В исторической части Белграда, в самом сердце сербской столицы – старом торговом районе Дорчол, я ожидаю заслуженного профессора Белградского университета, художника и мыслителя Мирослава Лазовича, чтобы взять у него интервью для «Городской афиши». Мы договорились о встрече в кафане (кафе-бистро. – Ред.) «Tезга», неподалёку от знаменитого богемного квартала Скадарлия.
Я слежу за работой Мирослава в течение многих лет и всегда в разговорах с ним узнаю что-то новое об искусстве и жизни… Заказываю кофе с мыслью, что, как очень занятой человек, Лазович обязательно опоздает. А официант неожиданно спрашивает меня: «У профессора длинные волосы?» Я утвердительно киваю. Но он не унимается и снова обращается ко мне: «Профессор напоминает рыцаря?» И тут же, видя моё замешательство, говорит: «Очевидно, человек, которого вы ждёте, бежит сюда».
Да, это он. Я встаю, и мы приветствуем друг друга по-сербски троекратным поцелуем.
– Что нового у русских братьев? – его первый вопрос.
– А они хотят узнать, что нового у вас?
– Так я ничего и не скрываю. Всё, что я делаю, и так видно.
– Но они как раз и хотят знать, чем вы занимаетесь?
– Ах да… Я руководитель одного из отделов факультета прикладного искусства Университета искусств в Белграде… Официант, принеси чашечку кофе, никак не могу проснуться… Президент Ассоциации изобразительных искусств Сербии, президент Ассоциации по сохранению нашей величайшей Святой горы. И помимо художественного образования у меня есть диплом, подтверждающий звание профессора русского языка и литературы.
– Это всего лишь перечень ваших должностей и научных регалий, причём неполный. А я имел в виду те большие дела, которыми вы вошли в искусство.
– Для искусства не существует большого и малого. Перед ним все художники равны, как все люди равны перед Богом…
– С этим нельзя не согласиться. Но позвольте, я всё-таки расскажу нашим читателям, что плоды творчества Мирослава Лазовича и его учеников сегодня можно увидеть на всех континентах. Это сотни квадратных метров мозаики и фресок, украшающих церкви и монастыри. И ещё тысячи квадратных метров монументальной настенной живописи на фасадах и в интерьерах многих светских зданий.
– Так и есть. И я хочу поблагодарить всех, кто вложил душу, моральные и физические силы в эту работу.
– Вам поступали заказы от самых разных организаций и людей, в том числе очень известных. Не так ли?
– Ну что тут скажешь… Это правда. Не так давно, например, я был удостоен чести выполнить мозаичные панно для церкви Святого Димитрия в Байчетине, родном селе бывшего президента Республики Сербия. Церковь полностью была построена и украшена за счёт средств, выделенных Томиславом Николичем и освящена в один из последних дней его президентства. И я очень высоко ценю оказанное мне доверие.
– Я также знаю, что, как личность многогранно развитая, вы пробовали свои силы в кино…
– Да, я немного откусил от этого пирога.
– Расскажете?
– Я был сценографом в картине Эмира Кустурицы «Завет» и делал мозаику для церкви и некоторых других зданий в этно-деревне Дрвенград, построенной им для съёмок фильма «Жизнь как чудо».
– Многие наши читатели считают Кустурицу культовым режиссёром. Причём в России популярны не только его фильмы, но и музыка фолк-рок-группы The No Smoking Orchestra, в которой он участвует в качестве гитариста. А каковы ваши музыкальные предпочтения?
– (улыбаясь) Я люблю русскую классику.
– Ну что ж, теперь я хотел бы вернуть вас за профессорскую кафедру.
– Извольте.
– Что вы чаще всего советуете вашим студентам?
– Читать. Обычно от студентов требуют, чтобы они как можно больше практиковались. И это правильно. Но практика не минует их в любом случае. А на чтение, когда появится работа, семья и множество других обязательств, просто не будет хватать времени. Вот я и хочу, чтобы они насладились им сейчас, пока есть возможность.
– Профессора не часто приглашают учеников в собственную мастерскую и делятся с ними творческими секретами. А вы один из немногих, кто поступает именно так. Почему?
– Потому что это лучше всего помогает освоить профессию тем, кто действительно хочет её освоить.
– Это означает, что нет науки без практики?
– Нет и не может быть. Да, на нашем факультете много практических уроков, но они не позволяют полностью погрузиться в профессию. Поэтому я только рад, когда студенты знакомятся с моими соратниками по цеху – великими художниками, когда они видят, как я готовлю материал для работы, когда вместе со мной поднимаются на строительные леса и помогают укладывать мозаику. Именно так приходят знания и опыт, и именно так достигается преемственность.
– Вы известны не только как художник, но и как член президентского художественного совета, судействующий в жюри многочисленных конкурсов. Это не отвлекает от творчества?
– Напротив, помогает открывать для себя что-то новое в искусстве. И потом, это одна из составляющих моей профессии.
– Профессор, с вами всегда очень интересно и время проходит быстро. Скажете что-нибудь нашим читателям в завершение интервью?
– Спасибо, что пригласили меня и позволили ещё раз посмотреть на восток – туда, где поднимается солнце, где живёт наша общая душа. А всем русским читателям – большой, сердечный привет!
Беседовал собственный корреспондент «Городской афиши» в Белграде Зоран Васич
Фото из личного архива Мирослава Лазовича
Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№9, ноябрь, 2018 г.)
арт Зоран Васич интервью Мирослав Лазович Эмир Кустурица
Last modified: 11.11.2019