В Рекламном доме Кубани вышел каталог, посвящённый 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне

Арт, Новости

Художники о войне

Новое иллюстрированное методическое издание «Художники о войне», выпущенное Рекламным домом Кубани при поддержке министерства культуры Краснодарского края, включает репродукции работ из собрания Краснодарского краевого художественного музея им. Ф. А. Коваленко. Каталог стал результатом многолетней работы главного хранителя музея Ольги Владимировны Гармаш (автор-составитель) и её коллег.

 

Художники о войне

В истории человечества, состоящей, в основном, из военных сводок, Второй мировой войне отведено особое по трагическим последствиям место. В её грандиозных наземных, морских и воздушных сражениях участвовали вооруженные силы семидесяти двух государств. Однако основную тяжесть боёв и лишений военной поры пришлось испытать нашей стране и её Красной Армии. Погибло, получило тяжкие увечья или пропало без вести свыше тридцати миллионов наших соотечественников. С войны не вернулось почти полмиллиона кубанцев, и ещё сто тридцать тысяч было угнано в Германию; имена 61540 погибших мирных жителей внесено в краевую «Книгу памяти».

Михаил Поляков. «За живой стеной». 1943 г.

Михаил Поляков. «За живой стеной». 1943 г.

На фронт было призвано практически всё мужское население 1905–1918 годов рождения, в конце войны шёл призыв юношей, родившихся в 1927 году. Только за лето сорок первого года на фронте погибло 27000 наших земляков. Заслуженный художник России Виталий Сидоров как-то с горечью заметил: «За все послевоенные годы я только однажды встретил живого сверстника, мой 1922 год был выбит полностью».

В первый год войны Краснодарский край ещё не находился в зоне важнейших стратегических интересов гитлеровцев, но позже его также не обошло военное лихолетье. К концу июля 1942 года немецкие войска прорвали боевые порядки Южного и Северо-Кавказского фронтов, форсировали Дон и вышли на территорию Кубани. Под станицей Кущёвской в отчаянную конную атаку пошли казаки непризывных возрастов, вооруженные шашками, наскоро выкованными из рессор в железнодорожном депо. Они задержали продвижение гитлеровцев, что позволило провести эвакуацию различных городских организаций и архивов; с последним составом под бомбежками уходил вагон с основными ценностями художественного музея.

В Краснодаре была сформирована дивизия народного ополчения, в которой оказались старики и старшеклассники. Батальон, состоящий из мальчишек, был брошен на защиту Пашковской переправы, по которой спасали тяжелораненых солдат. После двух дней боёв их осталось всего семнадцать. К концу сорок второго года солдаты Рабоче-Крестьянской Красной Армии, не считаясь с потерями, намертво перекрыли кавказские перевалы перед альпийскими дивизиями вермахта, в результате план гитлеровцев по захвату грозненских и бакинских нефтяных скважин был сорван.

Пётр Ружейников. «Вступление красных частей в Краснодар 12 февраля 1943 года». 1947 г.

Пётр Ружейников. «Вступление красных частей в Краснодар 12 февраля 1943 года». 1947 г.

12 февраля 1943 года был освобождён Краснодар; стоит вспомнить, что одним из штурмовых батальонов командовал краснодарский художник Пётр Ружейников. В Новороссийске морские пехотинцы обессмертили себя на клочке черноморского берега под названием Малая земля, а безвестный таманский холм, отмеченный на картах как «высота 121,4», стал объектом четырёхмесячного ожесточённого сражения. Позже его назвали Сопкой Героев.

Владимир Лысенко. «Малоземельцы». 1984 г. Из серии «Подвиг Новороссийска»

Владимир Лысенко. «Малоземельцы». 1984 г. Из серии «Подвиг Новороссийска»

Летом 1943 года в небе над Кубанью шли непрерывные воздушные бои с лучшими летчиками люфтваффе. Неся огромные потери, советская авиация, сбив более тысячи вражеских самолётов, смогла добиться господства в воздухе. Здесь начиналась слава великого воздушного аса Александра Покрышкина, а юных лётчиц из полка Евдокии Бершанской, на учебных самолётиках, собранных из реек и брезента, бомбивших мощную оборонительную систему врага, в немецких сводках опасливо называли «ночными ведьмами». Они иногда «забывали» взять свои парашюты, чтобы в полёте на коленях держать «лишнюю» бомбу.

Художники, из произведений которых составлен первый раздел юбилейного каталога, воевали связистами, сапёрами и танкистами, разведчиками, кавалеристами и лётчиками, работали в госпиталях и на оборонных заводах. Они командовали пехотными батальонами и батареями реактивных миномётов.

Виктор Губин. «Солдаты». 1964 г.

Виктор Губин. «Солдаты». 1964 г.

В окопах делали наброски со своих боевых товарищей, при возможности писали этюды, становясь летописцами на пути к великой Победе. Кроме того, они были художниками армейских газет, работали в различных информационных структурах и на Нюрнбергском процессе; создавали плакаты и листовки, которые также были действенным оружием. Многие из них были награждены боевыми орденами и медалями. Мы сочли возможным внести в первый раздел каталога имя Граера Аракеляна: не подлежащий армейскому призыву, он участвовал в создании грандиозных «декораций», маскирующих новороссийские промышленные объекты.

Граер Аракелян (Аракельян). «1941 год. Во имя жизни». 1984 г.

Граер Аракелян (Аракельян). «1941 год. Во имя жизни». 1984 г.

Вторая часть каталога, названная «Художники о войне», состоит из произведений живописцев и графиков, скульпторов и мастеров художественного ремесла, которые, в силу преклонного возраста, не подлежали призыву и не попали на фронт. А также из работ, созданных несколькими поколениями художников, родившихся после войны; их деды и отцы, к счастью, вернулись живыми с той жестокой и страшной войны.

Василий Монастырный. «Музкоманда концлагеря.Танго смерти». 1986–1987 гг.

Василий Монастырный. «Музкоманда концлагеря.Танго смерти». 1986–1987 гг.

В юбилейный каталог вошла большая часть произведений из музейного собрания, посвящённых военной тематике. Каждый раздел выстроен в алфавитном порядке, без традиционного разделения на виды изобразительного искусства. Изделия ДПИ и скульптура, выполненная в бронзе или камне, немногочисленны в коллекции музея; они представлены в конце каждого раздела. Там же помещена информация о гипсовых портретах и моделях памятников, установленных, в том числе, и на территории Кубани.

Каталожные биографические данные об авторах – годы жизни, сведения о профессиональном образовании и почётных званиях – дополнены краткой информацией о боевом пути художников-фронтовиков и их наградах, которая получена из различных источников, в том числе из архива Министерства обороны. Оставлены также авторские надписи – комментарии, сопровождавшие фронтовые зарисовки. Информация, связывающая художников с войной, приведена и в отдельных биографических справках во втором разделе каталога.

Алан Корнаев. Триптих «Памяти отца». 1985 г.

Алан Корнаев. Триптих «Памяти отца». 1985 г.

Основу каталога, посвящённого семьдесят пятой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне, составили произведения, созданные кубанскими мастерами нескольких поколений. Вместе с тем, за годы, прошедшие после войны, музейные фонды пополнились живописными, графическими и скульптурными работами художников Москвы и Ленинграда, а также других городов страны.

Особый «эффект присутствия» создают пожелтевшие листки из блокнотов и созданные в годы войны гравюры и листовки. Они помогали солдатам в стылых окопах верить и надеяться на Победу, сохраняя их живую душу в апокалипсических потрясениях эпохи.

Сергей Воржев. «Песня отца». 1983 г.

Сергей Воржев. «Песня отца». 1983 г.

В меру отпущенных судьбой талантов, огранённых полученным профессиональным образованием, художники-ветераны, их дети и внуки – воссоздали страницы ставшей уже хронологически далёкой Войны. Их произведения звучат единым эмоционально обжигающим художническим реквиемом.

Иван Ващенко, редактор каталога

Иллюстрации из каталога «Художники о войне»

Last modified: 11.09.2020