Есть на свете люди, которые проживают свою жизнь ради других, проповедуя вечные ценности через настоящее искусство. Их помыслы и дела служат высокому предназначению, несут в себе добро и любовь. Через своё творчество они делают мир светлее и ярче, щедро делясь частичками своей души, привнося в жизнь радость и счастье. Именно таким человеком был Владимир Абрамович Этуш.
Он родился 6 мая 1922 года в Москве. Отец – Абрам Шахнович Этуш – владел небольшим галантерейным производством, мать – Раиса Константиновна – не работала. С ними в маленькой комнатушке жили ещё четверо родственников. Позже вместе с папой, мамой и бабушкой маленький Володя переехал в трёхкомнатную квартиру. Вскоре у него появилась сестра Лида.
В пять лет мальчика отдали учиться в немецкую дошкольную группу. В это же время произошла и его встреча с искусством. Владимир познакомился с удивительным миром цирка, а потом и с театром. Первым спектаклем, который он увидел, была легендарная мхатовская постановка пьесы Мориса Метерлинка «Синяя птица». Она стала для будущего актёра настоящим открытием и в конечном итоге повлияла на выбор жизненного пути.
От школы же у В. А. Этуша особых впечатлений не осталось. Учился как все, был слаб в математике. Зато его причисляли к первым хулиганам. После седьмого класса перевели в другое учебное заведение, так как ему совершенно надоело учиться. И диплом о среднем образовании Владимир получил уже в школе для взрослых. Именно здесь он понял, что в характере человека существует некая сложность и что внешнее поведение не всегда верно отражает сущность человеческих взаимоотношений…
После ареста отца, Владимира Этуша стали считать «сыном врага народа». Такое положение накладывало особый отпечаток и рождало определённые комплексы.
Владимир Этуш: «Ночью пришли к нам с обыском. Правда, квартира, благодаря жилищному „самоуплотнению“, нашей была уже наполовину. К старым жильцам подселяли новых. Описали всё имущество. Кстати, так ничего и не взяли. После ареста папы наш образ жизни круто переменился. Никогда не работающая мама устроилась кассиршей в фотоателье. Но денег всё равно не хватало. Я ходил в рваных ботинках, и мама, желая скрасить моё существование, выкраивала какие-то копейки и спрашивала меня: „Вова, что ты хочешь, пирожное или пойти в кино?“ Показывали фильмы Чарли Чаплина, и я выбирал кино».
Свободное время Владимир Этуш посвящал чтению. Чехов, Пушкин, Лермонтов, Островский… Он освоил всю русскую классику, а также любил и знал чуть ли не наизусть многих зарубежных писателей. Очень увлекался Конан Дойлем.
Первые мысли о театре появились у Владимира в восьмом классе, когда он начал заниматься в школьной самодеятельности под руководством бывшего актёра театра Ф. А. Корша Павла Тихоновича Свищева.
Он использовал любую возможность приобщиться к миру театра и не упускал ни единого случая посетить Центральный Дом работников искусств. Постепенно желание связать свою жизнь с искусством окрепло окончательно, и было принято решение поступать в ГИТИС на режиссёрский факультет, так как свою внешность Владимир Абрамович считал специфической и неподходящей для актёра.
Курс набирал Юрий Александрович Завадский. Но Владимира Этуша не приняли. Он получил на экзамене непроходной балл. Выручило знакомство с племянницей Рубена Николаевича Симонова – Тамарой. Его пригласили на встречу в Театр имени Евгения Вахтангова. Впервые он здесь оказался не в качестве зрителя. Театр открылся для него с другой стороны. Всё было необычным, удивляло и поражало.
Прослушивали его два знаменитых режиссёра: Рубен Николаевич Симонов и Борис Евгеньевич Захава. И именно внешность семнадцатилетнего юноши больше всего их заинтересовала. Его взяли условно, потому что приёмные экзамены давно закончились и уже начался новый учебный 1939 год.
Вольнослушатель Владимир Этуш с первых же дней стал усиленно заниматься. Нужно было исправлять дикцию. Он с таким рвением и настойчивостью выполнял различные упражнения, что впоследствии его даже стали ставить в пример другим студентам. Но у него не получались этюды «я в предлагаемых обстоятельствах». Он был сильно зажатым, от себя говорить стеснялся. Однако побороть свою скованность Владимиру удалось уже в первую экзаменационную сессию, когда он участвовал в показе по рассказу А. П. Чехова «Ненужная победа». Сразу после спектакля его начали все поздравлять, и он понял, что выдержал экзамен у педагогов. Владимир Этуш получил полное право быть студентом Театрального училища имени Бориса Щукина.
Началась увлекательная жизнь. Большую часть времени учащиеся проводили в стенах Вахтанговского театра, спектакли которого тогда пользовались огромной популярностью в Москве. Студентов обучали по программе, разработанной Евгением Багратионовичем Вахтанговым. Занятия проводили его непосредственные ученики – выдающиеся актёры-вахтанговцы. Школа существовала для обновления и пополнения театра. Знаменитые мастера, едва отрепетировав или отыграв спектакль, ежевечерне смотрели, как работают их воспитанники. Будущие выпускники Щукинского училища чувствовали, что живут в атмосфере любви, дружбы и взаимного восхищения. Они были абсолютно счастливы тогда. Это был последний мирный 1940 год…
Сразу после начала Великой Отечественной войны мальчики-студенты стали дежурить по ночам на крышах Москвы. Они гасили бомбы-зажигалки, которые разбрасывали немецкие самолёты. А осенью 1941 года юношей со всех курсов училища отправили на три месяца на оборонные работы под Вязьму – рыть противотанковые рвы.
Вернувшись в столицу, Владимир Этуш принял участие в очередном спектакле театра. Это была историческая хроника «Фельдмаршал Кутузов». Зрительный зал оказался почти пустым. Актёр был потрясён и задумался о том, что в этих трагических обстоятельствах людям не до культуры. Несмотря на бронь, на следующий день он пришёл в военкомат и записался на фронт добровольцем.
Поскольку Этуш немного знал немецкий язык, его направили на курсы военных переводчиков в Ставрополь на Волге. После четырёхмесячного обучения он оказался в эпицентре боевых действий, получив назначение в Северо-Кавказский военный округ. Поначалу Владимира привлекали для расшифровки документов, но вскоре назначили заместителем начальника отдела разведки 70-го укрепрайона. Затем перевели в 581-й стрелковый полк переводчиком, где он стал помощником начальника штаба по разведке.
Владимир Этуш сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины, воевал под городом Малгобеком Чечено-Ингушской Республики, пройдя перевал по Кавказскому хребту от Аксая до Тбилиси. Оттуда дошёл до Азова и попал в город Токмак, что под Запорожьем. Здесь война для него закончилась. В 1944 году его тяжело ранило разрывной пулей, полностью разбившей кости таза. Полгода Владимир лежал в госпитале, потом долечивался в Москве.
Владимир Этуш был демобилизован в звании лейтенанта. С фронта он вернулся инвалидом второй группы. За образцовое выполнение боевых заданий, проявленные при этом доблесть и мужество награждён Орденом «Красная Звезда» и медалями.
Владимир Этуш: «Война – самый жестокий театр из всех известных человечеству. Такая кошмарная игра, в которой человеческая жизнь – единственная ставка. Война навсегда стала тем рубежом, который прочерчен в моей памяти, как, впрочем, в памяти каждого, кому довелось пережить эти годы. Всякие случаи бывали со мной на войне. И драматичные, и смешные. Человек везде остаётся человеком. И реакции его на всё остаются всегда человеческими, в любой ситуации».
Встреченный с почётом орденоносец появился в училище весной 1944 года. Его однокурсники из довоенного набора уже заканчивали обучение. Он был восстановлен на четвёртом курсе. И вскоре ему предложили преподавать мастерство актёра в качестве ассистента у Веры Константиновны Львовой.
В самом начале своего педагогического пути Владимир Этуш «делал» со студентами отрывки под руководством опытных мастеров. Все они были очень разные, но объединял их дух творчества Вахтангова. И от каждого он стремился взять что-то присущее именно этому художнику. Каждый был для него примером. Учился у всех понемножку, стремился подражать, пытался понять в их игре какие-то приёмы, изучить актёрскую технику. Период кураторства длился недолго, и в скором времени Этуш начал работать самостоятельно, представляя на экзамены собственные работы.
1945 год стал не только значимым для страны в целом, но и судьбоносным для Владимира Этуша. С этого момента началась его профессиональная жизнь. Его пригласили преподавать в Театральное училище имени Бориса Щукина и одновременно приняли актёром в Театр имени Евгения Вахтангова.
Владимир Этуш: «Вообще, мастерству в своей профессии нужно учиться всю жизнь. А в нашем деле, где не существует конвейерных процессов, особенно. К каждой новой роли актёр должен подходить как бы заново. И каждый раз открывать тайны характера. Я благодарен своим учителям, наставлявшим меня в премудростях профессии. И я не стесняюсь признаться, что порой учусь и у своих учеников. Актёр кончается тогда, когда перестаёт учиться».
Владимир Абрамович с самого начала своего творческого пути занимался педагогической деятельностью. Он учил так же, как когда-то учили его. Это была особая система Вахтангова, направленная на всестороннее развитие личности и стимулирующая творчество.
Удачно сделанные со студентами экзаменационные работы и активная деятельность в училище привели В. А. Этуша к признанию. В 1957 году он стал самым молодым художественным руководителем курса. Это было нарушением традиций, так как к этому времени мастерами работали только профессора, почтенные вахтанговцы. Но огромная ответственность не испугала его, и он согласился, с честью приняв новую должность.
За четырёхлетний период работы на курсе Владимир Этуш не сыграл ни одной роли. Но зато своими учениками всегда гордился. Его курс окончили Александр Белявский, Людмила Максакова, Вениамин Смехов, Александр Збруев, Зиновий Высоковский, Иван Бортник, Юрий Авшаров, Александр Сабинин, Ирина Бунина и другие.
Впоследствии Владимир Абрамович не руководил ни одним курсом, но никогда не бросал заниматься педагогикой. В своей работе он придерживался главного принципа – понять душу ученика и помочь ему раскрыть себя. Желаемого результата добивался не назиданиями, а только через понимание и личный пример.
Всю жизнь Владимир Абрамович хранил преданность училищу имени Бориса Щукина. В 1976 году стал его профессором, а в марте 1987 года вступил в должность ректора и занимал её пятнадцать лет. За это время было сделано много благих дел, сотни учеников стали выпускниками, обновился педагогический состав, студенты начали принимать участие в конкурсах театральных школ в России, Испании, Румынии, Чехии. В Венесуэле учебная работа «Кровавая свадьба» Гарсия Лорки получила первую премию за лучшее исполнение. Из двенадцати коллективов главный приз завоевала русская школа.
В 2003 году В. А. Этуш ушёл с должности ректора Театрального института имени Бориса Щукина, оставшись его художественным руководителем.
Владимир Этуш: «Когда актёр начинает свой творческий путь, и особенно, когда это происходит в театре прославленном, имеющем свою знаменитую историю, для него, начинающего, мелочей не существует. Он впитывает всё, что видит вокруг себя, всё на него производит неизгладимое впечатление».
Государственному академическому театру имени Евгения Вахтангова Владимир Абрамович посвятил всю свою жизнь. Он считал себя последователем Мастера и с честью принял эстафету служения искусству, в самом начале творческого пути поняв основные принципы актёрской профессии. Главным для него были чувства правды и вкуса.
Русский репертуарный театр он считал национальным богатством. А правильным направлением его развития – идеальную формулу, завещанную Е. Б. Вахтанговым: школа должна учить, студия давать возможность экспериментировать, а театр – воплощать.
Владимир Этуш: «Я – человек классической системы, служу ей. Мне театр дорог. Я в нём прожил свою жизнь. Другой жизни у меня нет. Как нет её у любого другого человека. Мы все очень ценим всё то, что сделано нами. Так же надо ценить и то, что было сделано до нас, для нас».
Каждый выход на прославленную сцену был для Владимира Абрамовича настоящим праздником. А самой первой его работой в театре стала бессловесная роль офицера в спектакле «Мадемуазель Нитуш» в постановке Р. Н. Симонова (1944).
Только через два года Владимир Этуш сыграл персонажа со словами. Это был революционер Янис. Крохотная роль в спектакле «Кому подчиняется время» А. И. Ремизовой заключалась в том, что герой должен был падать со второго этажа декораций и произносить несколько реплик.
В 1948 году Этуш воплотил на сцене образ немецкого полковника в «Молодой гвардии» Александра Фадеева. Режиссёр Б. Е. Захава разглядел в нём характерного актёра и впоследствии любил назначать его на возрастные роли.
Водевиль «Летний день» в постановке Евгения Симонова стал знаковым для В. А. Этуша. Это была первая большая роль. Он сыграл старика Куропаткина, образ которого получался не сразу.
Владимир Этуш: «Мои поиски не были формальными. И поначалу я не успевал привести всё задуманное к органике живого человека на сцене. Я старался присвоить себе не только жесты, но и мысли персонажа. Так я понимал формулу К. С. Станиславского: «Ищи роль в себе, а себя в роли». Я должен был смотреть на мир глазами персонажа. Слова и манера поведения были его, но чувства оставались моими».
В 1952 году Евгений Симонов пригласил Владимира Этуша на роль слуги Лаунса в спектакль «Два веронца» Уильяма Шекспира. Поначалу персонаж до конца не вырисовывался. Актёр боялся сдачи нового спектакля художественному совету. Он совершенно терял чувство юмора, всё наработанное на репетициях куда-то уходило. Была угроза замены исполнителя. Перегруженный переживаниями, он вдруг почувствовал облегчение, и, махнув на всё рукой, сказал себе: «Будь, что будет!». И пошёл на сцену. С первой реплики он почувствовал совершенную свободу, обрёл смелость, появилась импровизация. Закончился показ под аплодисменты. Этот образ стал одним из самых лучших и любимых у актёра.
Среди ранних театральных работ Владимира Этуша – Дорогомилов («Кирилл Извеков» Константина Федина), знаменитая маска Бригеллы («Принцесса Турандот» Карло Гоцци), Блендербленд («Миллионерша» Бернарда Шоу) и другие.
От эпизодов артист постепенно переходил к созданию сложных, разноплановых характеров. Получая очередную роль, он всегда пытался придумать какую-то форму и в итоге находил необходимую меру приближения к персонажу. Яркий этому пример – его Журден в пьесе Ж. Мольера. Спектакль «Мещанин во дворянстве» был поставлен В. Г. Шлезингером в 1969 году сначала с выпускным курсом Владимира Абрамовича на учебной сцене, а потом перенесён на подмостки театра (в 1977 г.).
В. А. Этуш сыграл на сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова более пятидесяти ролей. В 2001 году в честь его 80-летия Владимир Иванов поставил спектакль «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского. Роль князя К. была подарком труппы к юбилею. Много лет своеобразный бенефис Владимира Абрамовича пользовался неизменным успехом у зрителей. А в 2002 году за эту роль актёр был удостоен Государственной премии России.
Владимир Этуш: «По моему глубокому убеждению, зритель хочет одного: сопереживать тому, что происходит на сцене. И поэтому характер любого талантливого спектакля должен быть так же уникален, как игра любого талантливого актёра».
К 90-летию Вахтанговского театра в 2011 году Римасом Туминасом был поставлен спектакль «Пристань». В. А. Этуш играл в нём роль торговца Грегори Соломона, очень проникновенно показав настоящее человеческое одиночество.
В 2013 году Владимир Абрамович исполнил главную роль – академика Окаёмова – в постановке «Окаёмовы дни» по пьесе А. Афиногенова «Машенька». Спектакль был выпущен в честь юбилея артиста. А в 2016 году он вновь порадовал своих поклонников премьерой. Чтобы испытать себя в иной ипостаси, он впервые сыграл женскую роль в спектакле «Бенефис» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала» в постановке Владимира Иванова.
Семьдесят пять лет Владимир Абрамович Этуш преданно служил Театру имени Евгения Вахтангова и продолжал выходить на его сцену. Всю жизнь он создавал характерные образы и всегда мечтал о новых ролях. Ему был подвластен любой жанр – от водевильной комедии до настоящей трагедии.
Владимир Этуш: «У актёра в поисках правды должно что-то перевернуться в душе, чтобы его вопль со сцены заставил содрогнуться весь зрительный зал. И в кино – те же принципы, тот же подход, та же работа актёра над внутренним миром – своим и образа. На экране можно увидеть лицо и прочитать на нём все мысли, все эмоции – правдиво или фальшиво сыгранные. По лицу уже понятно, чем живёт герой, как он проживает то, о чём говорит. Кино – это большая школа».
«Крёстным отцом» в кинематографе для Владимира Этуша стал Михаил Ильич Ромм. В 1953 году он пригласил его на небольшую роль турецкого флотоводца Сеида-Али в фильм «Адмирал Ушаков». Режиссёр с такой внимательностью и заинтересованностью отнёсся к молодому безвестному актёру, что свой дебют и встречу с этим художником Владимир Абрамович помнил всю жизнь.
Потом он сыграл Чезаре Мартини в «Оводе» А. М. Файнциммера и начальника КГБ области Георгия Калоева в «Председателе» А. А. Салтыкова.
Поворотным этапом в кинематографической судьбе Владимира Этуша стала роль Саахова в комедии Леонида Иовича Гайдая «Кавказская пленница».
Перед актёром стояла задача правильно передать характер современного князя. Внешность его для образа не меняли, он только прибавил особую пластику и необходимую разновидность кавказского акцента. В результате получился очень колоритный персонаж. А выражения Саахова «Шляп сними», «Белий горячий», «Садись пока» стали крылатыми. В сценарии этих реплик не было, это актёрская импровизация. Они возникали по ходу действия на съёмочной площадке.
«Кавказская пленница», вышедшая на экраны в 1966 году, до сих пор пользуется большой популярностью у зрителей. И это обстоятельство всегда радовало Владимира Абрамовича. Хотя удачно сыгранная роль Саахова впоследствии немного мешала актёру в осуществлении других творческих замыслов.
Успех комедии Леонида Гайдая был настолько велик, что возникла идея снять продолжение приключений её героев. Уже подготовили план сценария. Во второй серии Балбеса, Труса и Бывалого вместе с товарищем Сааховым и его личным шофёром собирались поместить в образцово-показательный лагерь. Герой Владимира Этуша должен был стать руководителем художественной самодеятельности, сыграть несколько женских ролей на тюремной сцене, а вернувшись в родной город, обнаружить, что его должность заняла «спортсменка, комсомолка и просто красавица» Нина. Но этот сюжет так и остался на бумаге. Фильм по идеологическим соображениям снимать запретили.
Владимир Абрамович снимался у Л. И. Гайдая ещё в двух картинах: «12 стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию». Его запоминающиеся киноперсонажи хорошо знакомы не одному поколению зрителей, а фразы, произнесённые актёром, давно стали афоризмами.
В 1969 году на экраны вышел комедийный музыкальный фильм «Старый знакомый» режиссёров Игоря Ильинского и Аркадия Кольцатого, в котором В. А. Этуш сыграл афериста и пройдоху Эдуарда Самецкого. Режиссёр массовых зрелищ, возомнивший себя гением, получился у него очень ярким и выразительным. Участие в этой киноленте подарило Владимиру Абрамовичу радость общения с выдающимся актёром, которого он очень любил и уважал, – Игорем Владимировичем Ильинским. Фильм «Старый знакомый» был довольно успешен, в год выхода на экраны его посмотрело более двадцати шести миллионов зрителей.
Актёр очень любил работать для детей. У известного режиссёра Надежды Кошеверовой он снялся в четырёх киносказках: «Старая, старая сказка», «Тень», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» и «Ослиная шкура». А в 1975 году сыграл директора кукольного театра Карабаса-Барабаса в культовом музыкальном фильме Леонида Нечаева «Приключения Буратино».
Владимир Абрамович испытывал особые ощущения, когда работал на съёмочной площадке вместе с юными актёрами. Он знал, что детей нельзя сильно пугать и поэтому сделал своего Карабаса-Барабаса вовсе не злым. Придуманная им знаменитая фраза – «Как дам больно» – произносилась с особой интонацией и совсем не была страшной. Его герой не походил на ужасного тирана, а больше напоминал обиженного ребёнка. Исполненные же им песни в картине только дополнили этот образ.
Имя Владимира Абрамовича Этуша – целая эпоха в российском кинематографе, а фильмы с его участием – настоящая классика культурного наследия. За свою жизнь он сыграл более тридцати ролей в кинокартинах самых разных жанров. С годами популярность его персонажей не проходит, а характерные образы по-прежнему любимы зрителями.
Известны также и роли в телевизионных спектаклях: «Игра», «Доктор философии», «Цирк зажигает огни», «Великая магия», «Не заплачу!», «Будьте здоровы» и других. Но особенно пользовался успехом моноспектакль «Голос» С. Ф. Гансовского в постановке Александры Ремизовой (1968). Нетипичная для актёра роль требовала полной отдачи. Материал на телевидении тогда не монтировали и снимали полностью непрерывно одним куском. Почти все сорок пять минут Владимир Абрамович был крупным планом наедине со зрителем. И чтобы исключить возможность появления фальши на экране, он не сыграл, а как бы прожил жизнь своего героя.
Помимо работы в кино, на радио и телевидении В. А. Этуш занимался концертной деятельностью – как артист разговорного жанра. У него был специальный репертуар, который подкреплялся показом фрагментов из фильмов.
Владимир Этуш: «После того как моё имя как-то прозвучало в кино – особенно после «Кавказской пленницы», я стал достаточно известным актёром – у меня появилось очень много дел: и концерты, и съёмки, и работа на телевидении. Но, постоянно комбинируя временные затраты на все свои творческие нагрузки, я всегда наибольший акцент делал на училище, на театре».
Особую страницу в творческой жизни Владимира Этуша занимала деятельность в Центральном Доме актёра. Многие годы он был членом его актива, а с 2009 по 2011 год – директором. Здесь показывались интересные спектакли и весёлые капустники, проводились творческие вечера, на которых царила уникальная дружеская атмосфера. В Доме актёра Владимир Абрамович познакомился со многими личностями, общение с которыми обогатило его внутренний мир. И прежде всего – с Иосифом Михайловичем Тумановым, Леонидом Осиповичем Утёсовым и Ростиславом Яновичем Пляттом.
В. А. Этуш очень любил Аркадия Исааковича Райкина. Не пропускал ни одного его выступления в Москве, восхищаясь мастерством перевоплощения и невероятной работоспособностью этого уникального артиста.
Очень важную роль для Владимира Абрамовича всегда играли друзья. Ещё в детстве он познакомился с Владимиром Шлезингером, Юрием Сосенко и Борисом Бродским. Все они выбрали творческие профессии и стали известными людьми. Дружба с ними прошла через всю жизнь артиста. Много лет он дружил с Михаилом Ульяновым, Николаем Эрдманом и Георгием Товстоноговым. А фильм «Кавказская пленница» подарил ему встречу с «грустным клоуном» Юрием Никулиным. Их профессиональные отношения после съёмок переросли не просто во взаимную симпатию, а в настоящую дружбу. Их сблизило фронтовое прошлое и некоторое сходство судеб.
Владимир Этуш: «Что ушло вместе с моими товарищами? Я говорю: „Люди уходят – вот что самое страшное“. Разве кто-нибудь из молодого или, по крайней мере, среднего поколения может заменить таких мощных актёров, как Юрий Никулин, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Евгений Леонов, Иннокентий Смоктуновский, Михаил Ульянов, Олег Янковский… Таких сегодня нет. Не в том смысле, что нет талантливых актёров среди молодёжи – их очень много. Но ушедших заменить нельзя. Кто-то, конечно, исполняет их роли в театре, может, у кого-то получается так же, может, даже лучше, но по-другому. А их самих никто не заменит».
Теперь к этому списку великих актёров можно добавить и имя самого Владимира Абрамовича Этуша. Он ушёл из жизни совсем недавно – 9 марта 2019 года, не дожив двух месяцев до своего дня рождения.
Будучи в почтенном возрасте, он до последних дней продолжал работать: выходил на сцену дорогого сердцу театра, не оставлял руководство любимым училищем.
Ветеран Великой Отечественной войны, народный артист СССР, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника», полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Владимир Абрамович Этуш был обладателем множества наград и званий за высочайшее служение искусству и выдающийся вклад в развитие русской культуры в номинациях «Честь и достоинство», «Легенда сцены», «Человек-эпоха», «Самый народный артист». Сам же он не любил, когда в его адрес звучали пафосные эпитеты: «национальное достояние» или «патриарх отечественного театра», а относился к себе всегда с иронией. Он не мог без юмора работать, творить, общаться. И всегда жил с мечтой.
За девяносто шесть лет Владимир Абрамович Этуш сделал очень многое. Он играл в театре, играл в кино, но никогда не играл в жизни. Его имя с благодарностью будут вспоминать сотни учеников. Смеющиеся глаза и обаятельная улыбка этого талантливого человека навсегда останутся в наших сердцах, а созданные им персонажи будут ещё долго радовать не одно поколение зрителей.
Анастасия Супрун
Фото из книги Владимира Этуша «Всё, что нажито…» (Москва, изд-во «Зебра-Е», 2012 г., серия «Весь XX век»)
Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:
Facebook ВКонтакте Instagram Одноклассники
Last modified: 06.05.2019