Что объединяет казаков, Францию и старинный дом, построенный в начале ХХ века в Екатеринодаре? Читайте наш материал – и найдёте ответ. Сегодня этот дом, принадлежавший некогда дворянке Евлампии Ивановне Жордания, получил статус памятника градостроительства и архитектуры. Это старинное здание не только зачаровывает своей стариной. За его невзрачным забором живёт настоящий краснодарский двор. Хозяйка одной из квартир в доме – объекте культурного наследия – историк, увлечённый историей материальной культуры, коллекционер, владелица уникального собрания антикварных предметов быта «Знатный подстаканник», координатор самоорганизованной общественной инициативы «Субъект культурного наследия» Ольга Кузнецова – рассказывает о доме и жизни в нём удивительные подробности, сродни закрученному историческому роману.
Особняк на Полицейской
Самой первой хозяйкой двухэтажного особняка на ул. Гоголя (до революции Полицейская) была дворянка Евлампия Ивановна Жордания. В списках выборщиков 1906 года владельцами указаны она и её сыновья. В 1918 году фамилия фигурировала в документах на расселение. Как сложилась судьба выгнанных хозяев – неизвестно. Жилплощадь была уплотнена. Дом пережил ещё несколько смен жильцов. («Серединным» также досталась трагическая участь – в 1930-х гг. они пропали в репрессиях.)
– Русские имя и отчество позволяют предположить, что Евлампия Ивановна фамилию получила от мужа, – рассказывает Ольга Кузнецова. – Род Жордания известен в Грузии и могущественен. Один из видных представителей, Ной Жордания, в 1918‑21 годах был председателем меньшевистского правительства Грузии. После установления советской власти эмигрировал во Францию. Умер в эмиграции в 1953 году. Быть может, екатеринодарские Жордания имели прямое отношение к грузинским? По некоторым данным, с дореволюционных времён в комнатах на первом этаже особняка жила семья священника. Возможно, она имела родство с хозяйкой, но по русской линии. По воспоминаниям старожилов, жена священника ещё и в 1960-х годах жила в маленькой угловой комнатке, бывшей кладовой. Батюшку (имя неизвестно) в городе любили. В первые годы становления советской власти, когда начались гонения на священнослужителей, верный человек предупредил его о скором аресте. Батюшка перекрестил матушку и в никуда ушёл вместе с сыном. На растерзание чекистам осталась одна женщина. Её лишили крова, долгое время она жила во дворе, в сарае, терпела голод и лишения. Новосёлы из числа приверженцев новой власти дрогнули, научили её, как и у кого попросить угол под крышей… Так и прожила матушка в каморке, доставшейся ей из милости, до конца дней одинокая.
Интрига с блеском
История особняка и его жителей может дать сюжет не для одной книги, и Ольга Кузнецова, талантливая рассказчица, с удовольствием этими сюжетами делится – в аутентичных интерьерах, в окружении предметов быта, которые уже сложно где-либо встретить. Это не музей, где нужно ходить в тапках, говорить шёпотом и бояться близко подойти к экспонатам. Здесь общаются, а любой предмет можно подержать. Интригу с блеском держат доблестные подстаканники. И снова без упоминания Франции рассказ не обходится. Ольга Кузнецова начинает говорить, и мостик воображения мистическим образом перекидывает нас в 1812 год, в самый разгар войны России с Францией.
Из хроник известно, что французов очень впечатлили казаки корпуса генерала Платова. Бравые, бородатые, стремительные, они в разы ускорили течение местной жизни и оставили после себя слова и понятия, вошедшие в обиход. Например, «бистро». Легенда о его возникновении увековечена мемориальной табличкой в ресторане La Mère Catherine («Матушка Екатерина») на Монмартре: здесь во время оккупации 1814–1815 годов русские подгоняли гарсонов криками «Быстро!», и владелец превратил это слово в название нового типа заведения с ускоренным обслуживанием.
– По легенде, которую трудно подтвердить и опровергнуть, и подстаканник родился в том же походе, – делится владелица коллекции. – Казаки были охочи до чая, у каждого имелся запас заварки. Приучили к чаю и французов. Как известно, пьют его очень горячим, и держать стаканчик (сосуд) в руках практически невозможно. Казаки народ находчивый – за отсутствием кружек они оплетали стаканы гибким подручным материалом, будь то прут или шнурок из толстой кожи. Изящество и функционал изобретения оценили ремесленники. И пошли подстаканники в народ, перешагивая границы, завоёвывая новые страны, трансформируясь и совершенствуясь.
Самый старый подстаканник в коллекции Ольги Кузнецовой – из первых изготовленных промышленным способом (первая половина XIX в.). Он очень простой, даже примитивный. Всего же в коллекции «Знатный подстаканник» больше 600 предметов. Они делятся по эпохам / производителям / материалам. Объединяющее начало собрания монументально. Как ни пафосно это звучит, но подстаканник – символ и отражение истории общества. Точно так же, как и другие предметы быта, подстаканники эволюционировали и даже… поучаствовали в фем-революции. Чай считался напитком простым и мужским. Если честно, даме и в самом деле хлебать из стакана не комильфо. Женщинам приличествовало пользоваться фарфоровой чашечкой. И это неравенство исправил подстаканник. В торговых каталогах второй половины XIX века уже встречались подстаканники дамские.
В раннем СССР металлическую подставку для защиты рук ошибочно причислили к излишествам вроде фарфоровых чашек и хрустальных бокалов, но быстро ошибку осознали. Подстаканник вернулся и на десятилетия воцарился в нашем быту. Советский алюминиевый подстаканник в коллекции Кузнецовой правит бал – он представлен разными формами, производствами, в том числе навсегда утраченными, кустарными.
Как счастье свалилось?
Где подстаканники – там и предметы сервировки: чайницы, фруктовницы, сахарницы, вазы и, конечно же, чайные куклы. Самоварные куклы-грелки выпускались меньшим тиражом, чем игровые, и быстрее портились из-за пара. Найти куклу-грелку в коллекционном состоянии, полной сборке, без утрат макияжа и костюма – большая удача! У Кузнецовой в коллекции они есть. Была такая кукла в давние времена и у её бабушки на даче.
– Бабушка моя, учившаяся в Смольном, называла эту советскую куклу клош – колпак, – вспоминает Ольга Викторовна. – В дачный сезон сладости на столе накрывали маленькими зонтиками – колпаками. Бабушка однажды подарила мне куклу без ножек, но с плотной ватной юбкой под красивым сарафаном. Мне она откровенно не понравилась – ножек-то нет, играть невозможно. Тогда бабуля усадила Аннушку на колпак и назвала её куклой-клошем. Так моя Аннушка даже на бал отправлялась.
Были в семье и подстаканники. Дедушки и бабушки Кузнецовой пользовались ещё дореволюционными. Кукла-клош, подстаканники и минимум предметов мебели – это, по сути, и всё имущество большой семьи, пострадавшей во всех войнах и революциях прошлого века. На долю рода Ордынцевых – Чёрных – Мельник, которых раскулачивали, ссылали, истребляли, выпало много скитаний. И при каждом переезде, естественно, утрачивалось и портилось имущество. Однако уцелевшее берегли, заботились о его сохранности. И сегодня в «субъекте культурного наследия», среди экспонатов антикварной мебели, есть наследственные, семейные экземпляры. Собрание мебели соответствует вехам истории особняка. Шкаф, изготовленный в 1903 году, письменный стол выпуска начала XX века, суперпопулярный в 1930‑х шкаф «Мать и дитя»…
– Меня часто спрашивают: «Как вы это всё собрали?» – улыбается Ольга Кузнецова. – Бывало, предметы сами находили меня. Порой анекдотично.
Однажды подстаканник буквально свалился Кузнецовой на голову. Она шла мимо многоэтажки, а в квартире на каком-то из этажей ссорилась пара. Били посуду и швыряли в окно что не жалко… Выбросили и подстаканник. Что оставалось делать – только подобрать. По собственному признанию Ольги Викторовны, она «всю сознательную жизнь подбирала». На пенсии могла спокойно жить в благоустроенной квартире. Но, увидев выставленную на продажу квартиру в дворянском особняке, приняла решение, давно сформированное подсознанием…
– У моих предков тоже был такой большой дом с историей, и мне захотелось оставить материальную память о них. Чтобы и других это тронуло.
На ремонт потребовалось много сил и средств (на всех этапах помогала внучка, художница София Кузнецова), но итог стоил того. Идея просто показывать людям «разные интересности» трансформировалась в уникальный просветительский и культурный проект с арт-площадкой во дворе особняка, где проходят выставки, пленэры, фестивали. В доме есть и постоянные коллекции: «Знатный подстаканник», «Радость-Ретро» (старина и антиквариат). Не так давно в «Субъекте культурного наследия» начала работать студия развития творческих способностей краснодарских художников «Изогувернёр». И всё это вместе – экскурсии, лекции, встречи с антикварами, выставки (в том числе произведений современного искусства), мастер-классы по живописи, квартирники – доступно краснодарцам и гостям города по адресу:
г. Краснодар, ул. Гоголя, 107
(тел: 8-988-248-92-82;
e-mail: moitrud@yandex.ru)
(0+)
Светлана Лазебная
Фото Татьяны Прокопович, Дмитрия Сеника и Софии Кузнецовой
Материал впервые опубликован
в журнале«Городская афиша Краснодар»
(№ 4, 2020 г.)
арт Евлампия Жордания история Ольга Кузнецова статьи Субъект культурного наследия
Last modified: 04.01.2021