Выставка «Все профессии важны» – гимн труду и мастерам своего дела

Арт, Статьи

Сантал - Все профессии важны

Уже больше месяца в Краснодарской «Художественной галерее «САНТАЛ» в рамках проекта АНО КПСОЦР Наследие поколений, поддержанного Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодёжи «Движение первых», проходит выставка «Все профессии важны» (12+). В экспозиции – 40 живописных и графических произведений: исторические и жанровые композиции, портреты, индустриальные пейзажи, созданные ведущими художниками Кубани и Республики Адыгея за последние 100 лет. Все авторы – члены Краснодарской краевой организации ВТОО «Союз художников России». Важная составляющая проекта – регулярные профориентационные встречи, проходящие прямо в выставочном зале галереи, в окружении эпохальных тематических картин. Изначально планировалось проведение выставки с 7 октября по 30 ноября, но по многочисленным просьбам образовательных организаций Краснодарского края она будет продлена до конца декабря 2023 года.

Сантал - Все профессии важны

В чём же уникальность и актуальность этого проекта?   Рассказывает искусствовед Татьяна Соколинская.

Очередной проект АНО КПСОЦР Наследие поколений, снова в партнёрстве с Художественной галереей «САНТАЛ», стремится к широкому охвату художественных тенденций и социокультурных идей ХХ – начала ХХI века в СССР, современной России и на Кубани. Теперь речь идёт о человеке, о том, как его понимают кубанские художники. Это человек творческий, созидательный, реалист и романтик одновременно. Он способен ставить перед собой глобальные задачи по переустройству мира. И для этого нужны не только пассионарный задор, стремление к подвигам во имя процветания страны и родного края, но и глубокий профессионализм в своём деле, умение каждодневный, порой тяжёлый, труд превращать в праздник.

Тема созидательного труда – это то новое, что появилось в русском и советском искусстве в ХХ веке. Эта тема стала одной из важнейших и в произведениях авторов Кубани и Адыгеи, создавших целые серии картин, на которых изображены представители разных профессий, активно участвовавших в преобразовании страны. Именно в то время человек труда стал главным героем художественных произведений, а художники начали выступать как свидетели и летописцы эпохи.

ХХ век – это время перемен, перехода от старой сельской России к стране развитой, индустриальной. На выставке представлены работы, созданные во второй половине ХХ века, когда промышленное преобразование Краснодарского края привело к изменению ландшафтов, городской и сельской архитектуры, появлению новых профессий, которых прежде никогда не было. Возникли новые жанры, связанные с трудовой деятельностью человека, в частности индустриальный пейзаж, репрезентативные парадные, групповые или лирические портреты представителей разных профессий. Выставку отличает жанровое многообразие. Тематическая картина (историческая или жанровая), лирический портрет, героический портрет, групповой портрет представителей одной профессии, индустриальный пейзаж, интерьер с тематическим, а не декоративным натюрмортом – всё это можно увидеть в одной экспозиции. Часто жанровым сюжетам придаётся высокий символический смысл. В сельскохозяйственном регионе хлеб становится его главным символом, а большая часть картин, этюдов посвящена сельским профессиям и индустриальным пейзажам. Нет ни одной профессии из востребованных в кубанских станицах и посёлках, которая не была бы запечатлена на этюде, а потом перенесена на большой холст. Целые бригады членов Союза художников и его молодёжной секции приезжали в колхозы, чтобы писать портреты бригадиров, скотниц, доярок, трактористов, комбайнёров, пастухов и рыбаков.

Сантал - Все профессии важны

Тема строительства нового мира имеет не только идеологический, но и буквальный смысл. Художники Кубани и Адыгеи изобразили на своих холстах почти все главные стройки второй половины ХХ века на Юге России. Главным героем их картин стал рабочий, который строил Краснодарское водохранилище, современные дороги, связывающие города и станицы в единое целое, новые микрорайоны в Краснодаре и других городах края, выполняя одну из важнейших общественных задач – обеспечить всех жителей Кубани отдельными квартирами. Рабочие на холстах наших художников варят сталь, водят большегрузные автомобили, трудятся у конвейеров на заводах и фабриках; они работают на сложных станках, пекут хлеб, шьют одежду, делают мебель…

Другим любимым героем, выполняющим важнейшие задачи современности, стал интеллигент – врач, учитель, инженер, писатель, художник. Почти все писали автопортреты, портреты однокурсников, друзей, коллег, любимых преподавателей художественного училища или художественно-графического факультета Кубанского госуниверситета. В центре внимания живописцев и графиков образы людей, занимающихся формированием духовных ценностей, без которых жизнь развитого общества невозможна.

Нельзя не отметить, что кардинально изменился в искусстве и литературе ХХ века образ женщины, которая во все века занимала в обществе роль жены и матери. Образ женщины – работницы, врача, актрисы, учительницы – это то новое, что появилось в искусстве ХХ века. Это говорит о торжестве феминизма и равенства с мужчиной. Кубанские художники часто сочетают профессиональные качества портретируемых и их женские прелести, красоту, человеческие черты – доброту, гордость, достоинство.

Сантал - Все профессии важны

Большинство работ, представленных на выставке, – реалистические, реже символические или близкие импрессионизму. Эстетика «сурового стиля» тоже продолжает развиваться в творчестве региональных художников и после того, как сам этот стиль уступил место постмодерну. В парадных портретах используется традиционная иконография, начавшая формироваться в эпоху раннего Возрождения и распространённая в классицизме и реализме ХIХ века. Заслуженный художник Республики Адыгея Павел Григорьевич Амасьян (1922–2001) представлен портретом «Витя-пастушок» (1958), сочетающим портретную репрезентацию с бытовыми чертами. Парадные портреты часто имеют качества «рассказа» о портретируемом: используются «говорящие» предметы. В данном случае – в руках у пастуха кнут, на заднем плане коровы. Витя-пастушок изображён по колено, твёрдо стоящим на земле, у него выразительное, открытое, красивое лицо. Он – уверенный в себе хозяин жизни. Этюд «Колхозная бригада» (1964), написанный с натуры в быстрой широкой манере, имеет целью правдиво изобразить сельский индустриальный пейзаж. Композиция, близкая к фотографии, доносит до нас образ кубанской станицы 1960-х годов.

П. Г. Амасьян. «Колхозная бригада»

П. Г. Амасьян. «Колхозная бригада». 1964 г.

Заслуженный художник РСФСР Григорий Александрович Булгаков (1916–2011) – один из тех авторов, которые обладали самым широким диапазоном творческих предпочтений, жанров, тем, образов. В экспозицию вошли жанровые картины, герои которых – рабочие и колхозники. Групповой парадный портрет комбайнёров («Комбайнёры», 1956) продолжает в какой-то степени традицию европейских портретов членов той или иной гильдии. Разница в том, что краснодарский художник видит в них своеобразное «роевое» (по определению Льва Толстого) начало. Для него важно подчеркнуть идею коллективизма, используя монументальные черты и в комбайнах, и в людях, сцепленных друг с другом.

Булгаков часто обращается к наиболее эпохальным историческим событиям страны. Самой большой стройкой Краснодарского края было строительство Краснодарского моря – водохранилища, необходимого для выращивания риса и предотвращения затопления города в паводок. Этой теме посвящена картина «На перемычке Краснодарского моря» (1973–74). Это эпическое полотно со сложной композицией, сочетающей традиционную классическую компоновку с аксонометрией, что придает холсту масштабный характер. Автор выбирает точку зрения летящей птицы, чтобы увидеть всю стройку целиком – с машинами, мостом, людьми, дорогой, рекой, которую человеку необходимо обуздать и покорить. Эта картина выходит за рамки простого реализма, в котором художник является только наблюдателем. Здесь просматриваются символические смыслы и послания о том, что нам не нужно ждать милости от природы.

Г. А. Булгаков. «На перемычке Краснодарского моря». 1973-74 гг.

Член Союза художников СССР, выпускник Московского художественного института им. Сурикова, по распределению приехавший в Майкоп, Геннадий Тимофеевич Клюжин (1935–2016) сочетал традиционный реализм с чертами «сурового стиля». Практически всё его творчество было посвящено теме созидательного труда простых людей («Будни на ферме», 1988; «Скотницы», 1983; «Строительство дороги на Лаго-Наки», 1979 и др.). Тематические картины и парадные портреты лишены пафоса, они подробно повествуют о будничной жизни людей, которые работают в поле, на ферме, строят дорогу в горах. В образах и красках он создаёт трудовую летопись Республики Адыгеи.

Г. Т. Клюжин. «Строительство дороги на Лаго-Наки»

Г. Т. Клюжин. «Строительство дороги на Лаго-Наки». 1979 г.

Заслуженный художник РФ, знаменитый краснодарский монументалист и автор исторических и жанровых полотен Валентин Фёдорович Папко (1939 г. р.) представил новую картину на тему истории строительства узкоколейки – крупнейшей горной железной дороги на территории СССР («Из прошлого Камышановой поляны», 2021). Эта картина, как и многие произведения Папко, выходит за рамки бытового жанра и имеет широкий социокультурный, исторический и экологический аспекты. Камышанова поляна – самое высокое поселение в Апшеронском районе, где находится государственный природный комплексный заказник регионального значения. Это одно из самых красивых мест в Краснодарском крае, где растут уникальные субальпийские виды растений, есть источники с чистой водой. В каком-то смысле картина представляет собой своего рода призыв восстановить узкоколейную дорогу и построить новый участок. Хотя на первый взгляд кажется, что всё просто: рабочие едут по уже построенному участку, пасётся белая лошадка и художники с мольбертами с трёх сторон собираются запечатлеть вроде бы и не столь значительное, но историческое событие.

В. Ф. Папко. «Из прошлого Камышановой поляны».

В. Ф. Папко. «Из прошлого Камышановой поляны». 2021 г.

Изображение хлебных караваев – любимая тема Раисы Ивановны Солуяновой (1914–1986) – родоначальницы кубанского сельского натюрморта, в котором образу главного символа Кубани принадлежит ведущая роль. На картине «Самообслуживание» из серии «Кубань изобильная» (1977) изображено появление нового вида магазинов – супермаркетов, в которых покупатели сами могут взять хлеб или хлебобулочные изделия.

Р. И. Солуянова. «Самообслуживание»

Р. И. Солуянова. «Самообслуживание». Из серии «Кубань изобильная». 1977 г.

Картина «Рыбсовхоз» (1971) представляет собой излюбленную художницей композицию, сочетающую два жанра – пейзаж и натюрморт. Это исключительно красивая живопись – динамичная и лирическая одновременно, со своеобразными образами-метафорами, отсылающими зрителей к труду рыбаков и хлеборобов.

Валерий Валентинович Кухно (1945–1998) известен сериями тематических картин, посвящённых природе Кубани и жизни человека на земле. «Пора сенокоса» (1983) и «Бухта моего детства» (1986) – работы родом из детства художника, который видит мир глазами ребёнка… мир, полный созидательного труда людей, работающих на земле и на море. Работы Кухно лирические, созерцательные. Персонажи сливаются с ландшафтом, образуя одно поэтическое целое.

В. В. Кухно. «Пора сенокоса»

В. В. Кухно. «Пора сенокоса». 1983 г.

Заслуженный деятель искусств Кубани, график С. П. Новгородова (1939 г. р.) представлена работой «Сталевары» (1978), для создания которой она избрала технику акварели. На листе изображён самый торжественный момент в работе сталевара, когда уже готовый металлический брус выходит на конвейер. Художница сознательно уменьшает динамику процесса работы. Это делается для того, чтобы придать образам сталеваров монументальное величие. Они, словно святые на иконе, не принадлежат конкретному времени, а пребывают в вечности.

С. П. Новгородова. «Сталевары»

С. П. Новгородова. «Сталевары». 1978 г.

Заслуженный художник Республики Адыгея Владимир Михайлович Мехед (1924–1998) – мастер сельского пейзажа. В работе «Домашние хлопоты» (1967) он избирает простой, незамысловатый сельский мотив, связанный с женскими хлопотами по дому. Хрупкая молодая женщина в домашнем халате выбежала из дома на заснеженный двор, чтобы повесить выстиранное бельё. Мехеду удалось передать и холод зимнего дня, и тепло домашнего очага, и по-своему героический женский труд.

В. М. Мехед. «Домашние хлопоты»

В. М. Мехед. «Домашние хлопоты». 1967 г.

Народный художник РСФСР Валентин Кириллович Мордовин (1915–1982) в парадном портрете «Торжество социализма» (1970) изображает знатную колхозницу, Героя Социалистического Труда. Работа написана по всем законам портретной репрезентации, когда в портретируемом подчёркиваются не частные, а общественно значимые качества. Героиня изображена босой, но с орденом Героя Труда на фоне колосящегося пшеничного поля, с колосками в одной вытянутой руке. Эта несколько неестественная поза придаёт фигуре монументальный характер, чем-то родственный скульптурным образам солдат Великой Отечественной войны или языческим богиням, связанным с землёй тесными узами продолжения жизни.

В. К. Мордовин. «Торжество социализма»

В. К. Мордовин. «Торжество социализма». 1970 г.

Ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный художник Республики Адыгея Дмитрий Иванович Мельников (1923–1999) с 1941 по 1945 год служил в разведке. Потом жил и работал в Майкопе. Большинство его работ так или иначе были посвящены теме труда. «Портрет косаря» (1965) – это жанровая реалистическая работа, немного сентиментальная, лирическая. В ней нет ничего пафосного, героического. Пожилой косарь, сидя на скамье, точит свою косу. Простой сюжет, рассказанный простым языком. Но здесь есть глубокий внутренний смысл. Художник создаёт образ, за которым чувствуется история народа-труженика и народа-победителя. Косарь одет в старую солдатскую форму, на его ногах военные кирзовые сапоги. Судя по его возрасту, он уже давно вернулся с фронта, но для работы надевает её, видимо, как более удобную. Мы понимаем это как связь двух времён: 1960-х годов, когда написана работа, и первой половины 1940-х, память о которых живёт в сердце старого солдата.

Д. И. Мельников. «Портрет косаря»

Д. И. Мельников. «Портрет косаря». 1965 г.

На рубеже двух эпох, в 1990 году, заслуженный художник РФ Андрей Макарович Зайцев (1950 г. р.) написал картину-натюрморт «Святая Русь», которая является знаковой и для самого художника, и для большинства зрителей. Внешне реалистическая, написанная с использованием лессировочной техники старых мастеров эпохи Возрождения, она содержит в себе символический смысл, который требует расшифровки. Сам автор считает своё направление скорее классицизмом, генерирующим основные социально-политические идеи времени. Репрезентативность – основной стилевой приём картины, которая только внешне выглядит как натюрморт. Автора волнует атмосфера кризиса, которая сложилась в СССР в то время. И он ищет точку опоры, благодаря которой возможно сделать прорыв в будущее. И она оказывается в историческом прошлом – эпохе Николая I, когда министром народного просвещения графом С. С. Уваровым была сформулирована триада: самодержавие, православие и народность. На переднем плане художник изображает все атрибуты русских воинов – от XIII до XVI века (пищали, мушкеты, стрелы) и царские регалии: шапку, скипетр, державу. Их скрепляют православные иконы с главой святого воинства ангелов – архангелом Михаилом.  На заднем плане мы видим доспехи русских воинов, которые под предводительством Александра Невского били крестоносцев в различных сражениях, освобождали Москву от поляков. Смыслы и послания картины заключаются в прославлении русского воинства, надёжно защищающего рубежи России. Это именно та профессия, без которой не может существовать держава.

А. М. Зайцев. «Святая Русь»

А. М. Зайцев. «Святая Русь». 1990 г.

Юрий Николаевич Пономаренко (1951 г. р.) в своих жанровых работах склонен к лёгкому юмору («Рыба», 1996) и метафорам. Его интересуют трудовые будни, повседневная жизнь людей. Путешествуя по России, художник писал самые разнообразные ландшафты страны: Кубань, Байкал, Русский Север, среднюю полосу России. Его интересовали жизнь и работа самых разных людей. Упомянутая картина «Рыба» – это история из жизни байкальских рыбаков, которые вынуждены в связи с погодными условиями находиться на берегу и играть в домино. При этом два рыболовецких судна стоят на приколе у берега. Один из рыбаков смотрит на небо в надежде увидеть там спасительный солнечный луч, другой, отвернувшись, как бы говорит: «Нечего смотреть. И так ясно, что ловли не будет». Пономаренко использует графический язык, позволяющий приводить изображение к плоскости, чтобы образы были более выразительными и ироничными.

Живописец из Тихорецка Сейфулла Айдемирович Саидов (1938 г. р.) известен своими портретами скаковых лошадей и жокеев. На выставке представлена работа «Механизатор» (1970), в значительной степени написанная под влиянием «сурового стиля», героизирующего человека труда. Портрет выполнен широко, художник не жалеет краски, чтобы усилить впечатление от обветренного лица, загорелых щёк, растрёпанных на ветру волос. И весь образ суровый, сильный, кряжистый, крепко стоящий на земле. В каком-то смысле это парадный портрет, хотя присутствуют все приметы бытового жанра. Образ очень выразительный, запоминающийся, яркий.

С. А. Саидов. «Механизатор»

С. А. Саидов. «Механизатор». 1970 г.

1960–1970-е годы в СССР были временем широкомасштабного строительства современных зданий, отдельных квартир. Художники часто откликались на эту тему, поскольку она позволяла создавать эпические полотна, многофигурные композиции, воплощать сложные композиционные решения, выразительные ракурсы. Среди них художница С. М. Скорина («Новый район пятилетки», 1974–1975), представленная в определённом роде летописным полотном, на котором кипит работа по строительству очередного микрорайона. Здесь мы видим и разбитую грузовиками дорогу на переднем плане, и группу инженеров и прорабов, спорящих о чём-то, глядя на зрителя. И всё это фланкируется высокими недостроенными многоэтажными домами, в которых очень скоро закипит жизнь.

Заслуженный работник культуры РСФСР, участник Великой Отечественной войны Иван Яковлевич Коновалов (1919–2013) известен как книжный график, плакатист и живописец. Парный портрет «Старики-хлеборобы», выполненный в 1993 году в технике гуаши на картоне, – это ностальгия художника по своей молодости, по тому времени, когда он вместе со своими друзьями и коллегами ездил по кубанским станицам и писал портреты передовиков сельского хозяйства. Здесь на картине мы видим уже сильно состарившихся, возможно, передовиков или тех, кто звёзд с неба не хватал, а всю жизнь тянул непростую лямку колхозника-хлебороба. Они прожили трудную жизнь, но сохранили любовь, согласие и уважение друг к другу.

И. Я. Коновалов. «Старики-хлеборобы»

И. Я. Коновалов. «Старики-хлеборобы». 1993 г.

Заслуженный художник РФ Алексей Андреевич Паршков (1947 г. р.) – мастер лиро-эпического жанра, создатель многочисленных картин из жизни станицы Старокорсунской. Автор игнорирует все новации, которые принёс в жизнь людей научно-технический прогресс. У него нет никаких примет индустриальных пейзажей, тракторов и комбайнов. Он пишет жизнь человека на земле, его труд, отдых, любовь, семью. Вместе с художником мы погружаемся в быт и бытие жителей славянского юга.  Персонажи картин живут в саманных или турлучных хатах, они косят сено косой, убирают пшеницу без всяких комбайнов, пасут коров и доят их без доильных аппаратов. Паршков пишет с натуры или по воображению своих современников: друзей, родственников, соседей, но в них практически нет примет исторического времени. Они погружены во время мифологическое, в котором земледелец связан с землёй прочными узами любви. По вечерам семья собирается под деревом – символом вечной жизни – и ведёт неспешные разговоры о видах на урожай, дожде и засухе, продолжая тот ритм жизни, который складывался столетиями у любой земледельческой цивилизации («Полдник», 1993).

А. А. Паршков. «Полдник»

А. А. Паршков. «Полдник». 1993 г.

Живописец и график, заслуженный художник РФ Сергей Викторович Дудко (1948–2019) из тех авторов, для которых романтика и романтизм – это две стороны одной медали. В юности увлёкшись образами революционеров, альпинизмом и горным туризмом, он перенёс эти увлечения в область романтической эстетики. Работа «Первые» – это групповой портрет революционеров, среди которых Феликс Эдмундович Дзержинский, расположенный в центре композиции. Это парадный портрет, на который повлияла эстетика нового вида искусства – фотографии. Дудко также известен как автор акварельной серии натюрмортов, на которых он изображает оборудование для работы горных спасателей, туристов и альпинистов. Его всегда привлекала работа экстремальная, и в последующих, уже живописных, сериях горных пейзажей он изображал исключительно высокогорье, где заканчивается жизнь людей, животных и растений и начинается настоящая мужская работа спасателя, альпиниста, исследующего пределы человеческой выносливости.

Кубань – это место, где ещё тысячи лет назад жили разные народы (меоты, половцы, скифы), поэтому такая, казалось бы, редкая профессия, как археолог, чрезвычайно важна для формирования у людей причастности к истории страны. История и археология, а ещё мореплавание и судоходство – любимые профессии Евгения Евгеньевича Казицына (1950 г. р.), который реализует свои исторические и археологические изыскания на холстах. Так, в работе «Успокоенный меч» (2012) мы видим раскопанный древний курган. Среди археологических находок – большой, хорошо сохранившийся меч, древние монеты, керамика, несущие в себе память о прошлом Кубани.

Е. Е. Казицын. «Упокоенный меч»

Е. Е. Казицын. «Успокоенный меч». 2012 г.

Кому не известна «профессия» дачника? Кто из горожан, не знакомых с сельским хозяйством, не впрягался в ярмо этого многолетнего труда, совершенствуя свои шесть соток как маленькую вселенную. Именно этой «профессии» посвятил сотни картин Михаил Валентинович Архангельский (1937–2006). В одной из них он изобразил уголок своей дачи в районе Большого Сочи («Весенний мотив», 1988). Это было время, когда художник только начинал обустройство дачного участка и строительство дома, поэтому на переднем плане три топора, воткнутые в пенёк, и пустая ванна, в которой на дачах месили цементные растворы. Всё предвкушает длительное и тяжёлое строительство. И только дивный колорит картины свидетельствует о гармонии и красоте ландшафта в горах Черноморского побережья.

М. В. Архангельский. «Весенний мотив»

М. В. Архангельский. «Весенний мотив». 1988 г.

Как бы ни было много работ, посвящённых образам рабочих и колхозников, врачей и учителей и даже археологов, но есть профессия, которую художники знали как бы изнутри, понимали её природу, её сложности и проблемы – это работа живописца, графика, скульптора, мастера декоративно-прикладного искусства. После специальности охотников и собирателей ремесло художника-монументалиста и скульптора является самой древней профессией, донёсшей до нас из глубины веков наскальные изображения животных и мелкую пластику палеолитических Венер. Заслуженный деятель искусств Кубани Александр Николаевич Кузёмка (1947 г. р.) представлен жанрово-историческим полотном «Скульптурный цех» (2013), на котором работа скульпторов или монументалистов, увиденная как бы со стороны, чем-то напоминает труд рабочего в огромном цехе, в котором рождаются сложные механизмы, станки, приборы.

А. Н. Кузёмка. «Скульптурный цех»

А. Н. Кузёмка. «Скульптурный цех». 2013 г.

Та же мысль и в работе Петра Денисовича Филиппенко (1926–2019) «Трудяга» (1991), хотя на ней изображён всего один человек. Это живописец, который после работы на пленэре с огромным этюдником возвращается в Дом творчества «Академическая дача». Чтобы создать этот образ, Филиппенко не нужно было долго наблюдать за своим героем, потому что этот герой – он сам, бредущий из леса с законченным этюдом.

П. Д. Филиппенко. «Трудяга»

П. Д. Филиппенко. «Трудяга». 1991 г.

А. Д. Клименко (1940 г. р.) выбрал для себя тему ремонта в мастерской, хотя самого ремонта мы не видим («В мастерской ремонт», 2000). Художник изображает свои разноцветные холсты, расставленные во дворе в зимний день. Игра цвета на белом снегу и в синем небе рождает мажорное настроение. Художник словно говорит, что задача искусства – радовать зрителя, вносить гармонию в его жизнь.

Изображая людей определённых профессий, художники создают летопись Кубани за последние 70 лет. Средствами изобразительного искусства они творят историю страны и её современность. Проект «Все профессии важны» также направлен на возвращение уважения современной молодёжи к рабочим профессиям и специальностям среднего звена. Это происходит не только за счёт романтизации образа трудового человека в культуре и искусстве, но и за счёт представления информации о данных профессиях, что неизбежно вызовет интерес к ним со стороны не только школьников, но и людей старшего возраста. Формирование чувства гордости за свою профессию, осознание нужности её в обществе, уверенность в правильности своего профессионального выбора – вот те качества, которые формируются у молодёжи под влиянием искусства.

(12+)

Т. И. Соколинская,
искусствовед, член АИС

Фотоматериал и репродукции картин
предоставлены АНО КПСОЦР Наследие поколений

Last modified: 16.11.2023