Новый живописный эпос Валентина Папко «Отцы кубанского казачества» краснодарцы увидят в День города в галерее «САНТАЛ»

Арт, Новости

Валентин Папко «Отцы кубанского казачества»

Валентин Папко «Отцы кубанского казачества С. Белый, З. Чепега, А. Головатый»

В краснодарской художественной галерее «САНТАЛ» с 24 сентября по 8 октября пройдёт выставка одной картины заслуженного художника РФ Валентина Фёдоровича Папко «Отцы кубанского казачества С. Белый, З. Чепега, А. Головатый». Выставка посвящена 228-летию образования города Екатеринодара–Краснодара и 82‑летию художника.

Свой день рождения (20 сентября) художник Валентин Папко всегда отмечает вместе с днём рождения города, которому отдал 50 лет трудовой и творческой жизни.

В. Ф. Папко

Заслуженный художник РФ (2002), член Союза художников СССР (1974), лауреат премии Краснодарского края в области науки, культуры, образования (2003), лауреат Международной премии «Имперская культура» в номинации «Изобразительное искусство» – «За художественный образ России» (2015). Награждён множеством дипломов и медалей. С 1995 по 2017 г. – профессор кафедры монументально-декоративного и станкового искусства в Художественно-промышленной академии Краснодарского государственного университета культуры и искусства. Валентин Фёдорович – автор более тысячи живописных картин, каждая из которых по эпическому охвату социальных явлений приближена к форме социально-политического или психологического романа. В. Ф. Папко – художник с национальным характером и неистребимым духом народности. Его живописные полотна хранятся в государственных музеях и художественных фондах (Художественный фонд РФ, ГБУК КК Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко, Северокавказский филиал Государственного музея Востока, МАУК Курганинский исторический музей).

Подлинным достоянием Кубани стали 17 уникальных монументальных работ, выполненных Валентином Папко в Краснодарском крае. Его грандиозная мозаика на стене Краснодарского Дома книги «Я вызову любое из столетий» 50 лет является визитной карточкой краевого центра.

 

О новой работе художника рассказывает искусствовед, эксперт по художественным ценностям Министерства культуры РФ Иван Иванович Ващенко:

В произведениях Валентина Папко всегда преобладали остросоциальные или гуманистические сюжеты, тем неожиданнее воспринимается его обращение к казачьей истории.

Последняя работа Валентина Фёдоровича – большеформатное полотно с названием «Отцы кубанского казачества С.  Белый, З. Чепега, А.  Головатый» – решена станковыми живописными приёмами, но композиционно близка папковским монументальным росписям. Реальных портретных изображений казачьих атаманов история не сохранила, тем не менее их образы создавались на Кубани для музейных экспозиций, календарей и других надобностей.

Картина Валентина Папко приглашает нас обратиться к предыстории кубанского казачества, а точнее, к 5‑му июня 1775 года, когда пушки и солдаты екатерининского генерала Текели вынудили запорожских казаков сложить оружие и «самораспуститься», а несогласных с царской волей уйти за Дунай, к туркам. Кошевого атамана Петра Калнышевского сослали на Соловки, где упрямый казак пережил и саму Екатерину II, и её сына Павла и умер на 112-м году жизни.

Спустя двенадцать лет после разгрома Запорожской сечи (1775), в котором историки находят государственную целесообразность, власть опять вспомнила о «щирых запорожцах» – начиналась очередная русско-турецкая война. Князь Потёмкин-Таврический начал «строить» из обиженных казаков новое войско, его назвали Верным черноморским. Вначале собралось почти шесть сотен бывших запорожцев, которым А. В. Суворов привёз казачьи клейноды – знамя, символы атаманской власти и «открытый лист», куда они должны были вписать имя выбранного ими атамана. Им стал Сидор Белый, родом из малороссийской шляхты. Из казаков, записавшихся в новое войско «конно и оружно», он сформировал кавалерийскую сотню, которой поручил командовать Захарию Чепеге, а из «неимущей сиромы» создал казачью «морскую пехоту», на лёгких гребных судёнышках («чайках») смело захватывавшую вражеские военные парусники и прибрежные батареи.

Однако в июле 1788 года при штурме турецкого флагмана был смертельно ранен первый атаман войска Верных казаков черноморских, полковник российской армии Сидор Игнатьевич Белый, которого похоронили на Кинбурнской косе, а командовать черноморскими казаками был назначен секунд-майор Захарий Чепега.

Захарию Алексеевичу Чепеге довелось участвовать в двух войнах с турками, штурмовать Гаджибей и Измаил, за что он получил два «офицерских Георгия», владимирский крест на шею и золотую саблю. На седьмом десятке лет он, сидя в седле, вёл походную жизнь, полную невзгод и лишений. Казаки уважали его, считали «характерником» – заговорённым от пуль. В 1792 году кошевой атаман, имевший уже бригадирский чин, руководил переселением черноморцев «на остров Таман» и правый берег реки Кубани. Во главе нескольких тысяч казаков с семьями он пересёк Дон и, добравшись до дарованной кубанской земли, расселил курени, основал кордонную линию и войсковой город Екатеринодар, получив под конец жизни генеральский чин и звезду.

Войсковой судья Антон Андреевич Головатый подростком учился в Киевской бурсе и был по казачьим понятиям человеком «дюже образованным», за что и получил прозвище Головатый. А ещё он был поэтом и музыкантом-бандуристом. Его стихи до Революции 1917 года были казачьим гимном, они запечатлены на пьедестале памятника Екатерине II в Краснодаре. Он возглавлял казачью делегацию, которой был вручён императорский Указ о даровании казакам-черноморцам земли на Кубани. В 1796 году во главе с «армии бригадиром и кавалером» Головатым была отправлена тысяча казаков в Персидский поход. Там Антон Андреевич и умер, не узнав, что императором Павлом I был назначен новым наказным атаманом Черноморского войска.

Художником Валентином Папко «казачьи отцы» помещены на фоне Чёрного моря и выжженной яростным солнцем древней кубанской земли со скифскими бабами и выбеленными конскими черепами. Великолепно написанный передний план щедро заселён горшками-корчагами, домашней утварью, связками книг, иконами и казачьими клейнодами. Образы первых казачьих атаманов, созданные живописцем, отличны от уже устоявшейся иконографии. Сидор Белый с мощным обнажённым торсом больше похож на былинного богатыря, он – словно суть южной земли, её защитник и хозяин.

В центре композиции помещён Захарий Чепега, который был реальным сосредоточением административной жизни первых лет на Кубани. Он изображён в генеральской форме потёмкинского времени с шейными орденами (кстати, Чепега был единственным среди черноморских, а потом и кубанских казаков, кого наградили орденом Святого Георгия III класса, остальные георгиевские кавалеры имели только IV класс). В руках у него икона, перед которой клялись в верной службе, – образ Покрова Богородицы.

«Казачий Демосфен» Антон Головатый едет верхом по степи и, играя на бандуре, о чём-то глубоко и невесело думает…

Валентин Папко своей художнической волей вернул на холст «исторические тени», наделив их живой, по своему убедительной плотью.

г. Краснодар, ул. Коммунаров, 58.
(0+)

Фото предоставлено галереей «САНТАЛ»

 

 

Last modified: 11.10.2021