Пятьдесят оттенков чёрного: восемь стихий и девять цветов

Арт, Статьи

Работы Галины Хайлу / Фото предоставлено автором

24 января в галерее «Арт-Союз» откроется новая выставка Галины Хайлу «Портрет для моей спальни».

Художница не перестаёт удивлять. Только что с успехом прошла её «Парковка». И вот – новый шаг. На первый взгляд, радикально отличающийся от предшествующего, а на самом деле – выходящий в иное пространство, не прерывающее, но продолжающее сделанное ранее.

Непрерывность проявляется не сразу, она проступает в виде черепов, прорисованных на тёмно-закрытом фоне. Символизирующие суету сует и неизбежность мортальности, черепа уже были прочерчены на потали автомобильного ряда предыдущей выставки, намечая тему экзистенциальной пустоты и предельности. На новых холстах они почти неразличимы, что подчёркивает скрытую напряжённость цветового решения.

Для экспозиции отобрано восемь полотен. Выбор такого числа работ не случаен. Он эзотеричен. В нумерологии в этом числе намешано многое. Женское начало, полнота и бесконечность мира, гармония, духовность, небесные опоры мин-тана, а также восемь стихий и девять цветов.

Итак, восемь картин. Абстрактная форма выражения. Детали уже не важны. Доминирует масса, наплывающая на зрителя мощным цветовым пятном, решённым преимущественно в чёрно-серых тонах.

Отрешённость и тишина. Возможно – и тотальное одиночество. Во сне мы всегда одиноки. Спальня – модель мира. Портреты для спальни – окна в потусторонность.

Цвет в этих окнах медитативен по своей природе, он приглашает к вхождению в мир сновидений, лежащий за пределами рационального.

Семиотика сна – индивидуальна и вместе с тем архетипична. Сон хранит память прошлого и тысячи смертей ушедших поколений, сжатых до одного образа или цвета, конкретного и апофатичного одновременно. Понятного лишь тому, кто видел этот сон.

Сон – ежедневное умирание и ежедневное воскрешение. Как не имеют названия сны, так не имеют его и картины Галины Хайлу. Кроме одного диптиха, подписанного «Tribute to Rothko».

Tribute – знак уважения мастеру, создавшему часовню, где монохромная градация огромных полотен серого буквально затягивает зрителя в нирвану цвета.

Чёрный цвет диптиха многослойный, фактурный, вибрирующий энергией. Это пятьдесят оттенков чёрного, наполняющего тотальность пустоты. Это предел, это медитация, это смысл и суть всего сущего.

«Искусство – путешествие в неведомое», – писал Марк Ротко в одном из своих манифестов. И эти слова могли бы стать лейтмотивом открывающейся выставки Галины Хайлу.

Юрий Лучинский

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 23.01.2019