Сегодня, 29 апреля, отмечается Международный день танца, учреждённый по инициативе ЮНЕСКО в 1982 году. Этот праздник призван объединить все хореографические стили и направления во имя мира и дружбы, ради напоминания о том, что представители разных этносов и культур могут и должны понимать друг друга без слов, с помощью универсального языка – танца.
Но если танец – универсальный язык, то народный танец – его «азбука», давно и в совершенстве освоенная Кубанским казачьим хором – единственным в России профессиональным фольклорным коллективом с более чем двухвековой преемственной историей.
Видео с официального канала ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор» на YouTube
Основанный в Екатеринодаре в 1811 году как Войсковой певческий хор Черноморского казачьего войска, коллектив стал основой профессиональной музыкальной культуры на Кубани. Он во многом повторил трагическую судьбу кубанского казачества: эмиграция, гонения, запреты, репрессии. Трижды его распускали, меняли название и состав, но даже на сломе идеологии кубанским артистам удалось сохранить настоящий казачий дух. Поначалу в певческом коллективе не было хореографии. Танцевальная группа введена в его состав в первые годы советской власти, что дало повод переименовать хор в Государственный ансамбль песни и пляски кубанских казаков. Танцоры весьма удачно дополнили сценический образ казака, ведь песня и танец неразрывно связаны в народном искусстве.
О том, из чего же складывался народный танец, что влияло на его характер, мы спросили директора Кубанского казачьего хора, заслуженного работника культуры России, Украины и Республики Адыгея, заслуженного деятеля искусств Республики Крым Анатолия Евгеньевича Арефьева.
– Танец впитывал в себя быт народа, нормы поведения людей при общении, традиционные праздничные каноны, живой кодекс морали. На его характер влияла социальная жизнь, которая в разных регионах была разной. Возьмём, к примеру, северный хор – он богат хороводами. Почему хороводами? Где же мужчины?.. А мужчины в это время были на берегу Белого моря и ловили белорыбицу, чтобы обеспечить жизнь своих семей, односельчан… В казачьих же коллективах, наоборот, доминирует мужская танцевальная группа. Потому что срабатывают стереотипы образа казака – будь то донской казак, кубанский, терский или уральский казак. Соответственно, характер танцев уже не лирический и хороводный, а демонстрирующий смелость, вольность, а в случае с кубанскими казаками ещё и готовность защищать рубежи Родины от иноземных набегов. Поэтому в танцевальных номерах нашего хора используется казачье оружие – шашки, плётки… Конечно, артистам не нужно сегодня хлестать плётками товарищей, танцующих рядом, как когда-то их предки хлестали врага. Они воссоздают эти движения синхронно, как на учениях, словно говоря: «Делай как я!». И вот это «Делай как я!», мне кажется, является определённым лейтмотивом современной казачьей хореографии.
Однако художественный руководитель и главный дирижёр Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко стремится показать казачий танец не только залихвацким, но и с точки зрения сюжета, который был бы так же привязан к нашей земле, к нашим историческим событиям, к нашим победам и поражениям. И чтобы обязательно в этом танце появилась личность, герой, которые есть в песнях – в том золотом фонде Кубанского казачьего хора, который начал формироваться с 50-х годов прошлого века.
Всем известно, что в репертуаре Кубанского казачьего хора много аутентичных произведений, записанных во время этнографических экспедиций по станицам Краснодарского края в 1950-х – 1980-х годах. Но так ли обстоит дело и с танцами? Стремятся ли хореографы при постановке номеров к абсолютной аутентичности или всё-таки позволяют традиции соприкоснуться с современностью в танце. На этот вопрос ответила балетмейстер хора, заслуженная артистка Республики Адыгея; заслуженный деятель искусств Кубани Елена Николаевна Арефьева.
– Говорить об аутентичном исполнении кубанского народного танца сегодня не приходится. В то время, когда ещё были живы носители этой танцевальной культуры, не было тех средств фото-, видеорегистрации, которые позволили бы зафиксировать движения. В этом, с одной стороны, сложность, с другой – свобода для балетмейстера. Почему? Потому что он делает так, как чувствует, как ему подсказывают музыка и название произведения, как могут справиться его артисты. То есть это такая вариация на тему… Предположим, на тему «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В зависимости от фантазии балетмейстера-постановщика номер может получиться ярким, зрелищным, весёлым, с юмором, а может – и совершенно другим по характеру…
Поэтому, наверное, правильнее будет сказать, что мы стремимся «объяснить» аутентичность языком современности. Есть некий образ казака, который наши артисты балета воплощают на сцене. Есть лихой разудалый танец с использованием технически очень сложных трюков (которых, конечно, и в помине не было в конце XIX – начале XX века). Мы работаем ради Его Величества Зрителя. И если зритель приходит на наши концерты и стоя приветствует артистов, он не задаётся вопросом: аутентичный это танец или авторский? Главное – в нём живёт душа народа!
– Кстати, раз уж мы вспомнили о душе, Елена Николаевна, как вы считаете, почему молодёжь сегодня так равнодушна к традиционной национальной культуре?
– Молодёжь не равнодушна. Она просто не знает, что такое народная песня, что такое народный танец. И в этом беда молодёжи, но не её ответственность. Потому что если сравнить количество народных песен (я уже не говорю о народных танцах), которые звучат с экранов телевизоров, – это один-полтора процента, а всё остальное – хип-хоп, шоу-бизнес, всевозможные юмористические баттлы… Но мы думаем, что будущее всё равно за повышением интереса ко всему национальному, ко всему, что создано не на синтезаторе, а живым голосом, живым исполнением, живой, повторюсь, душой.
Подобно вокалистам, которые лидируют сегодня на песенно-хоровом пространстве России, балет Кубанского казачьего хора сохраняет славу одного из самых высокопрофессиональных народных танцевальных коллективов страны. В его репертуаре не только кубанские казачьи мотивы, но и танцы других народов мира, особенно Кавказа, влияние культуры которого так зримо отразилось в костюме и хореографии кубанских артистов.
Песне тоскливо без танца. Рано или поздно песня и танец встречаются, чтобы явить миру крепкий, гармоничный, прекрасный союз, такой, как семья Алексея и Евгении Поповых – артистов Кубанского казачьего хора.
– Алексей, Евгения, как вы пришли в хор, который вас познакомил?
Евгения: Меня приняли в хор в 2005 году. До этого я жила в маленьком украинском городке под названием Дружковка. Об этом коллективе я узнала ещё ученицей 9 класса общеобразовательной школы – из записи выступления, которую сделала и показа мне моя учительница музыки Татьяна Викторовна Мельникова. Я была в таком восторге, который до сих пор сложно передать. Меня заинтересовали две песни из репертуара Кубанского казачьего хора – «Кубань – ричка-нэвэлычка» и «Витрэ буйный». Я их выучила и ездила с ними на конкурсы, на которых занимала призовые места. И уже в дальнейшем, при прослушивании в коллектив, я исполнила их Виктору Гавриловичу Захарченко… В марте я прослушалась, а уже в июне была принята в качестве артиски-вокалистки… Алексея я тогда ещё не знала.
Алексей: Я окончил Детскую экспериментальную школу имени Виктора Гавриловича Захарченко. Так же в 9 классе загорелся желанием попасть в этот легендарный коллектив. Убегал с уроков, приходил на репетиции, смотрел, учил… И по окончании школы мне позвонили и пригласили на работу. Я был безмерно счастлив! Здесь мы с Евгенией через два года заметили друг друга, и начался наш совместный творческий путь.
– Тот факт, что вы – семья, помогает в совместном творчестве? Или, возможно, наоборот?
Алексей: Да, нам помогает каждый концерт, в котором мы участвуем вместе.
Евгения: Мы наблюдаем за выступлениями друг друга из-за кулис, держим кулачки. Потом обязательно делимся впечатлениями – что было чуть-чуть не так, а что очень круто.
Алексей: Болеем друг за друга, радеем друг за друга… Любим друг друга!
– Мы сегодня больше говорим о танце, поэтому вопрос – вам, Алексей. Выступления танцевальной группы Кубанского казачьего хора так динамичны, что, кажется, после концерта артисты должны просто падать с ног и отсыпаться двое суток. Труд исполнителя народных танцев действительно так тяжёл?
Алексей: Даже не представляете насколько. Но, как говорится, каждый труд оплачивается. И нам он оплачивается в тот момент, когда в конце нашего танцевального номера мы стоим на сцене на поклоне, дышим полной грудью, улыбаемся, смотрим в партер, смотрим на балкон, и зритель аплодирует и кричит «Браво!». Это дорогого стоит. Ради этого проливается пот и тратится колоссальное количество энергии на репетициях и во время выступлений.
– Для обычных людей песни и танцы – это отдых. Но вы не обычные люди, вы – артисты. И для вас это работа, порой изнуряющая. Можно узнать, как отдыхают певцы и танцоры?
Евгения: У нас подрастает сын Александр. И когда мы находимся не на гастролях, не в репетиционном зале, не в хоровом классе, мы любим проводить время всей семьёй – на прогулке в парке, на рыбалке, куда мы часто ездим… Мы просто любим быть вместе – неважно где.
– Что для вас ваш коллектив?
Алексей: Даже когда я в детстве смотрел выступления хора в записи, у меня горели глаза. И сейчас моя душа никак не может успокоиться. С каждым выходом на сцену просто полыхает всё внутри. И я понимаю, что это лучшее, что могло быть в моей жизни
Евгения: У меня такое ощущение, что, помимо прочего, этот коллектив более двухсот лет назад создан и для того, чтобы мы с Лёшей встретились и создали свою семью… И трудились во благо этого коллектива, во имя единой идеи, что мы творим одно, что мы продолжаем историю хора.
Каждый концерт Кубанского казачьего хора становится настоящим культурным событием. По-видимому, его феномен состоит в том, что он представляет собой живой памятник многовековой российской культуры.
Хор отнесён к особо ценным объектам культурного достояния Краснодарского края, ему присвоен статус официального посла Зимней олимпиады в Сочи в 2014 году и Чемпионата мира по футболу – 2018. Коллектив достойно представляет народное искусство на самых известных площадках мира, завоевывая высокие награды на престижных международных конкурсах… Кубанские артисты с большим успехом выступали перед королевой Великобритании, премьер-министром Берлускони, президентом Бушем, канцлером Генрихом Шредером и многими другими известными политиками. Популярность коллектива за рубежом лишь подтверждает мысль о том, что настоящее искусство обращено к сердцу и потому не нуждается в переводе.
В честь Международного дня танца Кубанский казачий хор хочет порадовать зрителя лучшими композициями из сокровищницы его танцевальной группы. Смотрите в разделе «Видео» в 20:00 на сайте ККХ (http://kkx.ru/lib/video/)
Подготовила Ольга Карслидис
Фото предоставлены ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»
Алексей Попов Анатолий Арефьев Евгения Попова Елена Арефьева Кубанский казачий хор Международный день танца музыка Ольга Карслидис статьи
Last modified: 29.04.2020