Чачак. Центр города

Заранее подготовленная сербской стороной экскурсионная программа была поистине впечатляющей. Не успев разобрать дорожные сумки, мы уже были приглашены в недавно построенную библиотеку на 3 500 м2 – особую гордость жителей города. Три надземных и один подземный этаж; бесконечные ряды книжных стеллажей и каталогов, разделённые по отраслям; конференц-зал; отдел оцифровки печатных изданий; подземное хранилище; открытые террасы; просторные читальные залы и детская секция с отдельным удобным входом (кстати, здесь мы нашли книгу «Василиса Прекрасная» с иллюстрациями Марка Шагала). В библиотеке также есть внутренний двор-галерея для проведения выставок под открытым небом. Да, гордиться здесь действительно есть чем!

У новой библиотеки

Однако посещение библиотеки было только началом. Через пару дней нас повезли в город Тополу, расположенный в окружении густых лесов у подножия горы Опленд. Топола был основан в XVIII веке Георгием Петровичем Карагеоргием – родоначальником династии Карагеоргиевичей. Своё прозвище Карагеоргий, то есть «чёрный», он получил за тёмный цвет кожи и вспыльчивый характер. Кстати, рост его был более двух метров. В 1804 году Первое сербское восстание против османского господства возглавил именно он. Позже его провозгласили верховным вождём сербского народа с правом наследования власти. Но в 1813 году, после поражения нового восстания, Топола был разрушен, а Карагеоргий эмигрировал сначала в Австрию, затем в Бессарабию. В 1817 он тайно вернулся в Сербию, чтобы подготовить следующее восстание, обещавшее быть крайне кровопролитным, и выбрал себе в союзники тогдашнего сербского лидера Милоша Обреновича, но был убит людьми последнего. Милош не хотел кровопролития и всю жизнь раскаивался в содеянном, но шаг этот считал единственно возможным. Данные события стали началом столетний борьбы за власть между династиями Карагеоргиевичей и Обреновичей.

Ресторанчик в Тополе

Следующим местом нашего посещения стал храм Святого Георгия, расположенный на вершине горы Опленац. Его построил сербский король Пётр I (1910–1920). Во время австро-венгерской оккупации Сербии храм был разграблен. Его восстановление пришлось на конец 20-х годов XX века. Архитектура его величественна, но даже она меркнет перед внутренней мозаичной отделкой из 40 миллионов разноцветных стёклышек. В верхнем храме находятся два саркофага, в которых покоятся король Пётр I и Карагеоргий. Под церковью расположена крипта с могилами членов династии Карагеоргиевичей… После храма мы также побывали в музее, винодельне и художественной галерее Тополы – города, который так любят туристы.

В храме Святого Георгия

Никого не оставила равнодушным и поездка в Белград. Мы прошлись по центральным улицам города, были в национальном музее, городском парке и средневековой крепости, фотографировались на фоне слияния рек Савы и Дуная, рассматривали фрески величественного храма Святого Марка. А позже уставшие, но довольные ужинали, дегустируя авторское вино радушного директора ресторана из его собственной винодельни…

Экскурсий было очень много, но и творческий процесс не прерывался ни на день. Кто-то работал на малолюдных улицах города в прохладные утренние часы, а кто-то дорабатывал картины в просторной мастерской Дома культуры, расположенного на центральной площади Чачака.

Всем участникам пленэра выдали сербские краски, растворитель, масло, холсты

Юрий Самсонов (на фото выше), Владимир Стурис и Константин Канский пишут на улице у Дома культуры

Художник-педагог из университета Бейхуа (Китай, Цзилинь) Ван Ефу

Наконец наступил момент, когда мы вновь оказались в галерее имени известной сербской художницы Надежды Петрович в Чачаке. И вновь это был настоящий восторг от новой экспозиции современных сербских художников. Приятно было встретить здесь своих друзей и единомышленников Милицу Дачич, Бранко Галовича, Александра Дачича, Даниэля Микича. В марте 2019 года в этой галерее успешно прошла выставка краснодарских и новороссийских художников. Тогда в проекте приняли участие Ирина Абрамова, Тим Вильгант, Дарья Тоцкая, Юрий Самсонов, Юлия Дёмина, Елена Морозкина, Дима Котляров, Дмитрий Прокопович, Михаил Ковалевский, Тенгиз Шамов. Несмотря на трудности с таможней и задержку выдачи картин, совместно нам всё же удалось решить эти проблемы (спасибо Международному отделу КубГУ и администрации города Чачака), и выставка состоялась. Но по-другому, наверное, и быть не могло, ведь организационный комитет существует не только для того, чтобы планировать, но и для того, чтобы оперативно решать любую ситуацию в процессе.

Отдельно хотелось бы отметить вечер русско-сербской дружбы, организованный Ксенией Радович – переводчицей, второй год помогающей нам в освоении сербской истории и культуры. Совсем недавно она вернулась с группой школьников из двухнедельной поездки в Россию и с любовью рассказывала и показывала итоги путешествия в Сочи.

Один из дней был полностью посвящён поездке в Овчар Банью (именно там в 2018 году проходил наш первый сербский пленэр). Нас ждала чудесная речная прогулка по реке Мораве и посещение монастырей…

Можно было бы ещё долго рассказывать о других тёплых встречах и ярких событиях, но регламент статьи не позволяет мне остановиться подробно на каждом из них. Отмечу только, что все запланированные работы были выполнены, и настал долгожданный момент отчётной выставки, на которой мы получали дипломы из рук градоначальника Милуна Тодоровича и Владана Милича – инициатора проведения этого пленэра.

Встреча художников в администрации города Чачака

Мэр города неспешно и с интересом осматривал каждую картину, внимательно слушал мой рассказ и пояснения о каждом художнике. Был доволен и предложил нашей команде приехать снова на будущий год… Двадцать дней в 2020 году – по-моему, уже красивое начало. А весной 2020-го мы ждём представителей галереи имени Надежды Петрович с ответной выставкой, представляющей искусство современных сербских художников.

Остаётся только добавить, что все картины, написанные участниками пленэра этим летом, были подарены Чачаку. После выставки их разместят в администрации города, в новой городской библиотеке, в офисе туристической компании, подготовившей нашу экскурсионную программу, и в местных образовательных учреждениях.

Юрий Самсонов. Х., м. 70 × 80

Ирина Абрамова. Х., м. 70 × 80

Константин Канский. Х., м. 50 × 60

Владимир Аксёнов. Х., м. 70 × 80

Лина Коваленко. Х., м. 50 × 60

Ван Ефу. Х., м. 30 × 40

Владимир Стурис. Х., м. 50 × 60

Ксения Сивакова. Х., м. 70 × 80

Наталия Шмидберская. Х., м. 60 × 70

Елена Морозкина. Х., м. 30 × 40

Елена Морозкина

Фото из личного архива автора

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 07.08.2019