Сегодня, 25 марта, исполняется 80 лет со дня рождения Аскера Хусейновича Курашинова, выдающегося деятеля российского театрального искусства, профессора Краснодарского государственного института культуры, режиссёра, актёра, педагога, заслуженного деятеля искусств РФ и Республики Ингушетия, народного артиста Республики Адыгея. В 2014 году жизнь Курашинова оборвалась, но дело его живёт в его учениках, которые в преддверии юбилея своего мастера поделились воспоминаниями о нём.
Виктория Лапина, министр культуры Краснодарского края, заслуженный работник культуры Кубани
Учитель с большой буквы – это о нём, нашем дорогом и любимом Аскере Хусейновиче, который научил нас главному – быть настоящими людьми искусства, искренне и верно служить ему и нести культуру в своём сердце, наполняя этот мир прекрасным!
Он всегда учил нас быть единой семьёй, привил необходимость следовать таким важным человеческим понятиям, как честность, порядочность, чувство локтя. Он был хорошим другом и вместе с тем жёстким педагогом.
Всё пронзительно видел наперёд. Его нельзя было обмануть. Даже когда мы опаздывали на уроки по актёрскому мастерству, ещё не заходя в аудиторию, понимали, что какие бы причины мы ни придумывали, все они будут испепелены напрочь его пристальным взглядом.
А ещё он никогда не боялся говорить правду и быть самим собой, даже если станет кому-то неугоден. Не хотел и не стремился быть фаворитом или кумиром, не был баловнем судьбы, а просто хотел быть и был настоящим человеком.
Я не упускаю возможности повторять, что мы всегда должны помнить своих Учителей, быть достойными их преемниками и продолжателями нашего общего дела – развития и процветания культуры в обществе! О своих педагогах всегда вспоминаю с особой теплотой. И в преддверие памятной даты не могу не отметить такой интересный факт: 25 марта 1939 года родился Аскер Хусейнович Курашинов, а с 2007 года именно 25 марта Указом Президента Российской Федерации стал Днём работника культуры. Мне кажется, это очень символично…
Бывают судьбы, предначертанные звёздами, в небесном сиянии которых видно настоящее. Аскер Хусейнович был человеком именно такой судьбы. Он всегда видел в нас гораздо больше, чем мы сами на тот момент о себе знали. Верил в нас, всегда гордился успехами и победами своих учеников. Вкладывал в наши души те основы, которые и сегодня, я уверена, всем его ученикам помогают жить и творить.
Он был единственным человеком, который поверил в меня при поступлении. Я была самой маленькой (мне было всего шестнадцать), и вся приёмная комиссия скептически отнеслась к моей кандидатуре (сказали, что ещё рано). И только Аскер Хусейнович в полненькой наивной девочке с распахнутыми горящими глазами что-то разглядел и дал шанс, за который я ему бесконечно признательна.
Светлая память о нём навсегда останется в сердцах благодарных учеников.
Свято верю, что он и сегодня смотрит на нас с высоты звёзд и для многих сам стал тем небесным сиянием, которое помогает видеть настоящее…
Самир Кулиев, актёр, шоумен, теле- и радиоведущий
Когда мы говорим об Аскере Хусейновиче Курашинове, в памяти возникает глубокий океан, полный множества интересных фактов и трогательных воспоминаний. Гольфстрим этого океана – любовь к нашему мастеру. Для всех нас Аскер Хусейнович Курашинов был прежде всего настоящий мужчина, наставник, отец. Что такое настоящий мужчина, спросите вы? Кто-то из великих сказал: «Это возвышенность чувств, помноженная на талант и доброту, прикрытые силой и скромностью». Все эти качества были в Курашинове. Справедливый, умный, талантливый, благородный человек, проживший невероятно насыщенную, красивую, яркую жизнь. Его судьба достойна эпического фильма: трудное детство, война, голод, затем учёба в Москве, опыт и знания, которые он приобрёл в общении с великими людьми, у которых учился, с которыми дружил. Невероятная работа над собой, которую проделал этот мальчишка из маленького аула, став талантливым актёром и выдающимся режиссёром, тонко чувствующим настроения своего времени и сумев поставить многокрасочный спектр ярких спектаклей, расширивших границы адыгейского, краснодарского и, как следствие, российского и мирового театрального искусства.
Но была одна из главных сторон его многогранного таланта – умение преподавать. Аскер Хусейнович учил своих воспитанников, то есть нас, не мыслям, а мыслить. Он делал всё, чтобы каждый сумел полюбить искусство, занял своё достойное место в жизни, обрёл радость и гармонию с окружающим миром и самим собой, вне зависимости от того, как распорядится судьба. Он знал, как тяжела и одновременно прекрасна выбранная нами профессия, и всем сердцем желал, чтобы мы состоялись в ней. Он переживал и заботился о каждом, словно о родном ребёнке, и его хватало на всех.
Точность, ум, сила, доброта, профессионализм и яркий талант – вот каков был Аскер Хусейнович. Сенека говорил: «Когда Боги хотят испытать человека, они делают его учителем. И лишь совсем малое количество людей выдерживают такое божественное испытание». Курашинов это испытание выдержал с честью и достоинством. Он никогда не бросал своих учеников… Древняя притча гласит, что однажды Александр Македонский с многотысячным войском остановился в пустыне. Палящее солнце вызвало безумную жажду у солдат. И вдруг кто-то объявил, что есть всего лишь один шлем воды. Подданные подобострастно преподнесли его Александру. Македонский окинул взором своё войско и сказал: «Мне одному этого будет много, а всем будет мало…» – и вылил воду на раскалённый песок. Это высший акт проявления благородства, коим должен обладать настоящий полководец и учитель. Курашинов им обладал. За ним мы все чувствовали себя как за каменной стеной. Он был нашим воином света.
Аскер Хусейнович часто цитировал такие строчки: «Искусство – это выстраданный акт, пропущенный через сердце художника и помноженный на его талант и личные качества». Курашинов бережно учил нас творить, открывать своё сердце навстречу новым впечатлениям, знаниям, опыту. Навстречу настоящему искусству. Он терпеливо наблюдал за каждым, позволяя совершать ошибки. И главное – он учил нас ничего не бояться и быть самими собой.
Отдельную нишу занимает сам процесс проведения уроков актёрского мастерства. Какое огромное количество ярких и смешных случаев происходило на репетициях этюдов и отрывков в стенах института. Одной из основных особенностей профессионального метода нашего мастера был юмор. Антон Павлович Чехов когда-то сказал: «Юмор – убежище, в котором прячутся интеллигентные люди от серости и злобы жизни». Многие классики, такие как Пушкин, Грибоедов, Гоголь и Щедрин, учили проверять всё юмором. Курашинов знал это и тонко чувствовал наши настроения, а посему виртуозно создавал неповторимую атмосферу, пропитанную добром и юмором. Он тонко, словно писатель, высмеивал лень студентов и другие пороки, но при этом давал человеку выбор, в котором всегда была возможность исправить ошибки и, конечно, он любил всех и каждого. Аскер Хусейнович поощрял таланты своих студентов, не запрещая им заниматься совершенно разными делами – от музыки до живописи, от танцев до пения. Он любил всё и, кажется, был осведомлён обо всём. Он единственный педагог из всех, кого я знал, который смеялся, когда студенты делали на него пародии на капустниках, и всегда с лёгкостью соглашался на творческие авантюры, как добрый отец соглашается поиграть со своими детьми, не забыв преподнести ценный урок в этой лёгкой игре.
Никогда не забуду один из первых уроков актёрского мастерства. Курашинов на нём почему-то заговорил об одной из классических голливудских лент – «Великолепная Семёрка». Это вестерн, поставленный режиссёром Джоном Стерджесом. Картина была своеобразной адаптацией для американского киноэкрана нашумевшей философской драмы Акиры Куросавы «Семь самураев». Так вот, глаза Аскера Хусейновича тогда вдруг загорелись, и он спросил: «Что главное в образе каждого из героев этой картины?» Аудиторию заполнила звенящая тишина. И тогда он сам ответил на заданный вопрос: «Мужественная простота». Это было самое ценное и ёмкое объяснение образа мужчины на сцене и в кино, да и вообще в актёрской профессии. Курашинов привнёс это понятие из собственной жизни. Потому что сам был таким. Мы, мальчишки, мечтавшие стать актёрами, пришли в профессию пропитанными фильмами с участием Марлона Брандо, Аль Пачино, Роберта Де Ниро и других гениев большого экрана. И очень важно было, чтобы нас в ней встретил, чтобы нас учил человек, понимающий и поддерживающий юношеские мечты. Так и случилось. К тому же наши с Курашиновым пристрастия в профессии были схожи. Нам невероятно повезло, ведь он любил великолепные книги, крепкие кинокартины и яркие спектакли и буквально заставлял нас читать, ходить в кино и в театр, учил нас жадно поглощать окружающий мир, наблюдая за ним во все глаза.
Аскер Хусейнович мечтал создать с нами собственный театр, и часть его мечтаний сбылась. Вспомним, например, спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно Живые», на котором люди плакали и аплодировали стоя, или спектакль «Вид с Моста» по пьесе Артура Миллера, ставший своеобразной кодой нашей студенческой эпохи и моим личным Эверестом, на который я взошёл благодаря Мастеру. Студенты Аскера Хусейновича разбросаны по всему миру, но каждый из них гордо несёт звание «Ученик Курашинова», потому что во всех нас горит пламя любви к искусству зажжённое мастером. Спасибо ему за это!
Юрий Нехай, режиссёр кино и телевидения, автор фильмов «Черкесия: Адыго Хабзэ», «Юрий Богатырёв – большой-большой ребёнок», «Парни из нашего городка» и др.
Есть моменты, когда хочешь сказать многое и подобрать самые правильные и важные слова, но никакие слова не отразят ту благодарность и то уважение, которые я испытываю к мастеру. Я до сих пор разговариваю его словами, при работе над сценарием, на сцене или съёмочной площадке из меня вылетают фразы: «Несётесь без сопротивления к финалу, потому что знаете его», «Вываливаетесь из предлагаемых обстоятельств», «Ваши персонажи – идиоты?» и другие ставшие крылатыми выражения Аскера Хусейновича. Вообще, с годами я всё глубже понимаю истинное значение сказанного им. Наверное, поэтому мне кажется, что я лучше знаю своего мастера именно сейчас и тем острее чувствую, как его не хватает. Зная, что на разных этапах в жизни и профессии нам нужны будут ответы на непростые вопросы, Аскер Хусейнович расставил для нас «маячки», заранее, наперёд, чтоб мы не ошиблись. Некоторые из «маячков» я обнаружил. А сколько ещё впереди? Несколько своих фильмов я успел снять и показать Аскеру Хусейновичу. И я услышал очень важные для меня слова… Успел…
Анна Малукало, заслуженный работник культуры Кубани, заместитель директора Краснодарского музыкального театра
1996 год… Мне 16 лет, я окончила школу в своей станице и поехала поступать в Академию культуры (такой статус в то время имел Краснодарский государственный институт культуры. – Ред.). Я собиралась поступать на режиссуру, а набора не было. Зато в тот год, впервые в Краснодаре, набирали студентов на факультет театра драмы и кино. Первый профессиональный экспериментальный курс. Я старалась трезво оценивать свои способности и возможности – терять год не хотелось. Я не очень хорошо помню приёмные экзамены. Помню лишь калейдоскоп лиц вокруг. Людей, новых знакомых, которые цитируют великих, поют философские песни собственного сочинения… Они умнее, талантливее меня… Когда я вышла на сцену, мне очень мешало то, что я не вижу комиссию, хотелось видеть глаза, лица. «Читайте, что вы подготовили», – прозвучал мужской, ироничный голос. Но нас, молодых и дерзких, не надо пугать иронией, мы ещё не очень знаем, что это такое. Ну, я и давай читать: Есенин, «Песнь о хлебе». С надрывом, драмой, слезой в голосе, всё как положено, я же на драматическую актрису претендую. Через 10 секунд: «ЭЭЭЭ, что ты делаешь?» – это был тоже мужской, но другой голос. Далее следовала небольшая лекция о том, что я ещё пороха не нюхала. В мои годы надо читать весёлое-молодое-задорное, а я тут трагедию леплю. Весёлое? Пожалуйста. «На рынке корову старик продавал…» Очень они тогда смеялись. Мне кажется, меня только поэтому и взяли на курс, из-за коровы, а не потому, что я поразила их своим огромным талантом. Когда я через пару лет в дисциплине «Режиссура» возьму на постановку фрагмент из пьесы М. Горького «Васса Железнова», Аскер Хусейнович скажет примерно следующее: «Эээээ, Малукало, ты опять? Что тебя так в драму тянет? Ты успеешь ещё поиграть старух. Заставить человека смеяться гораздо труднее, чем плакать, а у тебя смешить получается, этим надо пользоваться.» Я тогда его не послушала, настояла на своём, и мой фрагмент получился не таким уж плохим. Но лучшей моей ролью так и осталась госпожа Мамаева Клеопатра Львовна в пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Мастер на то и мастер, чтобы видеть нас не такими, как нам хотелось бы, а такими, какие мы есть.
После поступления и формирования наш курс оказался никому не нужным. Или нет, не так. До нас просто никому не было дела. Тогда это было не страшно, а как-то странно, но я другого отношения не видела, поэтому не до конца понимала трагичность положения. Первый и экспериментальный, профессиональный курс артистов театра драмы и кино мог не состояться, потому что получилось, что никто толком не понимал, что с нами делать, и от этого непонимания росло раздражение как у нас, так и у тех, кто за нас отвечал. Мы занимались чем угодно, только не тем, чем было нужно. Как и когда сошлись звёзды и совпали интересы руководства, я не знаю (да и знать не хочу), но появился он, Аскер Хусейнович Курашинов, Мастер нашего курса, гуру наших судеб, скульптор наших характеров, наставник и штурман наших неокрепших умов. Он просто пришёл и забрал нас в свою жизнь, смог дать нам направление, ориентиры, которых мы были лишены. И мы поверили, что он не даст нас в обиду. И он не дал. Я помню, как мы впервые попали в дом к Мастеру. Мы заполнили собой тогда всё пространство, которое было возможно заполнить, сидели на диване, табуретах, полу и смотрели «Вестсайдскую историю». Это было моё первое сознательное знакомство с жанром мюзикла вообще и музыкой Леонардо Бернстайна в частности и начало моей большой любви к этому виду искусства. Потом я тысячу раз смотрела разные экранизации и постановки «Вестсайда», но эта версия стала для меня флагманом, отправной точкой, точкой невозврата. А в доме Аскера Хусейновича нас всех любят и ждут, и нам там по-прежнему уютно, и мы там по-прежнему занимаем собой всё пространство. Было много всякого за годы учёбы, но помнится только хорошее. Помню чувство юмора Аскера Хусейновича. Я не помню, чтобы он смеялся громко, но улыбка преображала его лицо совершенно. Помню, как он сердился. А когда ему было стыдно за то, что он видит, он закрывал лицо ладонью, смотрел сквозь пальцы. Помню, что он не любил, чтобы мы снимались в рекламах, сериалах и так ддалее, говорил: «Вы ещё не артисты, я не хочу краснеть, дураку половину работы не показывают…» На самом деле то, что мы по молодости приняли за данность, было шансом, и дал нам его Аскер Хусейнович Курашинов. Помимо знаний он вкладывал в нас понятия чести, совести, долга, верности, дружбы, он объяснял как умел, доказывал словом и делом. А уже мы сами решили, как этим шансом пользоваться, в какое русло направить. Даже тот факт, что мы курсом до сих пор, хоть и с переменным успехом, но всё-таки при любой возможности встречаемся и общаемся, дорогого стоит.
Аскер Хусейнович для меня был и остаётся человеком, который научил профессии, направил, открыл мир, в котором я живу сейчас. За что я и хочу сказать нашему Учителю огромное спасибо!
Наталья Фабрая, директор Брюховецкой межпоселенческой центральной библиотеки
С 1991 по 1995 год я училась в институте культуры на курсе Аскера Хусейновича Курашинова, группа РТП – 91. Мы с подружкой Еленой Клименко приехали поступать в институт из ст. Батуринской Брюховецкого района. Очень дружно и интересно проходили наши учебные годы в институте. Это были чудесные годы. Мы все сдружились как-то очень быстро. С самого первого курса стояли друг за друга везде и всегда. Самым любимым предметом была режиссура, её редко кто пропускал. Особенно интересным был период, когда мы начали ставить отрывки из произведений. Самые запоминающиеся для меня – «Пимиентские блинчики» О. Генри, «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Макар Чудра» М. Горького. Аскер Хусейнович был широкой души человек. Он всегда мог выслушать и вникнуть в проблему, помочь, подсказать. Я ему благодарна за то, что он не отпустил меня на заочное отделение. И теперь все эти воспоминания, связанные с учёбой, не заменит ничто. А как проходили наши показы! Весь актовый зал забивался народом. Аскер Хусейнович не боялся идти на эксперимент, и наши работы приобретали успех у зрителей. Он всегда требовательно относился к своей работе и нас учил тому же. Даже и сейчас сидя в зрительном зале, на спектакле, иногда хочется сказать: «Отказ!» Именно так говорил наш Мастер. Это он научил нас любить театр. Я всегда с гордостью произношу его имя, и даже пробирает до сёез, когда что-то слышу или читаю о нём. Вся моя жизнь связана с творчеством. После института я пошла работать в Брюховецкий районный дом культуры художественным руководителем. У нас был молодой творческий коллектив, в котором многие были выпускниками нынешнего КГИК и знали Аскера Хусейновича, а ещё помнили наши показы. За годы учебы мы все сроднились курсом, стали крестными наших детей. Встречаемся, дружим и всегда в любой ситуации вспоминаем нашего Мастера. Память о нем навсегда останется в наших сердцах.
Валентина Бестаева, капитан внутренней службы, старший специалист Культурного центра Главного Управления Министерства внутренних дел России по Краснодарскому краю
В моей памяти Аскер Хусейнович Курашинов останется в своём пальто, кепке и неизменно с папкой в руках. Именно таким он приходил на наши занятия, именно таким мы видели его, выглядывая из окон. «Я учу вас не просто профессии», – говорил он нам. – Я учу вас жизни…». Осознание этого пришло спустя годы. Не может плохой человек быть хорошим артистом. Всё в нашей жизни связано. Что есть в душе, то ты и можешь подарить людям. Его внимательный взгляд – из-за режиссёрского столика, в зрительном зале – до сих пор сопровождает каждый мой выход на сцену. Это была лучшая похвала. Я знала: если плохо, он отвернётся, не сможет смотреть. «Одна маленькая слезинка, докатившаяся до середины щеки, дороже ведра пролитых слёз. Сдерживай себя. Ты только кажешься слабой. Валентина, ты сильная, борись!» Эти слова до сих пор со мной. Они помогали мне в очень сложных жизненных ситуациях.
Каждый раз, когда я выхожу на сцену, меня встречают тысячи внимательных, сосредоточенных лиц. Эти люди стоят на страже закона и порядка. Они готовы в любой момент отдать свою жизнь за Россию. Часто они уставшие и опустошённые. От меня зависит, какими они выйдут из зала: появятся ли в их душах вновь ростки любви и веры, засияют ли их глаза, осветятся ли лица улыбками. Стоя за кулисами перед выходом, где бы это ни было – на сцене театра, на огромной площади или в маленьком импровизированном зале в эпицентре горячей точки, – я каждый раз вспоминаю слова Аскера Хусейновича: «На сцене нужно „священнодействовать“». И я выхожу к зрителю, как в храм, как на исповедь, как к последнему причастию.
Диомид Виноградов, актёр и режиссёр озвучивания и дубляжа фильмов
Древняя мудрость гласит: «Был бы ученик, а учитель найдётся». Однако повезёт ли ученику с учителем? Ведь именно от этого зависит то, насколько подмастерье овладеет профессией и как он в последствии будет к ней относиться. Учитель навсегда остаётся примером и ориентиром. Хороший учитель задаёт направление движения, позволяет творческому потенциалу проявиться.
Могли ли мы, юные максималисты, решившие приобрести творческую профессию, понять хороший нам достался учитель или нет? Скорее всего, не могли. Иначе мы бы с ещё большим усердием внимали его наставлениям и не спорили бы, отстаивая свои ошибочные убеждения. Аскер Хусейнович терпеливо наблюдал за нами и позволял совершать ошибки. Ибо в процессе обучения ошибки не имеют фатального значения, и лишь ошибаясь мы наглядно могли увидеть свой просчёт и с каждым промахом всё больше и больше проникались доверием к своему мастеру. Мы с благодарностью вспоминаем тот миг, когда наш учитель взял нас под свою защиту и покровительство, которые, пожалуй, трудно было найти в чьём-либо другом лице. Только с течением времени мы смогли оценить те деликатность и мудрость, которыми с нами делился Аскер Хусейнович. Становясь старше, мы с каждым годом всё лучше понимали те поучения, которые он нам давал. И в последствии все наши суждения и оценки, касавшиеся творческой сферы деятельности, происходили через призму полученных наставлений. Во время учёбы мы все были окружены отеческой любовью и заботой со стороны нашего мастера. Аскер Хусейнович был строг, порой даже резок, но справедлив, а иначе как бы он смог научить и призвать к порядку наши неуёмные творческие натуры? Просматривая сегодня случайно сделанные записи наших репетиций, мы обнаруживаем, как внезапно вступаем в творческую полемику с нашим мастером и, к удивлению своему, обнаруживаем, что он не давит на нас своим авторитетом, а ведёт аргументированную беседу, доказывая правоту своих установок. Но происходило это не потому, что у нас на курсе был авторитаризм, как это обычно бывает во многих образовательных учреждениях подобного рода, просто нас учили не боятся думать, и размышлять, и отстаивать своё мнение (пусть даже ошибочное). В итоге, убедившись в том, что предложенное нами не сработает должным образом, мы всё равно возвращались к рекомендациям мастера, но уже делали это осознанно, понимая необходимость этих шагов, а не слепо повинуясь чужой авторитарной воле. Случалось и так, что мастер менял свою точку зрения, если мы были убедительны. Он признавал свою ошибку и тем самым учил нас смирять гордыню и служить общему делу, своим собственным примером показывая, что умение признать свою неправоту – это удел сильных и цельных личностей. Нас растили как думающих артистов, могущих самостоятельно разобраться в перипетиях сюжета, сложившихся обстоятельствах судеб наших героев, а также самостоятельно найти и предложить режиссёру свою интерпретацию роли и при необходимости отстоять свои мысли. Но это было бы невозможно при иной системе преподавания. Мы побаивались своего учителя. Признаться, мы боялись не столько наказания или праведного гнева Аскера Хусейновича, сколько – не оправдать его надежд. Боялись показать, что недостаточно усвоили его уроки и рекомендации. Мы очень старались, и если всё получалось, искренне радовались успеху.
«Получайте удовольствие и запомните этот момент собственных побед и удач», – говорил учитель. – Возможно, он больше никогда не повторится или вам просто не предложат тех ролей, которые вы можете сыграть, находясь в стенах учебного заведения». И здесь мастер оказался прав. Успех – штука капризная, и не всегда можно изловить его в свои сети. Сегодня, к великому сожалению, нашего мастера и наставника нет с нами, но его дело продолжается в наших умах и сердцах, в его цитатах, которые мы вспоминаем, и делах, которые совершаем в профессии. Наши сердца наполняются благодарностью и любовью, ведь в студенческие годы мы были окружены вниманием мудрого учителя.
Анна Еркова, заслуженная артистка Кубани, актриса Краснодарского академического театра драмы им. М Горького
Я поступила на службу в Краснодарский академический театр драмы в 2000 году. Прошло почти 19 лет. За это время мною было сыграно много ролей, и за каждую из них я могу сказать спасибо Аскеру Хусейновичу Курашинову. Спасибо за любовь и преданность профессии, которые он нам привил. Спасибо за все знания и опыт, которые он нам отдавал. Он учил нас не только профессии, он учил нас порядочности, честности, дружбе. Он часто повторял: «Искусство нужно делать чистыми руками». Именно эта фраза мне врезалась в память на всю жизнь. Именно этому напутствию я стараюсь следовать и по сей день.
Наталья Арсёнова (Виноградова), начальник отдела по взаимодействию со СМИ МО Крымский район
Моя любимая работа доставляет мне радость, она построена на общении с простыми гражданами, на освещении деятельности главы района, всего того, что происходит в муниципальном образовании. Печатные, визуальные средства массовой информации, социальные сети, сайты… Наша работа многогранна. Мы не просто освещаем события, но и рассказываем обо всех сферах – культуре, спорте, медицине. Нам пишут, и мы оперативно реагируем на обращения читателей (будь то вопрос с аварийными деревьями, дорогами или услугами ЖКХ). Задачи пресс-службы изменились, сегодня это почти круглосуточная работа, раньше такого не было, одна публикация для газеты могла готовиться неделю, а сейчас их в день выходит по пять и больше. Это темп, динамика, оперативность. «Новости Крымского района» – это уже своего рода бренд. И, конечно в нашей работе нет местоимения «я», есть понятие «мы» – команда. У нас небольшой коллектив (четыре человека), но от нашего взаимодействия зависит результат.
Именно Аскер Хусейнович Курашинов дал мне тот фундамент, на котором выросло понимание необходимости командного взаимодействия. Он научил слушать партнёра, оценивать человека по действиям, а не по словам. Понимать даже молчание собеседника, взгляд, шаг. Но главное – верить в себя, не подводить людей и помогать им. Он сам верил в каждого из нас, с самого первого дня, когда выбрал нас из десятков желающих попасть к нему на курс. Он научил нас вставать всегда, когда заходят старшие, уступать место, не быть равнодушными. Он дал нам именно ту путёвку в жизнь, с которой хочется жить.
Асият (Контра) Тамбиева-Нехай, сотрудник Совета Федерации, Режиссёр публицистических программ и прямых трансляций
1991 год. Краснодарский институт культуры только-только переименован в Краснодарский государственный институт искусств и культуры. В педагогической практике вуза с этим, новым, именем мы – первая группа… Знаменитый театральный режиссёр не давил авторитетом, не ломал, а общался с нами на равных. Казалось, он учился у нас, а мы, конечно, учились у него.
Каждый со своим характером, амбициями… После первых двух месяцев учёбы произошёл конфликт между Мастером и группой (какие же мы были дураки!). Но он смог отыскать в каждом причину конфликта, объяснить её, принять и мягко исправить. Смог выявить лучшее в каждом из нас и окрылить. Меня, например, Аскер Хусейнович никогда на называл по имени. Он дал мне прозвище «Контра» и я – гордая и отчаянная, никогда не носившая никаких кличек, – согласилась с ним. Это было не обидно, скорее, объективно и по-родительски, чутко. Я же называла его Аскерушка (в кругу одногруппников)…
Своим примером Аскер Хусейнович задал нам высокую планку. Очень высокую (это я сейчас понимаю). Даже спустя много лет любую свою работу я оцениваю через призму его мнения. Что бы сказал на это Аскер? Похвалил или нашёл бы недочёты? И когда получаю награду за очередной проект, то всегда говорю: «У меня был Великий Мастер, это он меня всему научил!»
А ещё мы были вхожи в его дом. Это удивительно, но студентов нашей группы встречали там как собственных детей. Сима Гаруновна (супруга) была нам мамой, Оксана (дочь) – сестрой, которая нам пекла торты (мы её безумно за это любили), Тимур (сын) был просто младшим братиком. Каждый из нас даже не сомневался, что в доме Аскера Хусейновича его всегда встретят, накормят, выслушают и непременно поймут… Именно Аскер Хусейнович был тамадой на моей свадьбе. И это был лучший подарок. Речь не о панибратстве, а о высшем доверии и уважении.
Мой сын сейчас оканчивает театральный вуз, и я очень горжусь, что смогла привить ему те качества, которые воспитал в нас наш Мастер. И когда от своего взрослого ребёнка я слышу фразу: «А что бы на это сказал Аскер Хусейнович?» – осознаю, что мой педагог всегда рядом – в мыслях, в поступках, в сердце!
Александр Гилязетдинов, актёр театра, заслуженный артист Кубани
Аскер Хусейнович – величина! Он научил меня трепетному отношению к профессии актёра. Его метод обучения сценическому искусству дал мне её чёткое понимание.
Курашинов был большим человеком, незаурядной личностью и хотел, чтобы каждый из нас тоже стал личностью, яркой индивидуальностью. При этом он учил нас быть искренними и скромными. Никогда не забуду его лекции, превращавшиеся порой в шекспировские монологи, в которых сквозило огромное количество добрых мыслей. Одна из них гласила: «Уважайте старших!» Я помню, как он даже грозился организовать за нами «тайную слежку», задачей которой было узнать, уступают ли его студенты места в общественном транспорте представителям старшего поколения, бабушкам и дедушкам. Все тогда смеялись, но если вдуматься, то становится ясно, каких людей хотел он из нас воспитать. Я думаю, он хотел, чтобы все его ученики стали пусть и разбросанной по миру, но всё же одной творческой семьёй, свято чтящей традиции высокого искусства и делающей мир добрее.
Эпилог
Выйдя из стен института, я, как и тысячи мечтателей и выпускников творческих вузов, приехал покорять Москву, но лишь с одной разницей: я гордо нёс на своих плечах звание «ученик Курашинова». Я и теперь, спустя почти двадцать лет со дня выпуска, стараюсь покорять новые вершины. Иногда получается, иногда нет, но я знаю, что завтра настанет новый день и я снова ринусь в бой. Когда мне сложно, перед глазами всегда наш мастер, его наставления и мысли, которые помогают жить, творить, надеяться и верить. Однажды Курашинов дал почитать мне стихи, которые будут со мной будут до конца дней. Это «Заповедь» легендарного писателя и поэта Редьярда Киплинга (в переводе М. Лозинского), которую я хочу освежить в памяти
всех читателей этой статьи… Я отчётливо слышу, как Курашинов читает эти строки:
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
He забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен всё воссоздавать c основ.
Умей поставить в радостной надежде
Ha карту всё, что накопил c трудом,
Bcё проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть o том.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя c царями,
Будь честен, говоря c толпой;
Будь прям и твёрд c врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются c тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неуловимый бег, –
Тогда весь мир ты примешь как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Вот уже пять лет нашего дорогого Аскера Хусейновича нет с нами, но его дело продолжается в его цитатах, спектаклях, поэтических записях, которые мы хорошо помним, и, конечно, в тех делах, которые мы совершаем в профессии и в жизни с памятью о нём. В наших сердцах горит вечный огонь любви к искусству, и они полны благодарностью за каждое драгоценное мгновение, которое этот светлый человек уделил каждому из нас.
Спасибо Аскеру Хусейновичу, его замечательной жене Симе Гаруновне и всей семье, которая принимала и принимает нас как родных! Низкий Вам поклон, дорогой Аскер Хусейнович»!
С днём рождения!
С уважением, любовью и признательностью Самир Кулиев и все Ваши ученики
Фото предоставлены Оксаной Курашиновой
Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:
Facebook ВКонтакте Instagram Одноклассники
Last modified: 25.03.2019