Мисак Чолокян: каждая картина как последняя

Арт, Интервью

Мисак Чолокян

Мисак Чолокян

Минувшим летом краснодарский художник Мисак Чолокян, в содружестве с искусствоведом Андреем Лахно и галеристом Артуром Григоряном, выпустил свой первый персональный каталог в Рекламном доме Кубани. О том, как этим идейным и креативным людям удалось создать столь концептуальную вещь, мы поговорили с ними сразу после выхода каталога из печати. И это была не стандартная беседа, а скорее интервью-наблюдение. Мы лишь задавали вектор и с интересом следили за тем, куда он приведёт наших собеседников.

 

Мисак Чолокян «Золотой дождь»

«Золотой дождь» (серия «Докультурный ландшафт»)

КАТАЛОГ

– Мисак, это ваш первый персональный каталог. Как он появился? Почему именно сейчас? И можно ли сказать, что он максимально полно раскрывает вас как художника?

Мисак Чолокян: В каталоге собрано шестьдесят процентов моих работ, которых у меня, на самом деле, не так уж и много. Я не очень продуктивный художник. Нам важно было показать смысловые элементы всего существующего материала, хотелось сделать стройную и красивую вещь. Просто в какой-то момент я понял, что выполнил некую задачу, и этот итог был подведён каталогом. Моё творчество не завершается, но сейчас есть ощущение, что оно претерпевает изменения – идёт развитие, появляются новые серии и смыслы. Нужно было на чём-то остановиться и подвести черту. С одной стороны, это решение возникло и вынашивалось какое-то время , с другой же – всё случилось естественным образом.

«Вода»

«Вода»

В каталоге несколько разделов, олицетворяющих основные направления моего творчества: «Докультурный ландшафт», «Римские доски», «Абстракция» и «Имитация». Он не хронологичен. Например, в самом начале расположен блок, содержащий «Докультурный ландшафт». Его можно назвать основным, хоть он и не был написан первым. Там всё пронизано эмоциями, и я расцениваю его как самый значимый. А полотно «Вода» мы поместили в середину каталога. Для меня оно – переломное. Я писал этюды в Крыму, увидел синюю бездну и решил её запечатлеть. Этот холст просто синий, но с моментами глубины и рефлексии. Завершает каталог серия «Имитация» – на тот момент это были последние работы.

Артур Григорян

Артур Григорян

– Артур, продюсирование каталога художника сложная задача?

Артур Григорян: В нашем случае никаких сложных задач решать не приходилось. Все составляющие для издания каталога были с самого начала. В первую очередь, у нас с художником было чётко сформулированное желание и решение создать каталог. Искать издательство тоже не пришлось: Рекламный дом Кубани знаком давно, сотрудничество сложилось удачное. Я видел многие каталоги, выпущенные РДК для других художников – качество и уровень печати радовали. В начале проекта к нам подключился Андрей Лахно, который очень помог в редактировании каталога, взял на себя написание вступительной статьи и нашёл переводчика. Фотограф Сергей Таушанов сделал качественную фотосессию с Мисаком – получились интересные снимки на берегу Кубани. Фото работ сделал я. Дизайнер Игорь Гаркушенко всё оформил в эстетически приятный каталог. Команда сложилась.

Мисак Чолокян «Политика (1)»

«Политика-1» (серия «Римские доски»)

ИСКУССТВО: ВОСПРИЯТИЕ И ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД

– Мисак, как вы пришли к той точке в творчестве, в которой находитесь? Как можно охарактеризовать работы абстракциониста?

Мисак Чолокян: У каждого человека есть честолюбивое желание оставить что-то после себя. Когда я начинал свой творческий путь и учился, ближе всего мне была пейзажная живопись. От реалистичных моментов я перешёл в полуабстрактную манеру писания пейзажей. Я имею в виду серию «Докультурные ландшафты». В ней отсутствует любое напоминание о культуре и человеческом влиянии. В этих ландшафтах нет людей, строений, руин и раскопок. Это чистые мотивы, которые человек мог видеть незамутнённым глазом шестьсот тысяч лет назад, например. Интересен мир с момента его зарождения, мне бы хотелось видеть то, что могли наблюдать первобытные люди: посмотреть, как работает природа без систем и культурных надстроек. Через такое видение мира мне хотелось опустошить себя. Для понимания творчества ничего не нужно знать, это – нечто интуитивное. Знания умножают печаль.

Андрей Лахно: По определению Леонардо да Винчи существуют люди трёх разновидностей: те, кто видит; те, кто видит, когда показывают; и те, кто не видит. Но самый ценный зритель – человек непонимающий. Он смотрит не головой, а животом. Это про чувства… Очень тонкая материя…

Мисак Чолокян: Могу сказать, что если человек интересуется, научить видеть можно. Но это совсем другая ступень, более «образованная», когда зритель становится подкованным. Абстракция ведь не сейчас возникла. У неё была долгая и интересная история, которую нужно изучать. Тогда можно направлять свой взор и видеть какие-то моменты, незаметные обывателю. Это как с симфонической музыкой – чтобы услышать и оценить весь оркестр, лучше быть подготовленным. В таком контексте знание добавляет удовольствие. Всё зависит от того, насколько далеко готов зайти зритель.

Мисак Чолокян «Чёрное и белое»

Мисак Чолокян «Чёрное и белое» (серия «Абстракция»)

ТВОРЧЕСТВО, КРИТИКА И НАУЧНЫЙ ПОДХОД

– Мисак, подходя к холсту, вы уже имеете представление об итоговом результате? Или ваше творчество – больше импровизация? И ещё – закладываете ли вы особые смыслы в свои работы?

Мисак Чолокян: У меня есть разные работы. Например, серия «Римские доски» очень технологичная. Я задумывался над тем, как их правильно сделать, это была долгая работа, начиная с архитектурного плана, продумывания техники и реализации разных этапов. А есть эмоциональные работы, когда я подхожу к холсту и не знаю, что получу в итоге. Это работа с ассоциативным рядом: природой, звуками, оттенками и полутонами. Я стою, передо мною – холст, и происходит борьба. Это вопрос о времени – оно исчезает, а вместе с ним пропадаю и я. Потом выхожу из этого состояния и ещё долго смотрю на свою работу. Я засыпаю и хочу, проснувшись утром, смотреть на неё, я уезжаю и хочу, вернувшись, снова смотреть на неё. Если она удалась, я такой кайф испытываю! А если возникает напряжение, я работу уничтожаю, потому что что-то в ней не сложилось. C`est la vie – так бывает. Я сам главный зритель своих работ.

Андрей Лахно: Выразить мысль, донести то, что хотел сказать, – одна из задач художника. Изначальный импульс – поделиться тем, что внутри. Это воплощение творческой идеи в материальный объект. И, знаете, каждая работа Мисака – как последняя.

Мисак Чолокян: Постеснялся об этом сказать, но это факт.

– Андрей, как можно охарактеризовать абстракцию Мисака?

Андрей Лахно: Абстрактная живопись для обывателя – это нечто неопределенное «мазня», если угодно. Но очень часто, а в случае творческого метода Мисака определённо точно, это математически выверенная композиция, в которой продуман каждый элемент. И это ценно, ведь принято считать, что человек, причастный искусству, может заниматься либо творчеством, либо наукой. Мне нравится методологичность Мисака – каждая его работа сначала продумывается через ассоциации и впечатления, а затем обретает форму. Его картина – материальный объект,  она живая. Когда на неё смотришь, она не имеет конечной точки – метаморфоза не прекращается, превращение продолжается. Мисак – художник долгого дыхания. Его работы нужно рассматривать. Все внутренние фактуры, скрытые изначально, при правильном освещении проявляются, что создаёт дополнительную глубину, в том числе и смысловую. Есть внешняя, визуальная, оболочка, и есть внутренний, живой, скелет. Мне это очень нравится. Я вижу здесь серьёзный научный подход. Это необычный синтез.

Мисак Чолокян «Ковёр»

«Ковёр» (серия «Имитация»)

ПИАР

– Как художнику заявить о себе? Что нужно сделать, чтобы выйти из мастерской на выставку? Для чего художнику нужен каталог и в чём особенность его создания?

Мисак Чолокян: Раньше, когда не было Интернета и мы только начинали творческий путь, окончив училище, вариантов было немного – на весь город одна или две галереи и «Арбат». Мы не хотели навешивать на себя ярлыки, вступать в сообщества и заключать творчество в оковы. Всё было просто: мы писали, выходили на «Арбат»… Подходил человек и покупал работу, если нравилась, и не покупал, если не нравилась. Сейчас стало сложнее. Появилось больше галерей и возможностей, но вместе с тем в России этот рынок ещё не сформирован. Заметят художника или нет – это в большей степени элемент удачи.

Сегодня есть галереи, Интернет и возможность делать выставки. Но если говорить о продвижении, то именно каталог можно рассматривать как один из его важнейших элементов. Он помогает ближе познакомиться с творчеством художника. Всё же напечатанные версии смотреть интереснее, чем картинки в Интернете. Нам хотелось сделать вещь, которую можно подержать в руках.

– А что вы можете сказать о продвижении художника в музеях? Насколько это необходимо для современного автора? И придёт ли на смену музеям что-то более динамичное?

Мисак Чолокян: Мне кажется, что в перспективе музеи перестанут быть площадками, выставляющими современных художников. Они законсервируются.

Андрей Лахно: Одна из проблем российских музеев в том, что много интересных работ сегодня в запасниках. Их очень редко выставляют или не выставляют вовсе, мало кто о них знает. В большей степени музей XXI века – это объект туризма, поэтому и художники там выставляются такие, которые известны всем. К тому же значительная часть общества видит музей как институцию, обязанную угождать зрителю, обеспечивая его досуг. Также мы наблюдаем подмену восприятия – появляются виртуальные музеи, где уникальность произведения искусства становится фактором универсального воздействия. Происходит фундаментальная трансформация ценностей.

Мисак Чолокян: Нынешние музеи хороши для художника тем, что, попадая туда, он автоматически включается в реестр, становится частью общего процесса. Это не только повышает интерес к его творчеству, но и увеличивает стоимость его работ. Многие авторы просто дарят свои картины музеям, чтобы они числились в реестрах. Но, откровенно говоря, это искусственный процесс, и все эти рейтинги для художников – абсурд.

Андрей Лахно: Тем не менее не всё так плохо. Есть хороший пример музея современного искусства в Санкт-Петербурге – «Эрарта». У него своё собрание, постоянная экспозиция и очень динамичные выставки… Отличная локация, грамотные кураторы и европейский подход… Такая подвижническая просветительская деятельность очень важна. Этого сейчас не хватает.

«Голубая обнажённая»

«Голубая обнажённая»

– Артур, чем вас заинтересовал именно этот проект? Почему взялись за его продвижение?

Артур Григорян: На выставке в музее познакомился с творчеством Мисака Чолокяна. Три его работы «зацепили» меня, и я приобрёл их в свою коллекцию. Творчество Мисака мне нравится, он думающий, глубокий художник, любит искусство больше, чем деньги, горит творчеством. На другой выставке меня впечатлила работа «Голубая обнажённая», её я тоже приобрёл в свою коллекцию. Потом общение с художником и знакомство с его творчеством меня заинтересовало, я подумал о совместном проекте. В 2018 году мы сделали выставку «Пейзаж. Современная редакция» в моей художественной галерее «Доротея», политика которой выстраивается на привлечении интереса к современному искусству, открытии новых имён и дарований, а также на возрождении традиции коллекционирования произведений искусства. После этого мы решили, что хорошо было бы создать новую серию работ и выпустить каталог. Надеюсь, любители живописи его оценят.

 

Беседовала Валерия Денисенко

Фото Сергея Таушанова, а также из личного архива Артура Григоряна

Материал впервые опубликован
в журнале «Городская афиша Краснодар»
(№ 4, 2020 г.)

Last modified: 29.12.2020