Выросли из игр в «Куколку»

Статьи, Театр

Спектакль «Куколка» / Фото: Татьяна Зубкова

Девять сезонов на сцене Молодёжного театра Краснодарского муниципального творческого объединения «Премьера» шла «Куколка», и вот стало известно, что 27−30 сентября будут показаны прощальные четыре спектакля. Инсценировка «единственного юмористического романа» Аркадия Аверченко «Шутка Мецената» в постановке народной артистки РСФСР Ларисы Малеванной уходит из репертуара Молодёжки.

«Все молодые, глаза горят…»

А начиналось всё в 2007-м, когда директор Молодёжного театра Вячеслав Пинчук позвонил в Санкт-Петербург Ларисе Малеванной − однокурснице по историко-филологическому факультету Краснодарского пединститута (ныне КубГУ), уже не актрисе БДТ, но исполнительнице трёх десятков киноролей (от Сооткин в «Легенде о Тиле» до мамы главной героини в «Интердевочке»), режиссёру и писательнице. «Приезжай к нам, − предложил он, − посмотришь, может быть, что-нибудь поставишь».

«Я поначалу долго отнекивалась. А потом подумала: а почему бы не съездить? Приехала и пришла в восторг: замечательный город, замечательные ребята из театра − все молодые, глаза горят. Посовещались со Славой, решили ставить „Шутку Мецената“ Аверченко, который шёл у нас на Малой сцене БДТ», − вспоминала позже Малеванная.

Лариса Ивановна написала инсценировку грустной сатиры Аверченко на «быструю славу» поэтов Северянина и Есенина, коих литературоведы считают прототипами Куколки − Валентина Шелковникова. Режиссёр увлекла работой над спектаклем ещё двух небезызвестных в театральных кругах петербуржцев − художника Вадима Майорова и композитора, заслуженного деятеля искусств России Игоря Рогалева.

Лариса Малеванная смогла «подобрать ключи» к сильной товариществом, но переживавшей в то время непростой период труппе. И в октябре 2009 года премьера «Куколки» наконец состоялась…

Два ансамбля

«Шутка Мецената» (1925), написанная Аркадием Тимофеевичем Аверченко в эмиграции в Сопоте, − история о богемном Петербурге конца XIX − начала XX века, которая, наверное, могла бы быть смешной, если бы не была такой грустной. И главный вопрос, к которому она подводит: «Отчего большие, настоящие таланты растворяются, недооценённые, в безвестности, а слабенькие дилетанты и подражатели получают всё?» − как это часто бывает, остаётся без ответа.

…Обеспеченный и скучающий Меценат (Станислав Слободянюк) и его свита − Кузя (Алексей Суханов), Телохранитель (Александр Киселёв) и Мотылёк (заслуженный артист Кубани Алексей Алексеев) затевают, шутки ради, вознести на литературный олимп миловидного графомана… Спектакль с подзаголовком «история одного розыгрыша» жил в двух равно интересных актёрских ансамблях − с разными Куколками (Дмитрий Крамарь, Алексей Замко), Принцессами (заслуженная артистка Кубани Людмила Дорошева, Оксана Трегубова), Яблоньками (Евгения Стрельцова, Анастасия Радул) и домоправительницами (Наталья Денисова, заслуженная артистка Чеченской Республики Татьяна Епифанцева).

Спектакль «Куколка» / Фото: Татьяна Зубкова

Трое из актёров, служивших «Куколке» фундаментом, больше не являются штатными артистами театра. Станислав Слободянюк основал собственный театр-школу. Дмитрий Крамарь стал генеральным продюсером телекомпании «Кубань 24», куратором краевого движения КВН и генеральным директором «Медиашколы». Ушёл на вольные хлеба Алексей Суханов…

Всё течёт, все становятся старше: мы, мир, который весь − театр, Молодёжка… Навсегда простились со зрителем «Отцы и дети» И. Тургенева, «Сцены в доме Бессеменова» по «Мещанам» М. Горького, «Письма любви» А. Герни в постановке заслуженного артиста России Владимира Рогульченко. Теперь настал черёд «Куколки»… Приходите! И неважно, увидите вы спектакль впервые или в десятый раз, он в любом случае того стоит. Другого шанса уже попросту не будет…

Анастасия Куропатченко

Last modified: 01.10.2018