«Историческая правда в изобразительном искусстве» – диалог поколений за круглым столом

Арт, Статьи

Историческая правда в изобразительном искусстве

9 октября в стенах художественно-графического факультета Кубанского госуниверситета состоялось очередное значимое событие в рамках реализации проекта АНО КПСОЦР Наследие поколений «Свидетели эпохи», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив. Этот проект реализуется на территории Краснодарского края. Он разработан специально для кубанской молодёжи и направлен на сохранение исторической памяти через изобразительное искусство. В этот раз проект собрал художников разных поколений на встрече в формате круглого стола.

Историческая правда в изобразительном искусстве

Признанные мастера изобразительного искусства Евгений Евгеньевич Казицын, Юрий Николаевич Пономаренко, художники – педагоги художественно-графического факультета КубГУ Елена Ивановна Саяпина, Виктор Иванович Денисенко, Олег Мстиславович Гаврилов, а также члены команды проекта «Свидетели эпохи» директор АНО КПСОЦР Наследие поколений Надежда Олеговна Старкова, журналист, главный редактор журнала «Городская афиша. Краснодар» Ольга Олеговна Карслидис и фотохудожник Олег Александрович Хонякин встретились со студентами и магистрантами худграфа, чтобы обсудить проблемы исторической правды в изобразительном искусстве и преемственности поколений. Именно так и была обозначена тема круглого стола.

Естественно, найти настоящий круглый стол, за которым уместилось бы более 80 человек, не представлялось возможным, но это и не потребовалось. Все участники сразу уловили главный посыл организаторов мероприятия – провести обсуждение при абсолютном равенстве мнений и свободе высказываний. С самого начала и до конца встречи в аудитории царила атмосфера взаимного уважения и даже, если угодно, некоего рыцарства, порождённого ощущением общей причастности к искусству как одному из важнейших «инструментов» исторического процесса. И нужно сказать, что мэтры живописи и графики, в том числе педагоги худграфа, приняв условия круглого стола, забыли на время, что перед ними их воспитанники, и настроились на беседу с коллегами, пусть и будущими. Собственно, в этом и был замысел мероприятия – объединить «опыт» и «юность», чтобы совместно обсудить ценности старшего поколения художников и готовность младшего поколения художников их понять и перенять.

Историческая правда в изобразительном искусстве

Участники встречи, конечно же, в основном говорили об искусстве и роли художника в сохранении исторической правды. Студенты узнали много нового и интересного о жизни и творчества известных художников Кубани и Адыгеи. Так, рассказ о непревзойдённом мастере исторических полотен Иване Ильиче Захарове (1936–2019), много лет преподававшем на художественно-графическом факультете КубГУ, показал, насколько важно быть честным перед потомками. Иван Ильич не терпел фальши, стараясь глубоко исследовать исторический момент перед созданием того или иного произведения. Он специально вывозил своих учеников на пленэры в те места, где когда-то жили герои его полотен, – для того, чтобы достоверно передать не только их внешность, но также пейзажи и дух их родных мест.

Отдельный акцент был сделан на том, какое существенное значение для художника имеет его память. Это подтвердили примеры авторов выставки «Свидетели эпохи», художников – ветеранов Великой Отечественной войны Григория Александровича Булгакова (1916–2011), Владимира Михайловича Мехеда (1924–1998), Ивана Яковлевича Коновалова (1919–2013), Виталия Ильича Сидорова (1922–2010), Павла Григорьевича Амасьяна (1922–2001), Василия Ильича Бирюкова (1918–2010), Петра Николаевича Ружейникова (1916–1994). Самые известные работы этих художников о событиях 1941–1945 годов были написаны ими спустя десятилетия после Победы. В послевоенные годы они посвящали своё творчество мирной жизни, восстановлению городов, строительству новых заводов, микрорайонов, развитию промышленности, сельского хозяйства, науки, освоению новых природных месторождений.

Историческая правда в изобразительном искусстве

А художник Юрий Николаевич Понамаренко вспомнил, как в 2005 году написал картину «Пригубим домашнего за Победу». Во время работы в Доме творчества Союза художников в Горячем Ключе однажды 9 мая он увидел сцену на улице: ветеран Великой Отечественной войны сидел на лавочке возле своего дома и предлагал всем прохожим выпить красного вина. Эта история так потрясла художника, что потом он по памяти воссоздал её в произведении, ставшем одним из знаковых в его творчестве.

Немного отойдя от искусства, участники круглого стола решили обсудить и пресловутый конфликт поколений, но, как выяснилось, никакого конфликта на самом деле нет. Как молодому, так и старшим поколениям есть чему друг у друга поучиться. Да, большинство «зуммеров» (родившихся после 2000 года) не могут ориентироваться на местности по компасу, зато если возникают проблемы с установкой нужного приложения на телефон, бабушки и дедушки, а зачастую и родители, обращаются именно к ним.

А когда между этими разными и такими далёкими, на первый взгляд, друг от друга поколениями возникает крепкий, нерушимый мост в виде искусства, вопрос о непонимании отпадает в принципе. В чём сила, магия и правда живописного и графического «слова», к которому доисторические творцы обращались задолго до появления алфавита? Почему изобразительное искусство, будучи одним из древнейших видов деятельности человека, никогда не устареет и не исчезнет в связи с тотальной цифровизацией (как не исчезло с появлением фото)? Об этом также поговорили участники круглого стола.

Историческая правда в изобразительном искусстве

Несмотря на серьёзность поднятых тем, никто из присутствовавших не чувствовал себя скованно. Бал здесь правил интерес. Ребята увлечённо слушали, живо реагировали, отвечали на вопросы, спрашивали сами, делились мыслями, шутили… Но, когда под занавес происходящего им включили ролик с видеовыставкой «Свидетели эпохи», все вдруг в один момент стихли. Этот ролик был создан внепланово. Дело в том, что отбирая работы на выставку, организаторы столкнулись с проблемой вместимости зала. На стенах поместилось 44 произведения, а отобрано худсоветом было больше 100 работ ведущих художников Кубани и Адыгеи. Так появилась идея сделать видеовыставку, чтобы её увидело как можно больше зрителей. И – сработало! Все взгляды обратились к экрану. Будущие художники внимательно всматривались в произведения мастеров и, казалось, отчётливо осознавали, ради чего их здесь собрали. В их лицах читалась готовность оставить собственные свидетельства уже о своей эпохе. В конце демонстрации аудитория просто взорвалась аплодисментами. Ну и, конечно же, после просмотра видео ребята выразили желание увидеть выставку вживую.

В завершение круглого стола был проведён онлайн-опрос. И его результаты полностью подтвердили то, что все и так уже поняли во время дискуссии. У разных поколений кубанских художников, или, точнее сказать,  у мастеров ХХ и первого двадцатилетия ХХI века нет расхождений в понимании своей ответственности перед современниками и потомками в передаче исторической правды посредством изобразительного искусства. Начинающие авторы интересуются историей своей страны, хотят быть честными в своём творчестве, стремятся к межпоколенческому диалогу со зрелыми мастерами и готовы не только учиться у них азам изобразительного искусства, но также перенимать духовно-нравственные ценности и хранить их, как и всё великое наследие русских художников.

Текст: Ольга Карслидис
Фото: Олег Хонякин

Last modified: 18.10.2023