Игры, сны и правда краснодарского краевого театра кукол

Статьи, Театр

Фото из архива Краснодарского краевого театра кукол

В 2000 году на XVIII конгрессе Международного союза деятелей театра кукол (Union Internationale de la Marionnette, UNIMA) в Магдебурге известный иранский кукольник Дживада Золфагарихо предложил отмечать профессиональный праздник тех, кто водит куклу по сцене. Но лишь в июне 2002 года на заседании UNIMA в Атланте была принята дата Международного дня театра кукол – 21 марта, а в 2003 году кукольники впервые отметили её.

ИЗ ИСТОРИИ

Краснодарский краевой театр кукол в этом году отметит свой 80-летний юбилей. Возраст для театра серьёзный, а учитывая, что на его долю пришлась большая часть советского периода, с войнами, разрухами и прочими катаклизмами, то можно представить ту историческую линию, которая прочертилась и запечатлелась в его судьбе. История театра изобилует взлётами и падениями, периодами застоя и благополучия – в общем, как у любого другого театра на его многолетнем жизненном пути.

Свой отсчёт театр ведёт с 1939 года, по крайней мере так гласят исторические документы, в которых мы можем прочитать о нём как о «разъездном колхозно-совхозном кукольном театре». Сейчас нам кажется совершенно нелепым это название, но специфика того времени диктовала его как самое передовое и актуальное. Часто краевой коллектив связывают с именем Самуила Яковлевича Маршака, который стоял у истоков создания детского театра на Кубани. Однако театр кукол – не совсем детский храм искусств. Это уже в славное советское время «кукол» «прикрепили» к подрастающему поколению, повесив на жанр соответствующую табличку. На самом деле это театр для всех, что и доказывает его нынешний руководитель Константин Мохов.

Театр кукол – не совсем детский храм искусств. Это уже в славное советское время «кукол» «прикрепили» к подрастающему поколению, повесив на жанр соответствующую табличку. На самом деле это театр для всех

«Куклы» долго существовали без собственного дома, ютясь во всевозможных клубах и коридорах. И лишь при Сергее Александровиче Федоровиче в 1961 году получили первое пристанище, с залом на 325 мест по ул. Орджоникидзе. Однако через четыре года здание снесли, и труппа вновь осталась без своего угла. Только в 1972 году при главном режиссёре Александре Kирилловском и директоре Виталии Смирнове театр смог въехать в новое здание, где он счастливо пребывает и по сей день. Огромная заслуга в этом и тогдашнего руководителя культуры края – Марины Михайловны Шапиро, при которой и благодаря которой театр был буквально втиснут между двумя на то время элитными домами. А. Кирилловский тогда поднял театр на достойный профессиональный уровень, начал делать постановки для взрослых (старожилы до сих пор вспоминают спектакль «Потоп отменяется» по «Божественной комедии» И. Штока). Кирилловский первым у нас ввёл актёра живым планом в сочетании с куклой, при нём театр начал выезжать за пределы края, стал известным в стране.

Но с 1975 года краевой коллектив периодически менял главных режиссёров и директоров. Уходил и возвращался Кирилловский. В двух ипостасях – сначала главного режиссёра, затем худрука – являл себя Анатолий Тучков. Директорами каждый в своё время работали Владимир Таран, Геннадий Марушко, Александр Махинов, Василий Васильев, Владимир Прасол. Каждый из них по-своему осуществлял руководство, кто-то замечательно, кто-то, возможно, не очень, но история уже всё расставила на свои места. Театр жив, несмотря ни на что, и сегодня процветает.

Спектакль «Тростниковая шапка» / Фото: Юрий Корчагин

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

В 2004 году коллектив возглавил известный режиссёр Константин Мохов. До этого у него было несколько замечательных спектаклей, о которых говорили, спорили. Я лично до сих пор вспоминаю его «Оливера Твиста» – совместно с Еленой Мацкевич он создал полотно небывалой мощи и красоты, эпичность и реализм которого высветили всего Диккенса.

В начале 2000-х театр, увы, находился в состоянии полного развала. Репертуар, оборудование, само здание представляли печальное зрелище. Всё это надо было поднимать и приводить в надлежащий вид, чем художественный руководитель, заслуженный деятель искусств Кубани Константин Мохов и его верный соратник, директор Таир Рагимов, и занимались долгие годы. Я пишу в прошедшем времени, так как сегодня театр, благополучный и красивый, выведен на тот уровень, когда можно работать, забыв о разрухе, за что, несомненно, нужно отдать должное Мохову и Рагимову.

Сегодня краевой театр кукол успешен во всём. Его репертуар продуман и рассчитан на очень разного зрителя. Есть спектакли для самых маленьких (обычно они идут в малом зале), есть постановки, предназначенные для детей постарше, и есть работы (пока их в афише две), рассчитанные на взрослого зрителя. Но возрастная градация – это одно, а сам посыл, режиссёрский, драматургический, – совсем иное. Константин Мохов делает спектакли, которые трогают всех. Я как-то спросил своего взрослого приятеля, совершенно далёкого от искусства человека, какой спектакль запомнился ему больше всего. И был удивлён, что это сказка «Снежный цветок». Спектакль идёт много лет, но до сих пор, как видим, не утратил своей первоначальной свежести и, самое главное, любим не только малышами. Мохов, в отличие от многих своих коллег, всегда знает, про что он ставит и для кого ставит. Он умеет закладывать в свои работы отличные от тех, что мы привыкли читать и видеть, смыслы.

Сегодня краевой театр кукол успешен во всём. Его репертуар продуман и рассчитан на очень разного зрителя. Есть спектакли для самых маленьких (обычно они идут в малом зале), есть постановки, предназначенные для детей постарше, и есть работы (пока их в афише две), рассчитанные на взрослого зрителя

В спектакле для взрослых «Король, дама, валет» по Владимиру Набокову – работе странной, отчасти даже сумрачной – Мохов вытащил Набокова язвительного, очень одинокого и, по сути, беззащитного. Мотивы беззащитности и хрупкости мира, бесприютности, чужака в стае у режиссёра вообще звучат до небывалой боли. Посмотрите спектакль «Игры сновидений», и вы многое про себя поймёте. Мохов нередко приглашает зрителя в собеседники, в партнёры, иногда даже в соучастники. А одна из последних работ режиссёра поразила своей светлой ностальгической интонацией. «Денискины рассказы» Виктора Драгунского можно рассматривать как путешествие в детство, то детство, которое пришлось на 60-е – 70-е годы прошлого столетия, когда страна жила космосом, а мальчишки (да и девчонки тоже) мечтали быть героями, быть полезными своей родине. В этой наивной, донкихотской истории есть та искренность и честность, которых нам всем сегодня недостаёт.

Мохов строит дом, в котором каждый человек может найти для себя то, что ему дорого и близко, а на сцене всегда рождается мир, полный иллюзий и правды. Сам же театр сегодня работает как единый механизм, где нет ни одного лишнего человека, где творят чудный главный художник, заслуженный работник культуры РФ Елена Мацкевич, великолепный директор, заслуженный работник культуры Кубани Таир Рагимов, талантливая труппа, способная решать сложнейшие задачи. И самое интересное, что, с одной стороны, перед нами мощный репертуарный организм, существующий по всем законам этого жанра, а с другой – мы видим авторский театр с его неповторимым лицом.

Александр Геннадьев

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 21.03.2019