17 февраля исполняется 120 лет со дня рождения художника Исидора Строкуна.
В 1930 году в станице Пашковской открылся музей-заповедник классового индивидуального хозяйства и быта, при котором в будущем должна была появиться этнографическая станция для изучения культуры кубанской станицы. Организатором музея был художник-авангардист Исидор Строкун – неугомонный, надо сказать человек…
Музей крестьянского индивидуализма
В Гражданскую Исидор Васильевич воевал в Красной армии, учился живописи у Малевича, будучи музейным работником, спасал черниговские храмы от разорения, пережил репрессии, в ссылке преподавал французский язык, спроектировал печь для плавки свинца… Его дочь Людмила Исидоровна в детстве ходила в украинскую школу мимо памятника жертвам фашистов. То, что автор этого обелиска её отец, она узнала в тридцать семь лет. Имя опального художника постарались вымарать отовсюду.
Родился Исидор Строкун в семье ремесленника в станице Пашковской Екатеринодарского отдела Кубанской области и был старшим из семи детей. До революции он учился в художественной школе. Добровольцем ушёл в Красную армию. После службы окончил Краснодарский художественно-педагогический техникум по специальности «художник-педагог» и педагогический факультет музейного отделения Киевского художественного института. В Киеве он и стал учеником Казимира Малевича – как раз в это время автор «Чёрного квадрата» читал лекции в КХИ. Влияние основателя супрематизма заметно во многих картинах Строкуна, хотя работал он в разных техниках и абстрактным искусством не ограничивался. Но живопись долго оставалась его хобби, профессиональная же деятельность была связана с музейным делом.
Пройдя практику в Третьяковской галерее, Музее изящных искусств имени А. С. Пушкина, в недавно созданном к тому моменту Музее новой западной живописи в Москве, Исидор Строкун стал сотрудником Краснодарского исторического музея и создал тот самый заповедник крестьянского индивидуализма в родной Пашковской. С этого времени сохранение островков дореволюционной России, нещадно уничтожавшихся советской властью, стало для него главным направлением профессиональной деятельности.
Первый арест
Энергии у молодого музейщика хватало, о нём начали говорить в профессиональных кругах и пригласили в УССР. В тридцать с небольшим лет Строкун стал директором Черниговского государственного музея-заповедника. Тут надо сказать, что ещё во время учёбы в Киеве Исидор Васильевич был научным сотрудником сразу нескольких музеев, и Наркомпрос Украины приглашал на солидную должность не желторотого выпускника, а известного многим энергичного специалиста.
В Черниговской области он включился в работу по спасению местных монастырей. Один из них принадлежал учебно-строительному комбинату, который перестраивал его, нещадно разрушая всё, что казалось руководству ненужным. В другом зоостанция устроила силосные ямы. Строкун включил их в состав своего заповедника и сохранил для потомков. Один монастырь поставил на консервацию, другой передал под архивохранилище.
Тогда его впервые арестовали. По словам дочери художника, причиной стали высказывания Строкуна против устройства зернохранилищ в церквях. С созданием колхозов потребовались большие помещения для хранения коллективного зерна. Под эти цели по всей стране стали приспосабливать храмы. Практика оказалась гибельной и для церквей, и для урожая. На стенах храмов погибали фрески, и само зерно слёживалось и пропадало.
Исидора Васильевича продержали под арестом двадцать дней и отпустили. Вот только в должности директора заповедника ему оставалось быть недолго. В 1933 году черниговский заповедник ликвидировали, и Исидору Строкуну пришлось уехать в Сочи – большой зуб был на него у местных властей.
Исчезнувшие «Сталины»
В Сочи Исидор Васильевич обзавёлся семьёй. Вместе с женой Софией, которая работала в санатории «Кавказская Ривьера», они воспитывали двоих детей – дочь Сусанну и сына Лариона (третий ребёнок – дочь Людмила – родится позже, уже не в Сочи). Если в Чернигове Строкун работал в стиле конструктивизма и ар-деко, увлекался этническими мотивами, разрабатывал эскизы ковров, то за несколько лет жизни в Сочи он приспособился писать огромных «Сталиных». В «Курортной газете» от 10 февраля 1939 года читаем «И. Строкун в настоящее время работает над большим полотном – „И. В. Сталин – инициатор реконструкции курорта Сочи-Мацеста“». Это последнее прижизненное упоминание о художнике в прессе. В том же 1939 году он был выслан в Якутию. Писание портретов вождя народов не помогло при втором аресте. Он был обвинён в принадлежности к «контрреволюционной националистической организации, клевете на ВКП(б) и советское правительство».
Сочинские «Сталины» Строкуна до нас не дошли, они сгинули в войну. Кубанские музеи планировали эвакуировать в последнюю очередь и не успели. Они были разграблены, практически все их коллекции в послевоенные годы начали собирать заново.
Картина из ссылки
Строкуну дали всего пять лет ссылки – мизерный срок по тем временам. Это могло значить лишь то, что у органов на него не было вообще ничего. По доносу за политический анекдот давали более суровые сроки. Но даже ссылка ставила на человека клеймо «врага народа», которое переходило и на семью. Супругу Исидора Васильевича переселили из хорошей квартиры в маленькую комнатушку, которую через несколько дней ограбили. София Строкун, как жена декабриста, отправилась к мужу в Якутию. Детей взяла с собой. В это время сам Исидор Строкун в исправительном лагере города Алдан развил бурную деятельность, как это было везде, где он появлялся. Он работал там скульптором-технологом по керамике на производстве посуды.
В 1943 году ему там пришлось проектировать и запускать печь для плавки свинца. На соседнем прииске Лебедином начали строить завод, кадров не хватало, шла война. Художник освоил технологию и даже внедрил свои разработки в производство свинца из местного галенита.
Вернулся из ссылки Исидор Васильевич после войны и поселился в Чернигове. Как воспоминание о том времени сохранился написанный им пейзаж Алдана. Может это и к лучшему, что вместо сталинских анфасов и профилей среди работ художника остался этот незамысловатый холст.
Возвращение на родину
В послевоенное время Исидор Строкун ставил памятники Ленину, Щорсу, Зое Космодемьянской. Имя автора нигде не фигурировало. Вместо гонорара скульптору колхоз выделил огород, где тот сеял просо. Снова была работа в местном музее.
В конце жизни Исидор Строкун вернулся в родной Краснодар и работал завучем в художественном училище. Клеймо «врага народа» он носил до конца жизни. Умер Исидор Васильевич 8 декабря 1953 года, похоронен на Всесвятском кладбище. На Кубани нет его картин. Самая крупная выставка работ Строкуна несколько лет назад прошла в Черниговском областном художественном музее им. Г. П. Галагана. Судьба пашковского заповедника классового индивидуального хозяйства и быта неизвестна, скорее всего, его закрыли сразу после отъезда Строкуна на Украину в 1931 году.
Владимир Бегунов
Фото предоставлены дочерью художника Людмилой Строкун
и заместителем директора Черниговского областного художественного музея
им. Г. П. Галагана по научной работе Еленой Пономаревской
арт Владимир Бегунов Исидор Строкун статьи
Last modified: 17.02.2020