Магия Владимира Генина

Владимир Генин

Владимир Генин / Фото предоставлено КМТО «Премьера»

29 июля 1929 года родился заслуженный артист РСФСР Владимир Бониславович Генин. Вот уже два года как его нет с нами, но память до сих пор живёт в сердцах любителей оперетты.

Имя Владимира Бониславовича было связано с расцветом Краснодарской оперетты.
В 60–80-х годах ХХ столетия на театрально-музыкальном олимпе Кубани не было более значимой, популярной личности, нежели Владимир Генин. Публика аплодировала ему стоя. Артисту благодарно откланивался весь зрительный зал, когда он приходил на премьеры. И это неудивительно. Владимир Бониславович на протяжении 35 лет был ведущим артистом Краснодарского музыкального театра. Список сыгранных им ролей велик и разнообразен: Мистер Икс в «Принцессе цирка», Тасило в «Марице», Раджами в «Баядерке», Роберт в «Иоланте», Жермон в «Травиате»… И каждая из них – это безусловная актёрская удача.

После окончания Московской консерватории им. П. И. Чайковского Генину светила безупречная карьера столичной оперной звезды. Но судьба сложилась так, что первым его театром стал Свердловский театр музыкальной комедии. Владимир Генин был профессионалом высшего класса.

Владимир Генин

Фото предоставлено КМТО «Премьера»

– Часть нашей скромной стипендии уходила на билеты в театр, музеи, выставки, – рассказывает председатель профсоюза работников культуры Кубани с 1987 по 2012 год Людмила Степановна Бояджи. – До сих пор я помню, как с подружкой купили самые дешёвые билеты на галёрку и упивались красотой и великолепием голоса звезды кубанской оперетты Владимира Генина, его необыкновенной статью.

Уйдя на пенсию, Владимир Бониславович продолжал работать в театре. Без работы он жить не мог. Когда в 1993 году на базе Краснодарского творческого объединения «Премьера» был открыт единственный в стране Театр ветеранов сцены, его создатель Леонард Григорьевич Гатов предложил артисту стать ведущим солистом. Этому театру Генин верно служил более четверти века. Он был очень разноплановым исполнителем: пел классику, арии из опер, произведения советских композиторов, песни военных лет. Более того, он – автор нескольких литературно-музыкальных композиций («Нам дороги эти позабыть нельзя», «Триста лет русскому флоту» и др.).

Владимир Генин

Фото предоставлено КМТО «Премьера»

Сценической магии Генина были подвластны все! Однажды на одном из концертов он своей коронной арией молодого офицера («Севастопольский вальс») так увлёк юных зрителей, что те вмиг превратились из обыкновенных учеников в ценителей искусства.

Своим творчеством Владимир Генин пропагандировал театральную и музыкальную культуру, проводил воспитательно-патриотическую работу среди молодёжи, выступал в горячих точках. «Достаточно вспомнить, как он настоял на том, чтобы его включили в концертную бригаду, которая ездила выступать перед солдатами, исполнявшими свой долг в Чечне. Один из концертов был прерван обстрелом. Был ещё случай в одной из женских колоний. Владимир Генин пригласил на танец заключённую, но сказал: „Прежде наденьте приличные туфли“, и та послушно переобула туфли, в которых и танцевала в паре с выдающимся артистом», – писал в своих дневниках Дмитрий Вайль.

Медведева и Генин

Светлана Медведева и Владимир Генин / Фото из личного архива С. Медведевой

В последние десятилетия Владимир Генин пел и в вокальной студии краснодарского Дома учёных (ныне Дом культуры Центрального округа г. Краснодара). Зрители его ждали последнее воскресенье каждого месяца. Ещё больше им нравился дуэт артиста с вокалисткой студии с 33-летним стажем, поэтессой Светланой Медведевой. На 50-летнем юбилее музыкального коллектива они стали триумфаторами концерта. На одном дыхании, артистично, с профессиональным мастерством, передав большое чувство, они исполнили знаменитый дуэт Сильвы и Эдвина «Помнишь ли ты» из оперетты И. Кальмана «Сильва». Во время исполнения была полнейшая тишина, а после – шквал аплодисментов с восторженными криками «Браво!», «Молодцы!»…

– Побывав с мамой впервые в Краснодарском театре оперетты в 13‑летнем возрасте на показе «Сильвы», я заболела этим видом музыкального искусства, – вспоминает С. Медведева. – Мы с Владимиром Бониславовичем познакомились в студии. Он несколько раз приходил на наши концерты, слушал как мы поём. А однажды подошёл ко мне и предложил спеть с ним в знаменитом дуэте Сильвы и Эдвина. Я была приятно удивлена: неужели мастер оперетты увидел во мне Сильву?! В моей памяти ожили первые детские впечатления, от которых я получила опереточный заряд. Я согласилась. Мы спели. Но спели не просто. Владимир Генин поставил настоящую опереточную сценку. Зрители приняли наш дебют тепло. И после такого удачного музыкального эксперимента мы стали исполнять и песни военных лет, и некоторые классические произведения.

В 1960 году Светлана Медведева познакомилась с семьёй народного артиста СССР, солиста Большого театра П. Г. Лисициана. Известный баритон, видя стремление Светланы Афанасьевны познавать тайны оперетты, охотно делился секретами вокального мастерства. Эту генеральную линию мэтра в её жизни продолжил и Владимир Генин. В знак благодарности, в память о действительно магическом сотворчестве поэтесса посвятила Владимиру Бониславовичу стихотворение.

 Светлана Медведева

ДИТЯ ПАРИЖА

Дитя Парижа, оперетта, не без любви ты родилась,
волшебной музыкой согрета, над сердцем ты имеешь власть.
Легка, но всё ж не беззаботна, – смеёшься до горячих слёз,
твоя куплетная работа, фиоритурные полёты
и ариозные высоты, твои канканы и остроты
не знают скуки и зевоты, они достойны моря… роз!
Ах, оперетта, оперетта, в тебя влюбляются поэты!
Любил сам Пушкин водевили, где по-французски говорили.
А водевиль – твой старший брат, тебя приветствовать он рад!
Певцы, танцоры, музыканты тебе приносят в дар таланты.
Кальман, Оффенбах, Дюма, Легар свой золотой душевный жар,
отдали милой оперетте, что нас заманивает в сети
своих мазурок, вальсов, полек – какая сладкая неволя!
О как близки, как современны Пуччини и его «Богема»!
И Кальман с песнями Монмартра – сегодня живы, будут завтра.
Фримль, Штраус, Зуппе и Кремье писали о своей земле.
А что же мы? И мы сильны, вот музыкальные умы:
Милютин, Стрельников, Лентовский, Рябов, Александров,
Дунаевский и Верстовский – столпы и звёзды русской оперетты,
что нашим духом соткана из света.
Ах, оперетта, оперетта! Прохладу даришь знойным летом,
осенней хмурою порою, зимой тепло всегда с тобою.
Умеешь петь дезюс, субито, тобою много тайн открыто…
в тебе немало тайн сокрыто, страдать умеешь и жалеть,
вокальным страстным звуком петь.
Марш-фокс, лезгинка, вальс-мечтанье милы своим очарованьем.
Галоп, венгерка, вальс-бостон влекут нас музыкой иных времён.
Ах, оперетта, оперетта, твои шансон и канцонетта,
и мадригалы – грациозны, шутливы или же серьёзны,
лукавы, искренни, изящны, с интригой легкою, дразнящей.
В мечтах по Вене я шагаю – вальс Штрауса вновь напеваю,
гуляю на проспекте Невском, пою, что создал Дунаевский…
Не в Ленинграде я, не в Вене, стою на краснодарской сцене
и говорю сердечно людям: «Мы оперетту очень любим!»
Как Шнейдер, Шмыга или Генин, все оперетту петь готовы,
ведь с ней болящий здоровеет, а поседевший молодеет,
а кто печален, улыбнётся, в том сердце радостней забьётся.
Ах, оперетта, оперетта, ты – дочь искусства,
и за это тебе сейчас подарит зал рукоплесканий звонких шквал!

 

                                                                        Мира Гукасова,
член Союза журналистов России,
кандидат филологических наук,
ведущий специалист отдела
маркетинга, информации и рекламы
Государственного академического
Кубанского казачьего хора

Last modified: 30.07.2021