Жоау Криштовау: об анатомии жизни и метафизике творчества

Интервью, Театр

Жоау Криштовау

Жоау Криштовау

Чем сегодня можно удивить искушённого театрального зрителя? Наверное, только экспериментом. Его-то и предлагает жителям и гостям южной столицы Краснодарский экспериментальный «Метатеатр» в своей постановке «Метафизика гения Михаила Врубеля». Главный экспериментатор театра (по совместительству его идейный вдохновитель) – режиссёр Жоау Криштовау, удивительный человек, родившийся в Португалии, окончивший ВГИК и волей случая оказавшийся на орбите кубанской культуры, став её органичной частью. В преддверии очередного показа «Городская афиша» побеседовала с Жоау о новом спектакле, старых задумках, вечном творчестве и насущных потребностях творцов.

«Метафизический театр» появился в Краснодаре в 2023 году, став одной из ипостасей художественно-образовательного проекта «Пространство театра. Культурное наследие» (руководитель – заслуженный работник культуры Кубани Наталья Васильевна Давыдова), направленного на создание условий творческого развития молодёжи города в различных сферах искусства. «Метафизика гения Михаила Врубеля» – первая постановка «Метатеатра», премьера которой состоялась в январе 2024 года на родной сцене – в Доме культуры Центрального внутригородского округа, известного также как Дом учёных, – и в стенах Краснодарского краевого художественного музея им. Ф. А. Коваленко, располагающего коллекцией подлинных произведений великого мастера. Эскизы Врубеля концептуально дополнили сценографию спектакля во время показа в музее.

 

Из «Оргии роз» в «Метафизику гения…»

Метафизика гения Михаила Врубеля

Актёрский состав спектакля «Метафизика гения Михаила Врубеля»: Ольга Колосова, Андрей Колесниченко, Марина Обельчак, Илья Таможний

– Жоау, первоисточником Вашей постановки стала пьеса Елены Шереметьевской (Кирсановой) «Оргия роз». Она о последних днях жизни гениального и непостижимого Михаила Врубеля, проведённых в лечебнице для душевнобольных известного столичного психиатра рубежа XIX–XX веков Фёдора Усольцева. Почему именно это произведение?

– Елена – моя хорошая знакомая и единомышленница. Мы познакомились много лет назад в Москве. Раньше она была актрисой МХАТа, а сейчас пишет пьесы. Я давно и внимательно слежу за её творчеством. Она – довольно смелый драматург, затрагивающий серьёзные темы и мастерски играющий с историческими параллелями. Герои её пьес всегда очень выпуклые личности – будь то царевна Ксения, Михаил Булгаков, Вацлав Нижинский или собирательные образы наших современников, – ищущие ответы на главные вопросы бытия. И вот её «Оргия роз» оказалась очень близкой моим собственным поискам, в ней я нашёл ответы на вопросы о природе творчества, о предназначении творческого человека, его муках и страданиях как плате за талант… Мы взяли за основу эту пьесу, переосмыслили её и рассказали свою сценическую историю на краснодарских подмостках.

– Вероятно, это была задача не из простых?

– Сама концепция нашего театра довольно сложная, точнее, менее привычная для кубанской сцены. «Метафизический театр» – он про психологизм, он ближе к Мейерхольду, нежели к Станиславскому. Это не экспрессивный театр, где актёры громко говорят, утрируют фразы и много жестикулируют, а скорее театр «созерцательный», философский. Творческий и психологический феномен Врубеля – это как раз наша тема. Но если режиссёр замахнулся на такую тему, он должен отдавать себе отчёт: задуманное необходимо воплотить таким образом, чтобы потом не пришлось испытывать чувство неловкости – перед зрителем, коллегами и самим гением художника. Вот здесь-то я и столкнулся с первой проблемой – отсутствием актёров, которые смогли бы передать характеры героев, сыграть образы из сновидений, проникнуться особой атмосферой спектакля, переносящей в некое «промежуточное» измерение, рождающее и открывающее смыслы.

– То есть изначально Ваша труппа с этими моментами не справлялась?

– Изначально у меня и труппы-то не было. Была только задумка… и поддержка художественного руководителя проекта Натальи Давыдовой. Врубель, его жена, доктор Усольцев, другие персонажи – это те роли, которые должны играть профессиональные артисты. Но разве наше новорождённое театральное объединение могло в тот момент рассчитывать на профессионалов? Конечно, нет. Для этого нужны либо средства, либо годами подтверждённый авторитет, либо то и другое, чем мы пока, к сожалению, не располагаем. И тогда я решил пойти другим путём – найти молодые таланты в Краснодарском институте культуры. Да, у них нет опыта. Но ведь это, думал я, может быть плюсом – я смогу «вылепить» из них свой театр. Однако и здесь я потерпел фиаско. Как оказалось, по уставу вуза, студенты-актёры имеют право выходить только на учебную сцену, сотрудничество со сторонними площадками грозит им едва ли не отчислением… Последней надеждой были небольшие частные коллективы. И мне повезло – там я нашёл «в одном флаконе» и подходящие типажи, и артистов с большим потенциалом, и замечательных, отзывчивых людей. Ребята, несмотря на свою основную творческую занятость, находят время на репетиции и терпят мой режиссёрский перфекционизм.

Метафизика гения Михаила Врубеля

Сцена из спектакля «Метафизика гения Михаила Врубеля». Врубель и доктор Усольцев.
Музей им. Ф. А. Коваленко

Метафизика гения Михаила Врубеля

Сцена из спектакля «Метафизика гения Михаила Врубеля». Врубель и доктор Усольцев. Дом учёных

– Вы довольны их игрой?

– Они большие молодцы! Андрей Колесниченко (Врубель), Ольга Колосова (Анна, сестра Врубеля), Марина Обельчак (Надежда, супруга живописца), Илья Таможний (доктор Усольцев) – каждый из них от показа к показу демонстрирует новый качественный рывок. Радуют костюмы и сценография художника Эльвиры Лемешаевой. Но, конечно, это далеко ещё не предел. Нам есть чем гордиться и есть к чему стремиться. Благо, театр – такое искусство, которое постоянно в эволюции. Ты там что-то репетировал, тебе всё нравилось, а потом прошёл показ, и ты понимаешь: здесь, здесь и здесь нужно менять. Я, например, финал «Врубеля» менял уже четыре раза. Если не устроит новый, всегда можно вернуться к прежнему. И актёрам это тоже нравится – пробовать изменения. В кино это нереально, один раз сняв, уже ничего не поменяешь…

Метафизика гения Михаила Врубеля

Сцена из спектакля «Метафизика гения Михаила Врубеля». Врубель и Анна. Дом учёных

Метафизика гения Михаила Врубеля

Сцена из спектакля «Метафизика гения Михаила Врубеля». Врубель и Надежда. Дом учёных

– Но, наверное, для полномасштабной реализации замысла одних стараний команды недостаточно, нужны ещё возможности.

– Да, конечно. А в них мы, увы, ограничены. По сути, всё, что у нас сейчас есть, это репетиционное пространство в Доме учёных и редкий энтузиазм. Наши многократные попытки найти спонсоров не увенчались успехом. Добиться отклика в «министерских кабинетах» тоже не удалось. Ситуация, к несчастью, такова, что над любыми новыми творческими инициативами уже не первый год довлеет пресловутое «сейчас не время»… И ещё одна большая проблема таких городов, как Краснодар, – это отсутствие института продюсерства. Найти зал, подобрать актёров, позаботиться о костюмах, организовать пиар… иными словами, помочь проекту вообще состояться – всё это в компетенции продюсеров, которых здесь совершенно нет. Я обращался к студентам того же института культуры, обучающихся по специальности «продюсирование». Но им это неинтересно. Им почему-то вообще неинтересно искусство. Открыв для себя однажды «халтурки» на свадьбах и юбилеях, они, как правило, на этом и успокаиваются. Но лично для меня это не повод опускать руки. Я всё равно буду развивать наш театральный проект. Мне кажется, что Краснодару это нужно – вот такие небольшие концептуальные творческие коллективы. Иммерсивный театр, ломающий так называемую четвёртую стену – воображаемую границу между сценой и зрителем. Мы уже имеем удачные примеры – театр «Мой», «Один театр»… И ведь не обязательно играть в театральных помещениях. Можно показывать спектакли в музеях (как это уже сделали мы), в старинных особняках (с чем прекрасно справляется «Дом мецената») или на манер немецкого театра устраивать показы в ресторанных локациях.

– Получается почти по Пушкину: «Мне брюхом хочется театра…»

– Вот именно. А гений глупости не скажет. Между прочим, русская культура – это именно то, что всегда ценилось и по сей день, несмотря на все катаклизмы, ценится во всём мире. Это я говорю как наполовину иностранец.

 

Приехать в «модную» страну и прикоснуться к истоку всех культур

Ансамбль Ладо

Кадр из документального фильма об ансамбле аутентичной казачьей песни «Ладо» (г. Гулькевичи). Режиссёр – Жоау Криштовау. 2013 г.

– Раз уж мы подняли эту тему, как Вы оказались в России?

– Во многом это заслуга моего отца. Он был коммунистом и хотел, чтобы я получил образование непременно в социалистической стране. Я, конечно, выбрал СССР и в 1989 году приехал в Москву поступать во ВГИК. Поступил на режиссёрский факультет. Параллельно работал на телевидении корреспондентом. Среди моих коллег было много журналистов из-за рубежа… Россия тогда была «в моде». Перестройка… Поднятие железного занавеса… Запад как будто открывал для себя эту страну. Сюжеты, которые мы делали, глядя на Россию и русских глазами иностранцев, были очень популярными. В девяностых – начале нулевых я работал на РенТВ. Снимал документальное кино – о новомучениках русских, о разных социальных проблемах…

– Надо же! Откуда у человека, родившегося и выросшего в культуре праздника, интерес к таким серьёзным темам? К темам, так или иначе связанным со страданием?

– Праздник и страдание стоят очень близко друг от друга. Есть библейское сказание: радость умножает скорбь… И, к слову, в Португалии и Испании существует культ страдания – саудаде, подразумевающий грусть, светлую печаль, глубокую тоску по чему-то безвозвратно утраченному. Саудаде не несёт в себе какого-то негатива и является предметом национальной гордости.

– Об этом точно надо снять кино, может быть, даже игровое.

– А вот с игровым у меня как-то не сложилось. В девяностых, когда я мог пойти по этому пути, деньги на художественные фильмы давали либо Госкино, либо криминальные авторитеты. Найти нужные аргументы для Госкино я не смог, а с бандитами дружбу никогда не водил и не собираюсь. Один игровой фильм я всё-таки снял, а потом с головой ушёл в документалистику и театр. Кстати, в Краснодар меня привели именно документальное кино и театр.

– Вот как? Расскажите, пожалуйста.

– Я был на съёмках в Екатеринбурге и там познакомился с актёром и режиссёром Краснодарского творческого объединения «Премьера» Сергеем Трегубовым (очень сожалею, что его уже нет с нами). Помимо прочего, на мой взгляд, он был отличным драматургом. И вот Сергей предложил мне попробовать себя в качестве театрального режиссёра на подмостках Краснодара. «Я, – говорит, – напишу пьесу, а ты поставишь». Так и поступили. Несколько лет, начиная с 2011 года, наш спектакль «Любовь@ру» шёл на сцене Краснодарского молодёжного театра. Я в тот момент присматривался к кубанской столице как к творческой площадке. И присмотрелся так внимательно, что полюбил этот город и осел тут. Здесь такие замечательные люди и такая интересная, самобытная культура. Я, например, был дружен с Виктором Ивановичем Лихоносовым (скорблю безмерно о его уходе). Мы много разговаривали о городе, о его прошлом и настоящем, о его уникальности. «Наш маленький Париж» Лихоносова я считаю большим шедевром. Важной в моей жизни также стала встреча с Николаем Ивановичем Бондарем (к сожалению, он тоже совсем недавно умер). Николай Иванович возглавлял Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубанского казачьего хора и был инициатором и организатором беспрецедентных по своему масштабу фольклорных экспедиций. Он собирал по станицам Краснодарского края фольклорно-этнографический и исторический материал. В этой работе было задействовано большое количество самых разных специалистов: музыковедов, этнографов, историков… Однажды он позвал и меня – в качестве видеодокументалиста. Я счастлив, что смог разделить эту миссию с руководителем экспедиций и его командой.

– Жоау, Вы опять удивляете. Почему кубанский фольклор?

– Интерес к фольклору – это интерес к корням, к тому, что объединяет все европейские культуры. И кубанский фольклор не особенно отличается от португальского – по манере пения, мелодиям… В том или ином варианте, думаю, что буду возвращаться к нему ещё неоднократно.

 

Расшифровать «код традиции»

Жоау Криштовау

Синергия

– Что ещё входит в круг Ваших профессиональных, творческих интересов?

– В этот круг входит кружок… Театральный. Он был недавно открыт в краснодарской школе № 29. Это часть государственной культурной программы, в соответствии с которой такой кружок должен появиться в каждом детском общеобразовательном учреждении. Я веду его с первого дня. Если честно, мой предыдущий педагогический опыт ограничивался воспитанием двух собственных дочерей. А тут решил попробовать. И вроде бы получается. В прошлом году я поставил с ребятами первый спектакль – «Домик», по одноимённой пьесе драматурга начала XX века, в прошлом революционерки Лидии Арманд.

– И здесь социализм не отпускает?

– Ну, социализму это произведение созвучно меньше всего. Больше всего оно созвучно детству – чистому и настоящему, с которого всё начинается. Кстати, прошу не путать Лидию Арманд с Инессой Арманд, ближайшей сподвижницей Ленина. Лидия и Инесса Арманд – это не один человек. Они даже не родственницы, а всего лишь свояченицы – жёны двух братьев Арманд, наследников известного рода российских предпринимателей. Лидия Марьяновна Арманд (в девичестве Тумповская), помимо увлечения революционными идеями и теософией, успела организовать детскую сельскохозяйственную коммуну, в которую отбирались подростки «выше обычной нормы, не по уму и способностям, а по задаткам своего характера». А ещё она много писала для детей. «Домик» я нашёл случайно и был совершенно очарован этой пьесой. Моим подопечным и их родителям она тоже очень понравилась. Мне хочется верить, что из нашего самодеятельного «Домика» когда-нибудь на большую сцену выйдут профессиональные артисты.

– Вы уже видите в них эти задатки?

– Да, и совершенно отчётливо. Я объясню. Первоначально в кружок ходило много детей, но очень скоро я начал отсеивать тех, кто находился там от нечего делать или потому, что заставили родители. Эти ребята прыгали, шумели и отвлекали тех, кто действительно хочет играть, в ком природой заложены артистические способности. Кроме того, я сразу обозначил возрастные рамки нашего кружка. Подростков я не беру. У них уже сформирован характер. Они нетерпимы к критике и часто стараются всё делать от обратного. Мне кажется, подростки должны заниматься в кружке за стенами школы, где им будет обеспечен соответствующий этому особенному возрасту подход и уделено гораздо больше времени. С совсем маленькими школьниками – другая история. У них, наоборот, ещё нет характера, к тому же они много озорничают и отвлекаются. «Мои» актёры – это дети одиннадцати-тринадцати лет. Это тот возраст, когда характер ребёнка как раз начинает формироваться, когда он ещё ищет. И вот таких «ищущих» у меня на сегодняшний день двенадцать человек. У нас, прямо скажу, не шикарные условия для репетиций. Мы занимаемся даже не в актовом, а в спортивном зале, по очереди с секцией восточных единоборств. Возможно, это снова мой перфекционизм, но я отношусь к нашему школьному театру очень серьёзно. Конечно же, хотелось бы лучшей акустики, лучшего света, лучшего реквизита. Но пока ситуация такова. И мы справляемся. Спасибо директору школы, которая поддерживает во всех начинаниях, и родителям. Например, для «Домика» родители вскладчину купили нам отличные костюмы. Так что всё вышло очень достойно.

– Какая постановка – следующая?

– 2024 год – Год семьи. И мы с товарищем сейчас пишем пьесу на эту тему. Дело даже не в том, что нужно соответствовать повестке. Я сам за семью – настоящую полноценную семью. На самом деле, я либеральный человек. Но я считаю, что либерализм может существовать только при очень крепком обществе. При другом укладе он выльется в анархию. Возьмём, к примеру, Англию. Британские рок-группы – самые лучшие в мире и самые либеральные. Само же государство очень консервативное, «традиционное». Это королевская семья, это парламент, это институты… И те же рок-музыканты растут в хороших домах, воспитываются в соответствии с многовековыми семейными устоями. Потому и их либерализм без перекосов. Они всегда в гармонии, в балансе. И при других условиях эти группы, как мне кажется, не были бы такими, какие они есть. Как раз вот эту тему – преемственности традиций, воспитания, своеобразного «программирования» в семье – я и хочу поднять.

– Что Вы имеете в виду под «программированием»?

– Ну, например, мама развелась с папой и говорит дочери: «Все мужчины негодяи». Девочка идёт с этой «программой» по жизни. Или, опять же, мать-одиночка воспитывает сына, ей помогают бабушки, тётушки и такие же подруги-разведёнки. В итоге вырастает мужчина, напичканный «женскими программами», которыми он будет руководствоваться уже в своей семье. Ещё одна ситуация – детей воспитывает отчим или мачеха. Семья вроде бы полная, но в ней чаще всего разлад, потому что пытаются ужиться вместе, по сути, чужие люди. В общем-то, сейчас это всем известные вещи. И я хочу через театр вернуть в семью «код традиционности».

Жоау Криштовау

– Это благородная миссия! А что ещё в ближайших планах?

– В самых близких – очередной показ спектакля «Метафизика гения Михаила Врубеля». Он состоится 27 апреля в музее-галерее «Особняк». Начало в 18:00. Всех жду!

(18+)

Беседовала Ольга Карслидис

Фото из личного архива Жоау Криштовау

 

 

 

Last modified: 15.04.2024