Холст. Масло. XXI век

Арт, Статьи

Александра Миллер

Как культурный феномен выставка живописи молодой художницы Александры Миллер охватывает широкие слои творческого сообщества нашего города. Являясь источником эстетического и познавательного опыта, средством художественного воспитания, она нацелена на столь необходимую в наши дни социальную коммуникацию, включающую диалог автора со зрителем.

Александра вышла из живописной школы заслуженного художника России Сергея Воржева и как автор выступает со своей персональной выставкой впервые. Организатор проекта – «Арт Центр Олега Мохова», который уже не раз проводил подобные мероприятия в пространстве галереи «Сити Центра» Краснодара на третьем этаже, куда мы вас и приглашаем 18 октября.

Как художник, воздействующий своим творчеством на зрителя, Александра Миллер не ограничивается одним приёмом, она постоянно производит отбор выразительных средств. Ценность её художественного метода – в простоте и ясности языка. В эпоху многообразия как фундаментальных, так и современных стилистических форм, кажется, большого труда стоит создать нечто сугубо авторское, без отсылок к опорным произведениям искусства.

В то же время из-за избытка поступающей информации появляется желание упрощения как авторской концепции, так и технических аспектов живописи.

Объект в работах Александры – акцентная смысловая точка всего произведения. Являясь формой повествования, он, как правило, вырван из собственной формальной среды, устранён его контекст, привычный в классическом языке живописи. Существует пространство – монотонный фон, говорящий о том, что нет необходимости загонять объект в рамки сюжета. Но при этом художницей намеренно оставляются свет и динамика объекта, позволяющие зрителю самостоятельно дополнить историю на холсте. Большое внимание также уделяется контрастным цветовым схемам, проработке деталей, композиционному расположению объекта. Благодаря этому Александра легко достигает в своих работах эмоциональности. Холсты Александры Миллер являются связующим звеном между объектом и пространством, в котором он находится, между художником и его зрителем.

В основу живописных приёмов автора входят техники старых мастеров – фундамент, на котором зиждется виртуозное использование рабочего материала. Автор не пренебрегает многослойными прописками, лессировками, тщательными просушками между слоями. Сама технологичность процессов позволяет создать некий мост между классическими формами живописи и современной её интерпретацией. Если ранняя живопись несла в себе репортажную функцию (в наше время её взяли на себя фотография и кинематограф), то сегодняшняя живопись – это своего рода впечатление, продолжение мысли художника о той среде, с которой он хочет познакомить зрителя. Выбирая форму повествования, автор обращается к наиболее значимым социальным сюжетам, природным мотивам, позволяющим актуализировать важные для человечества проблемы.

Задача художника – временно погрузить зрителя в некий параллельный мир, отличный от известного нам и в то же время похожий на него вырванными из контекста, знакомыми публике образами. Живопись как средство изучения и познания автором окружающей его среды – это то, что он может по-своему переиграть, ретранслировать в своих произведениях. Это выражается концепцией Александры Миллер, согласно которой язык – понятие гибкое, пластичное, способное видоизменяться, дополняться параллельно с ростом мастерства и образом мышления художника.

Раскрыть своё творчество со всех сторон сразу может являться ошибкой. По мнению Александры Миллер, всегда должна присутствовать какая-то недосказанность. К автору должны оставаться вопросы касаемо его произведений. И у нас они есть.

«Индеец». Х. м. 110 × 90. 2019 г.

– Александра, в вашей семье были художники?

– Художников не было, но мои родители, безусловно, творческие люди. Отец обладает уникальными музыкальными данными, к тому же прекрасно чувствует ритм и пластику. У мамы всё же была склонность к рисованию, но больше к рукоделию во всех его проявлениях.

– Расскажите, как и когда вы приняли решение стать художником?

– Я всегда знала, что пойду этой стезёй. С детства об этом мечтала и убегала из ненавистной музыкальной школы в художественную, где втайне от всех наблюдала за рисующими учениками. Так получилось, что мне рано пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь, поэтому я перебрала много видов деятельности. Будучи ещё подростком, я лгала о своём возрасте, устраиваясь на работу, – и всё ради того, чтобы учиться и, банально, выживать. Однако мысли о творческой работе «на себя» меня не покидали. Один из главных девизов в моей жизни: «Все случайности не случайны». И с каждым прожитым днём я всё больше в этом убеждаюсь. Именно благодаря таким «случайностям» я пришла в мастерскую Сергея Дмитриевича Воржева, где сейчас работаю преподавателем живописи. Это был тот самый момент, когда моя жизнь начала кардинально меняться. Тогда я окончательно осознала, что больше не смогу заниматься чем-то другим.

– Что вы любили рисовать в детстве?

– Выдуманные сказки и невероятные приключения их персонажей. Для меня всегда было важно, чтобы в рисунке заключался большой смысл.

– Какой из ваших холстов вы считаете идеальным?

– Я очень критично отношусь к собственному творчеству – это позволяет мне постоянно расти и самосовершенствоваться. Но две работы я всё же могу выделить – «Лицедеи» и «Виолончелист». Вторая приобретена коллекционером Олегом Моховым, который был в юности виолончелистом краевого масштаба. (Улыбается.) Написаны обе картины относительно недавно, в 2016 году. На мой взгляд, они идеально выполнены в плане техники, что для меня крайне важно. «Лицедеи» успели побывать на выставке, после чего были успешно проданы.

– В каком стиле вы пишете?

– Сложно описать его в нескольких словах. Но точно могу сказать: он индивидуальный. Я не люблю реализм в живописи. Мне важно почувствовать в картине характер, энергетику, всплеск эмоций. В работах должны быть динамика, многослойность, сложность цветовых решений. Я всегда пишу на текстурных холстах, что позволяет создать объём и фактуру. Могу долго выводить работу по свету с помощью лессировок, что добавляет картинам некую тайну.

– Сколько времени у вас уходит на одну картину?

– Если суммировать количество часов, то не так много. Но я пишу сеансами, по три-четыре часа каждый, и между ними делаю перерыв, чтобы краска успела высохнуть. Хоть мои картины и выглядят лёгкими, на самом деле это многослойная живопись.

– Как вы обычно работаете – в тишине?

– Я слушаю музыку или аудиокниги. На чтение не всегда остаётся время, а благодаря аудиоформату удаётся совмещать и прослушивать много литературы.

– Вы легко расстаётесь со своими картинами?

– Я люблю свои картины и иногда скучаю по ним, но расстаюсь с ними легко. Во-первых, это является своеобразным толчком к написанию новых работ. А во-вторых, мне везёт с клиентами – мои картины попадают в хорошие руки.

– Кто из художников оказал наиболее сильное влияние на ваше творчество?

– Я приверженец консервативного творчества. Классика – вот что всегда актуально. У каждого художника, вошедшего в историю мирового искусства, можно взять что-то для себя.

«Индеец». Х. м. 150 х 160. 2019 г.

– Топ-5 ваших любимых художников, включая современных?

– Рембрандт, Тициан, Корнелиу Баба, Гойя, Цей.

– Что вам нравится писать больше всего?

– Люблю писать людей, эмоции, события и свет.

– Как вы считаете, почему женщин-художников меньше, чем мужчин?

– Затрудняюсь ответить, но скажу, что совсем скоро на одну женщину-художника станет больше! (Улыбается.)

– Что вдохновляет вас на творчество?

– Всё что угодно: люди, архитектура, погода, запахи, ассоциации, музыка, кино, цвета… И этот список бесконечен. Вдохновение вокруг нас, правда, не многие это понимают.

Поговорить об искусстве с Александрой Миллер лично можно будет на открытии её выставки, которое, напомним, состоится 18 октября в «Сити Центре» (начало в 20:00). Приглашайте своих друзей. Александра подпишет вам этот номер «Городской афиши», которая выступила информационным партнёром художественного проекта. Хочется также выразить благодарность Рекламному дому Кубани за поддержку и помощь!

Подготовил Олег Мохов, организатор проекта

Фото Екатерины Шульги

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№10, октябрь 2019 г.)

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 11.10.2019