Нина Стрижова: «Искусство – из категории вечности, как и душа человека»

Арт, Интервью

Нина Стрижова / Фото: Олег Хонякин

Нина Стрижова

Увидеть её однажды в галерее и не запомнить навсегда – просто невозможно. Эта благородная осанка. Эти пронизывающие лучики в полынно-добрых глазах… И обязательно шляпка. И непременно палантин. И – всегда улыбка. Не та, к которой обязывает статус, а та, о которой мечтает живописец. Вы знаете, она – краснодарский галерист, но никак не можете избавиться от мысли, что уже встречали её раньше… Где-то на страницах пушкинских романов, а может быть, чеховских пьес. И совершенно очевидно, что вся эта стать, все эти изысканные манеры распорядительницы светского раута – вовсе не образ, уместный по конкретному поводу. Такова сама её суть. Так она ощущает себя в мире – в мире искусства.

Сантал

Но вот начинается действо – вернисаж, или концерт, или встреча с писателями, или просмотр документального фильма о выдающемся кубанском художнике…Неважно какое. Как только наступает мгновение икс, хозяйка галереи исчезает. Нет, она не покидает, как Золушка, бал и не закрывается с важными бумагами в кабинете, пока заняты гости. Она просто растворяется в происходящем, как и все присутствующие. И тогда уже всё – холсты на стенах, восторженные лица, остроумные реплики, аплодисменты, цветы, смех, слёзы, шляпки, палантины – абсолютно всё волшебным образом перемешивается, как краски в палитре. Остаётся только момент прекрасного. И его переживание. Так творится событие. Таков феномен «Художественной галереи «САНТАЛ», появившейся в Краснодаре три десятилетия назад.

Сегодня галерею знают и любят все, даже случайные туристы стремятся туда попасть. Она давно уже стала неотъемлемой составляющей культурного пространства города. Настолько давно, что воспринимается как некая замечательная данность. Многие уже забыли, а иные даже не знают, с чего всё начиналось и каким был путь длиною в 30 лет. Об этом в юбилейные дни мы и решили поговорить с основательницей и неизменным директором галереи «САНТАЛ» Ниной Антоновной Стрижовой.

Нина Стрижова

– Нина Антоновна, поздравляем с юбилеем Ваше детище! Желаем долгих лет процветания и многих знаковых проектов! По случаю не можем не задать давно терзающий вопрос: откуда такое красивое имя – «САНТАЛ»?

– Это аббревиатура из первых букв имён участников. Моя буква – «Н». Ну а вообще, сантал – дерево из рода тропических вечнозелёных деревьев, с которым связано много интересных историй.

– Как и с галереей. Ведь прежде чем распахнуть её двери для художников и посетителей Вы много лет посвятили другой, совсем не женской и далёкой от искусства профессии…

– Да, до знакомства с художниками, я 20 лет была инженером-геодезистом. Постигала науку об измерении земли, занималась составлением планов, карт. Моя трудовая биография началась на предприятии «СевКавТИСИЗ», потом мы с мужем работали во Вьетнаме на стройизысканиях, в архитектурно-планировочном управлении Краснодара. А в 1991 году я стала директором инженерно-строительной компании «САНТАЛ».

Мы начали изготавливать для художников багетные рамы, подрамники, а рейку привозили из Вышнего Волочка – из тех мест, где я родилась. Там же находится Дом творчества «Академическая дача» ВТОО «Союз художников России», основанный ещё в 1884 году и вновь воссозданный уже в 1947-м. Каждый художник знает эти места как край вдохновения, и в Советское время со всех уголков РСФСР художники ездили туда не пленэры. Здесь творили русские классики: И. Е. Репин, А. И. Куинджи, Н. К. Рерих…

Так моя малая родина указала мне путь в новый, неведомый ранее мир творчества. Теперь это стало образом жизни. Чувствую удовлетворение и радость от того, что делаю, философски смотрю на мир.

– Что Вас больше всего привлекало в Вашей первой профессии и что – в нынешней?

– Созидание!

Сантал

– В начале нулевых Кубань всколыхнуло современное искусство. Многие галеристы поспешили оказаться в тренде и преуспели в этом. Но не Вы. Галерея «САНТАЛ» до сегодняшнего дня остаётся верной своим эстетическим предпочтениям. Реализм, пленэрная живопись – что так ценно в них для Вас?

– Понятие «современное искусство» появилось ещё в середине XX века и живёт до сих пор с большой разновидностью течений. А термин «новое искусство» мало кому понятен, хотя рассуждений – много. Изобразительное искусство – из категории вечности, как и душа человека, оно не может быть новым или старым, и мера оценки здесь совершенно другая. Для меня важен профессионализм во всём, а в изобразительном искусстве – мысль и перспектива. Не люблю пшики. Фейерверку предпочитаю костёр. На выставке «Времён связующая нить», посвящённой 30-летию моего сотрудничества с художниками (проходит с 29 марта по 16 апреля в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф. А. Коваленко), представлено 80 работ из фондов галереи. Это творчество 40 мастеров Юга России разных стилей и направлений. Конечно, реалистическая эстетика и пленэрная живопись мне ближе. Здесь есть повествование самой жизни, литература. Для меня важна ещё и история каждой картины.

– Нина Антоновна, всем известно, что Вы не просто галерист. Вы ещё и попечитель об искусстве. Каким из проектов в этой области Вы больше всего гордитесь?

– Конечно, самым первым – «Позови меня, тихая Родина». Ведь случилось так, что из деревни Терелесово (что в Вышневолоцком районе Тверской области) я уехала на Кубань в 1969 году, но я и подумать не могла, что малая родина жила во мне все эти годы. И напомнила о себе в 1992 году. Да не просто напомнила, а привязала накрепко к тем местам, установив связь с Кубанью. Так на Юге появилась большая выставка, посвящённая «Академической даче», с пейзажами и картинами средней полосы России. Потом были и другие яркие, знаковые проекты: «Хлеб всему голова», «Судьба поколений», «Гимн труду»….  Но «Позови меня, тихая Родина» – самый близкий.

Мемориальная доска Ирины Володко

– И, конечно же, хотелось бы услышать невероятную историю здания, в котором расположена галерея и которое познакомило нас пять лет назад (когда редактор открывающегося журнала «Городская афиша Краснодар» делала фото фасада для первого номера, а на крыльце «случайно» появились Вы).

– Дом по улице Коммунаров, 58 (в Екатеринодаре – Борзиковская, 40) ничем особым не выделяется из уцелевших островков старого Екатеринодара XIX – начала XX в.

Может быть, он так и оставался бы молчаливым свидетелем истории ещё долгие годы… Но с началом XXI века дом стал духовным пристанищем для ревнителей муз. Художественная галерея «САНТАЛ», разместившаяся в этом доме, объединила под своей крышей художников и писателей, композиторов и певцов, актёров и киноведов. Поэзия, живопись, музыка разбудили дремавшую вековую память, и воспоминания прошлых лет явились историями его бытия.

В начале XX века этот дом был наполнен хоральным пением и глубокой молитвой, поскольку принадлежал протоирею Иоанну Кущу. Иоанн служил в войсковом соборе во имя Святого благоверного князя Александра Невского, а с 1893 по 1912 год  в Кладбищенской церкви во имя Всех Святых города Екатеринодара.

Революция 1917 года многое изменила в жизни страны, города и в судьбах людей. А дом, навсегда попрощавшись со своими хозяевами, заселялся семьями других постояльцев, которых разделяли наспех сколоченные деревянные перегородки и объединяли бесконечная коммунальная суета и хлопоты. Жизнь продолжалась, а в памяти жильцов осталось только название места – «поповское подворье», без имени и фамилии его бывшего владельца.

Многие истории уходили в забвение за давностью лет, но, как иногда бывает, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Именно этот дом по ул. Коммунаров, 58 в тяжёлый жизненный период стал пристанищем для киноактрисы Ирины Володко, куда она вернулась осенью 1969 года – одинокая, отчаявшаяся, растерянная.

Ирина Володко / Фото: kino-teatr.ru

– Вернулась?

– Да, это был город её детства, юности, к которому она через всю жизнь, полную светлых и печальных событий, бесчисленных переездов, пронесла свою любовь.

Ирина Николаевна Володко (урождённая Кулешова) родилась в Екатеринодаре 16 февраля 1908 г. в дворянской семье. В 1923 году Ирина Кулешова, окончив гимназию, по совету бабушки поступила в Краснодарское художественное училище, где и произошла встреча 16-летней студентки с художником из Ленинграда Владимиром Володко. Это была взаимная любовь с первого взгляда.

С 1925 года Ирина Володко уже работала художником в «Новой вечерней газете» Ленинграда. Судьбоносной для Ирины Володко стала роль Натальи Гончаровой в фильме Владимира Гардина «Поэт и царь»

В 1927 году этот фильм с огромным успехом прошёл не только на экранах нашей страны, но и за рубежом. В Краснодаре фильм не сходил с экранов. Все знали, что главная героиня – Ирина Володко.

А впереди у актрисы была большая работа (18 киноролей у именитых режиссёров того времени) и непростая личная жизнь.

Уроки бабушки научили её жить в предлагаемых обстоятельствах. Именно эта выносливость, неизбывная жажда жизни, умение невзгоды принимать как данность были её отличительной чертой. Она была носителем той особой внутренней культуры, при которой не время определяло поведение человека, а он сам своим примером старался сделать жизнь лучше.

Такой Ирина Володко запомнилась тем студентам КХУ и других учебных заведений, которым она позировала, оказавшись в тяжелейших экономических условиях. Это они, теперь уже известные художники, помогли возродить память об актрисе, сыгравшей в жизни 17–20-летних студентов значительную роль. Они сохранили свои работы начала 1970-х, где актриса позировала в театральных костюмах, каждый раз создавая новый интересный образ.

Приглашение Ирины Николаевны Володко в Москву, в Дом ветеранов кино, в 1977 году был подарком судьбы за её талант, щедрость, благородство души, за великое долготерпение.

В Художественной галерее «САНТАЛ» собран большой архивный материал: фотографии, письма, книги, живописные и графические работы, документальные фильмы с воспоминаниями знавших её людей. Работа ведётся с 2003 года. И эта работа идёт постоянно – фонды пополняются новыми находками. А дом, в который Ирина Володко вошла в тяжёлый жизненный период и оставила частичку себя, остаётся хранителем памяти о ней.

– Не судьба – а кинолента!

– И главная «роль», выпавшая ей в этой «киноленте» – «роль» Человека, в которую она вложила весь свой талант.

Сегодня в Краснодаре на центральном фасаде здания по ул. Коммунаров, 58 можно увидеть мемориальную доску, установленную в честь актрисы в городе её детства и юности.

Сантал

– Нина Антоновна, раз уж мы заговорили о кино… Мы знаем, что Вы с единомышленниками снимаете документальные фильмы о кубанских художниках. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.

– 20 лет назад мы начали формировать нашу фильмотеку. В 2003 году мне посчастливилось поехать с краснодарской «Инва-Студией» во Францию, где выставкой православных икон в театре «Шатле» в Париже открывались «Русские сезоны». С нами была съёмочная группа из Краснодара, и благодаря этому событие оказалось с продолжением – снятый там уникальный фильм пересматривали много раз. Я подружилась с авторами фильма, супругами Петром Васильевичем и Надеждой Дмитриевной Пащенко, и уже в Краснодаре мы стали делать фильмы о художниках. В июле 2005 года в Санкт-Петербурге проводили грандиозную выставку в Центральном выставочном зале «Манеж», где было представлено 200 работ кубанских художников. Об этом тоже есть фильм.

Сантал

– Где эти фильмы можно увидеть?

– На Rutube и в социальной сети «ВКонтакте».

– Хотя повод и не самый подходящий, но всё же скажите несколько слов о насущных проблемах краснодарских галерей, в частности галереи «САНТАЛ», в наши дни. И как их можно было бы решить.

– У каждого есть проблемы, решаем их с Божьей помощью. «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».

– Нина Антоновна, для культуры Кубани, для сохранения её исторической памяти Вы сделали уже столько, что спокойно могли бы почивать на лаврах, удобно расположившись в кресле-качалке с любимой книгой в руках. Но мы-то знаем, что это совсем не про Вас. Поделитесь планами галереи на ближайшее будущее?

– Без движения жизни не представляю. Планов много, есть опыт и желание работать. Раньше у меня были наставники, а теперь пришло время мне отработать. Есть такие мудрые слова: «Старея, человек видит хуже, но больше». Очень хочется быть с молодёжью, придать им уверенность в своих силах, научить преодолевать излишнюю робость. Нужна связь поколений – это надёжное средство. У нас хорошие отношения с краснодарскими художественными школами – им. В. А. Пташинского и им. В. А. Филиппова. Запланированы мероприятия с Краснодарским художественным училищем. В этом году – 100 лет, как Ирина Кулешова (Володко) поступила в училище и 115 лет со дня её рождения… В общем – задумано достаточно. И останавливаться точно не собираемся. Без движения я просто не представляю жизни.

Текст: Ольга Карслидис

Фото: Олег Хонякин

Last modified: 14.04.2023