Мастер ухода в закат

Эннио Морриконе

Эннио Морриконе / Фото: Christian Muth, 2015 (enniomorricone.org)

Сегодня, 6 июля 2020 года, не стало выдающегося итальянского композитора, аранжировщика и дирижёра, самого известного в мире автора музыки к кинофильмам – Эннио Морриконе.

Эннио Морриконе родился 10 ноября 1928 г. в Риме, в семье профессионального джазового трубача Марио Морриконе и домохозяйки Либеры Ридольфи, и был старшим из пяти детей. В 12 лет поступил в римскую консерваторию Святой Чечилии, где его преподавателем был один из наиболее значительных композиторов середины XX в. – Гоффредо Петрасси, и получил три диплома: по классу трубы (1946), инструментовки (1952) и композиции (1954).

В 16 лет занял место второй трубы в ансамбле Альберто Фламини, в котором прежде играл его отец. В 17 – устроился в театр, где проработал один год музыкантом, а потом ещё три года композитором. В 1950 г. начал аранжировать песни популярных композиторов для радио, в 1960-м занялся обработкой музыки для телешоу.

В 1961 г., в возрасте 33 лет, стал писать музыку для кинематографа. Первыми фильмами были спагетти-вестерны – жанр, с которым теперь прочно ассоциируется его имя. Широкая известность пришла к Эннио Морриконе после работы над картинами его одноклассника – режиссёра Серджио Леоне. Позднее композитор работал с крупнейшими кинорежиссёрами Италии – Бернардо Бертолуччи, Пьером Паоло Пазолини, Дарио Ардженто, Сальваторе Сампери и многими другими.

После завоевания известности в Европе, Морриконе был приглашён в Голливуд, где написал музыку для фильмов таких известных режиссёров, как Роман Полански, Оливер Стоун, Брайан Де Пальма, Майк Николс, Джон Карпентер, Барри Левинсон, Терренс Малик и других.

Помимо саундтреков, Эннио Морриконе писал и камерную инструментальную музыку, с которой в 1985 г. совершил тур по Европе, лично дирижируя оркестром на концертах.

Дважды за свою карьеру снимался в фильмах, к которым писал музыку, а в 1995 г. о нём самом был снят документальный фильм.

Эннио Морриконе – Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», обладатель двух премий «Оскар» (2007, 2016), девятикратный лауреат национальной кинопремии Италии «Давид ди Донателло», трёхкратный лауреат премии «Золотой глобус», шестикратный лауреат премии BAFTA…

У каждого киномана своя история знакомства с легендарным композитором. В прощальном слове о Маэстро автор нашего издания Владимир Бегунов поведал свою.

…Летом 1989 года, выйдя из дома, я застал нашу уличную компанию в полном сборе на лавочке. Андрей, мальчишка из дома напротив, захлёбываясь от восторга, рассказывал про какой-то невероятный фильм, в котором за секретным агентом носилась вся полиция Парижа. «…А он их расстреливает – одного, другого… Они к нему домой приехали, а он в нищего переоделся и – бац одного в морду!..» На следующий день мы все были в кино. Нарисованная местным художником афиша изображала накачанного мужика с огромным пулемётом в руках – в советском прокате появился «Профессионал». Снятый за восемь лет до этого, он добрался до широких экранов Страны Советов только во время цензурных послаблений. При первом просмотре больше всего поражала концовка: супергерой, с улыбкой на лице победивший всех врагов, идёт к вертолёту, и вдруг – под душераздирающую музыку – его расстреливают в спину. Больше всего возмущало, что в спину… и что он это предвидел и не бежал, а шёл и так же, как и прежде, улыбался. Этот предел брутальности продержался в моей детской памяти целых три года (до погружения Терминатора в расплавленный металл), ну и, понятное дело, музыка звучала в голове, когда мы играли в войнушки или в шпионов. А играли мы в них часто. И каждый раз картинно уходили в воображаемый закат… До этого в тот же воображаемый закат мы уходили под музыку из сериала «Спрут», а потом стали чередовать с «Профессионалом».

Ну а затем цензура пала, и в девяностых на видео мы с пацанами уже вовсю смотрели фильмы Сержио Леоне, где герои сначала стреляли, а потом вели скупые и циничные диалоги под скрипучую, как двери салуна, музыку. Тогда же из телепередачи я узнал, что музыка эта – Эннио Морриконе, который помимо прочего написал и саундтрек к фильму «Нечто» – леденящему кошмару моего детства про кровожадного пришельца в Антарктиде, который преследовал меня пару месяцев во снах после просмотра. Так Морриконе входил в нашу жизнь…

Вообще, работоспособность композитора, если взглянуть на его фильмографию, просто поражает, как и количество известных фильмов, музыку к которым тоже написал он, но которую там совершенно не замечаешь. Ну, к примеру, кто вспомнит музыку хоть из одной картины Пазолини (бредущий под «Ах ты степь широкая» Христос не в счёт)?.. А она там есть! И большей частью – авторства Морриконе. Или, к примеру, «Лолита» Эдриана Лайна… Саундтрек к ней также сочинил Морриконе, и в оркестровом исполнении это шедевр, в фильме же произведение совершенно теряется. Либо так было задумано изначально, либо временами композитор попросту уставал. Как и у всех, у него были более удачные и менее удачные вещи.

Тем не менее уже к 1970-м годам имя Эннио Морриконе стало знаком качества. Один за другим к нему начали обращаться известные режиссёры в надежде получить запоминающийся саунд. Здесь стоит вспомнить Квентина Тарантино, который привёл-таки Морриконе к «Оскару» – за музыку к «Омерзительной восьмёрке». Одна статуэтка у маэстро уже была, но обезличенная – «За выдающиеся заслуги в кинематографе». И вот в 2016 году он, многократный обладатель «Золотого глобуса» и многих других премий, наконец получил «Оскар» за конкретный фильм. Так что даже в очень преклонном возрасте он не почивал на лаврах, а продолжал писать…

Когда уходят фигуры такого масштаба, успокаиваешь себя тем, что человек прожил долгую (в ноябре Эннио Морриконе исполнилось бы 92), насыщенную, успешную и, вероятно, счастливую жизнь. Но всё равно безумно жаль. Хочется сказать: «Ушла эпоха!» Но такие штампы не стоит произносить вслух, лучше найти в его бесконечной фильмографии что-то совсем неожиданное, скачать со словами: «Не знал, что и к этому фильму музыку написал он!» – и больше слушать, чем смотреть.

Владимир Бегунов

 

Видео с официального канала Ennio Morricone на YouTube

Last modified: 06.07.2020