Алина Кузнецова: Гордость без предубеждения

Статьи, Театр

Актриса в юности

Замечательной актрисе Краснодарского государственного академического театра драмы, народной артистке России, лауреату премии им. Н. А. Островского Алине Вацлавовне Кузнецовой 24 июля исполнился 81 год. Мы публикуем прошлогодний материал, посвящённый творческому пути актрисы.

Пять лет после своего внезапного ухода из театра Алина Вацлавовна живёт затворницей. Но когда она всё-таки выходит на улицу, её по-прежнему узнают преданные поклонники, с ней заговаривают, благодарят за прекрасные роли. Однако более ценны для неё признания в том, что созданные ею образы русских женщин − гордых, сильных душою, умеющих любить – становились живым примером для нравственного подражания, идеалом Достойной Женщины. Просто актриса Алина Кузнецова была исключительно достоверна на сцене и потому так близка зрителю. Почти полвека!

Родилась Алина Дубицкая в 1938 году в Киеве, в семье интеллигентов. Её папа был инженером-электриком, а мама – мастером прикладного искусства. А ещё мама прекрасно пела и профессионально шила, однако жизнь сложилась так, что петь ей пришлось мало, а вот шитьё в трудные годы спасало от голода.

Что Алина помнит из раннего детства? Войну! Как их семья была в эвакуации в Воронежской области, где папа работал директором сахарного завода. Очертания их простого быта остались в памяти смазанными и туманными. Но то, как по возвращении в родной Киев мама повела их с братом в Бабий Яр, как они увидели омытые дождями, высушенные палящим солнцем незахороненные кости жертв фашистского геноцида, Алина Вацлавовна отчётливо помнит и сегодня.

Вскоре после этого в возрасте 37 лет умер от болезни отец, и мама не покладая рук поднимала двоих детей сама… А ещё из голодного послевоенного детства запомнился репродуктор в пустой комнате, из которого звучали оперы, оперетты, лучшие московские спектакли. Жили скромно, но на праздники мама всегда водила их с братом в театр. И этот мир прекрасного стал для Алины постоянным прибежищем, домом грёз. Именно в те годы родилась мечта стать артисткой. Девочка пошла в школьный драмкружок, который вёл народный артист СССР Юрий Лавров, отец выдающегося актёра и деятеля театрального искусства Кирилла Лаврова.

Р. Шеридан. «День чудесных обманов». Луиза – А. Кузнецова, Антонио – С. Гронский

Решив, что актриса непременно должна уметь хорошо танцевать, Аля поступила ещё и в хореографическое училище. Правда, травма помешала благополучно его окончить. Тогда девочка занялась фигурным катанием, и небезуспешно − получила второй разряд.

Школу Алина окончила с серебряной медалью и пришла поступать в киевский Национальный академический драматический театр им. И. Франко. Худенькая, с огромными выразительными глазами, она ринулась к своей мечте, но испытание не прошла «из-за несоответствия внутренних и внешних данных». Внешность была трогательно-романтичной, а душа рвалась к драме…

Алина начала работать копировальщицей в архитектурно-реставрационной мастерской. И именно там в 1957 году в любительском театре ей довелось сыграть Машеньку в одноимённой пьесе Александра Афиногенова. Её заметили и без экзаменов, в середине года, взяли в театральную студию при киевском драмтеатре. Преподавателем Алины Вацлавовны была народная артистка СССР Наталья Ужвий, великолепная актриса и педагог, на всю жизнь сформировавшая отношение своей воспитанницы к искусству, профессии и месту актёра в обществе. Алинавпитала, как материнское молоко, эту жизненную позицию и сформулировала собственное творческое кредо: театр – подиум, а актёр, особенно актриса, – чуть выше, чем толпа. И ты просто не имеешь права опуститься, уронить себя!

После окончания студии актриса четыре года, с 1960-го по 1964-ый, служила в Украинском театре драмы Ужгорода, в Западной Украине, где сначала играла небольшие роли, потом – заметные и, наконец, знаковые (такие как роль Тани в пьесе А. Арбузова). Этот период в жизни актрисы был богат на перемены. Алина, уже Кузнецова, переехала с семьёй в Краснодарский край, и сезон 1964–1965 гг. начался для неё в Армавирском театре драмы и комедии.

А. Кузнецова и А. Горгуль

На этой сцене её и увидел главный режиссёр Краснодарского театра драмы. Это была роль Ноэми, еврейки, гонимой инквизицией, в драме М. Лермонтова «Испанцы». Прекрасная драматургия, серьёзная коллизия позволили молодой актрисе показать и нежно-лирические, и трагедийные грани образа. Михаил Алексеевич Куликовский, тогда ещё народный артист РСФСР (позже – единственный в нашем крае народный артист СССР!) сразу же пригласил её на позиции героини. И с первых ролей она покорила краснодарского зрителя удивительной трогательностью и душевной чистотой. Михаил Алексеевич Куликовский не просто открыл Алину Кузнецову, которой тогда было всего 28 лет, он воспитал её как личность, как яркую индивидуальность. Куликовский сам был носителем подлинной интеллигентности, непритворного романтизма, образцом святого служения искусству и культивировал эти качества в молодых актёрах.

Заинтригованная молвой о переманенной из Армавира молодой героине публика ждала первую главную роль. Это была Маша в комедии И. Дворецкого «Буря в стакане». Она очаровала зрителя! И Куликовский был более чем доволен своей «протеже». Удивительная внешность, всепобеждающая женственность и украинская актёрская школа с присущей ей эмоциональностью и темпераментностью сделали А. В. Кузнецову актрисой, которую сразу и навсегда полюбила краснодарская публика.

Артистическая судьба Алины Кузнецовой складывалась счастливо. В некоторые театральные сезоны она была занята во всех спектаклях репертуара. Режиссёры-постановщики, с которыми работала Алина Вацлавовна – М. А. Куликовский, В. И. Ясногородский, М. В. Нагли и другие – всегда видели в ней героиню. Каждая новая роль актрисы Кузнецовой, насыщенная глубиной мысли и чувств, достоверностью характера, дарила зрителю встречу с новыми интересными образами – живыми, многогранными, самобытными. Её красота и очарование, напрочь лишённые какого-либо кокетства, при этом наполненные до краёв содержательностью, нежностью, обрамлённые горделивой строгостью, являлись составляющими каждого созданного ею, как нас учили в школе, «собирательного» образа Женщины.

Актриса ярко выраженного лирико-драматического дарования А. В. Кузнецова на сцене Краснодарского драматического театра создала их целую галерею. Из тех далёких 1960-х врезались в память зрителей трогательная история любви смертельно больной Инги и Вадима из пьесы А. Делендика «Вызов богам», озорная и очаровательная дочь Куба-
ни Наталка из инсценировки романа Б. Крамаренко «Плавни», бесстрашная, тихая и скромная Рита Осянина из спектакля по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…», женственная и храбрая Маша в героической драме «Цемесская бухта» А. Сафронова.

М. Горький. «Васса Железнова». Рахиль – А. Кузнецова

Столь же прекрасными были её классические героини: чистая и лучезарная Дездемона в «Отелло» У. Шекспира, изобретательная в достижении цели Клара в комедии Р. Шеридана «Дуэнья», терпеливая и гордая Ганна в спектакле «Мораль пани Дульской» Г. Запольской. Но Кузнецовой удавались и другие образы: алчная хищница Глафира, смешная, нелепая Белотелова в инсценировках А. Н. Островского, сдержанно-строгая горьковская Рахиль (Кузнецова была чудо как хороша в этой роли)…

Сыграла она тогда и Лику в «Моём бедном Марате» А. Арбузова. Этот спектакль стал ярким событием для города. Трое молодых талантливых актёров – Алина Кузнецова, Анатолий Горгуль и Станислав Гронский – тогда ярчайше заявили о себе, влившись в именитую труппу и позже всей своей жизнью доказав, что Куликовский в них не ошибся. За создание образов современниц Алина Кузнецова ещё в 1969 году была удостоена премии Краснодарского крайкома ВЛКСМ в области литературы и искусства им. Н. А. Островского.

Героини А. В. Кузнецовой всегда были лишены внешнего эффекта − будь то чистая и умная, пережившая бурю страстей и скрывавшая их за сдержанностью и спокойствием Анна в драме И. Франко «Украденное счастье», или Донна Анхела из комедии П. Кальдерона «Дама-невидимка», которую актриса наделила пылким темпераментом, или Ефросинья Дерюгина, героиня романа П. Проскурина «Судьба», познавшая и тяжёлый труд, и предательство мужа.

Актриса умела искусно проникать в самую сущность человека. Ей удавалось полностью овладеть вниманием зрителя, увлечь его за собой в мир, создаваемый на сцене.

Особое место в творческой биографии Алины Кузнецовой занимает трагичная, пронизанная пафосом гуманизма роль Марии в телеспектакле по повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая». Это было в 1970-х. Спектакль был сыгран только один раз (на Краснодарской студии телевидения), но запомнился зрителям мощной первородной силой героини, спасающей себя, только что рождённого младенца и немецкого солдата Вернера.

На первый взгляд, путь Алины Вацлавовны складывался очень уж гладко, но только она знает, каково было ей, молодой, с маленьким сыном на руках, выдерживать и здоровую конкуренцию, и нездоровую зависть некоторых коллег.

А какие у Кузнецовой были партнёры! Сам Михаил Куликовский, Герман Апитин, Евгений Колчинский, Степан Шмаков, Станислав Гронский! И всё же дуэт Кузнецова – Горгуль во многих спектаклях про Женщину и Мужчину был просто незабываем. Как они умели одними глазами играть Любовь! Это было гораздо заразительнее по эмоциям, нежели любые современные откровенные мизансцены…

1971 г.

Настали нетеатральные 90-е годы. С художественным руководителем Рудольфом Кушнарёвым театр пережил разное – надежды и разочарования, провалы и творческие поиски.

Интересный, тонкопсихологичный спектакль «Портрет» по пьесе Тины Хоу, поставленный режиссёром Светланой Ливадой, наметил начало нового этапа в творческих судьбах как Алины Кузнецовой, так и Анатолия Горгуля (третьей исполнительницей стала Татьяна Корякова). Но, несмотря на успех спектакля, его оригинальные драматургические решения – возможность глубоко заглянуть в глаза актёров, буквально ощутить в малом театральном пространстве биение их сердец, – увы, не нашли продолжения.

С 2000 года, после ухода Рудольфа Кушнарёва, один заезжий режиссёр сменял другого… Нет, они не обходили Алину Кузнецову вниманием, и она опять выходила на сцену, уже в новых для себя амплуа. Она не боялась быть смешной и трогательной в комедиях. Её Миссис Квикли в «Виндзорских насмешницах» Шекспира и Кукушкина в «Доходном месте» Островского сложились сколь неожиданными, столь и интересными.

Она служила искусству, всё ещё надеясь на творческий взлёт, но при этом остро ощущая, что её годы и ее роли героинь стремительно уходят. И в это безвременье появляется абсолютно самоигральный спектакль − «Они были так трепетно счастливы» − по пьесе Н. Птушкиной. Он был поставлен режиссёром Вячеславом Гвоздковым на трёх народных артистов − нашу блистательную характерную актрису Идею Григорьевну Макаревич, Алину Вацлавовну Кузнецову и её постоянного партнёра Анатолия Сергеевича Горгуля. Долгих 14 лет любимые артисты собирали залы на эту немудрёную и трогательную сказку для взрослых.

К. Хоггинс. «Гарольд и Мод». Мод – А. Кузнецова, Гарольд – В. Борисов

Режиссёры всегда чувствовали в Алине Кузнецовой не только актёрский, но и человеческий потенциал. Она всегда считала (и считает до сих пор) основой актёрской профессии способность к состраданию, что вкупе с невероятным сценическим обаянием и особым женским шармом позволяло ей быть любимицей зрителя. На неё, как говорится, почти полвека «ходили».

И всё же она дождалась работы, всецело её поглотившей. На постановку был приглашён режиссёр Николай Никольский, за многие годы поставивший в этом театре ряд заметных и удачных спектаклей. Он мечтал поставить спектакль «на Кузнецову», зная эту актрису и любя её всем сердцем как удивительного человека. Пьеса Колина Хоггинса «Гарольд и Мод» − это не только манифест самой Жизни, но и подарок для возрастной актрисы! И этот подарок Никольский и театр Алине Вацлавовне сделали. В её Мод не было гротеска и самоиронии, присущих драматургии, – здесь срабатывало, выражаясь словами её героини, «другое секретное оружие − нежность», а ещё в гордом уходе Мод был заложен мощный гуманистический пафос. Судьба этого спектакля не сложилась долгой и счастливой, но ведь это мир театра, где законы логики действуют не всегда. В данном случае важным оказалось само профессиональное общение с режиссёром, когда, как говорил Эфрос, «репетиция – любовь моя». В этой заглавной роли Кузнецова впервые оказалась в новых для себя чувствованиях, её героиня представала и в гротеске, и в лиризме.

Звания заслуженной артистки РСФСР, а потом и народной артистки России (1996), Почётная грамота Министерства культуры России, медаль «За выдающийся вклад в развитие Кубани» II степени, Премия губернатора Краснодарского края (2008) – малый перечень наград, полученных актрисой Алиной Кузнецовой.

Н. Птушкина. «Они были так трепетно счастливы». Татьяна – А. Кузнецова, Софья Ивановна – И. Макаревич

И всё же главная её награда – любовь публики и уважение в коллективе. Её гордая стать и печать редкой ныне интеллигентности всегда выделяли её не только в уличной толпе, но и среди коллег-актрис. Она всю жизнь вела себя так, будто исполняла некую миссию, являя собой пример чистоты и благородства.

Она – Алина Кузнецова! Этим сказано многое. И не только для театра. И не только для Краснодара. Она много лет заседала во всех мыслимых и немыслимых комиссиях, и везде прослыла бескомпромиссной, честной, ответственной.

Алина Вацлавовна покинула сцену театра, в котором прослужила 47 лет в день сбора труппы в 2013 году, как и играла, достойно и красиво. Она и сегодня остаётся легендой нашего города, непревзойдённой героиней, а образы, созданные актрисой и ставшие для зрителя образцом подлинной женственности, надолго останутся в сердцах и памяти краснодарцев.

У неё был любящий муж, есть прекрасный сын, внуки и правнучка – всё в жизни удалось… С днём рождения, дорогая Алина Вацлавовна, замечательная Женщина, великолепная Актриса, невероятный Человек!

Ирина Белова, критик
Фото из личного архива автора

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№ 5–6, июль–август 2018 г.)

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 07.08.2019