За кулисами «Маскарада»

Статьи, Театр

Константин Демидов

Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького открывает свой юбилейный сотый сезон. Первой премьерой станет мистическая драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад» в постановке Константина Демидова. Одно из самых загадочных произведений русской классической драматургии появилось в 1835 году. В Краснодарском театре драмы «Маскарад» был поставлен М. А. Куликовским в 1964-м, и сейчас, спустя пятьдесят пять лет, спектакль возвращается на сцену.

Постановочная группа спектакля и исполнители главных ролей рассказали «Городской афише» о премьере и особенностях работы над ней.

 

Константин Демидов, режиссёр
О МАСКАХ

Мы бережно отнеслись к пьесе, но спектакль не будет иллюстрацией сюжета. Приоткрывая завесу тайны, скажу, что мне было непонятно, почему так шикарно заявленный Шприх к финалу куда-то исчезает, а такой мощный в финале Неизвестный почти отсутствует в начале пьесы. И поэтому появилась идея, которая вводит в сюжет напряжённую детективную линию, при этом текст Лермонтова, за редкими сокращениями, остаётся нетронутым. Ещё стоит упомянуть, что значительная часть персонажей существует в двух уровнях – бытовом и мистическом. Гости на маскараде и на балу трансформируются в маски Арбенина. Впрочем, такими масками мы привыкли пользоваться и в жизни, порой не замечая, что они уже начали использовать нас.

 

Андрей Климов, художник-постановщик
ОБ ОСОБЕННОЙ СВЯЗИ

Андрей Климов

Я очень люблю эту пьесу и даже в детстве рисовал к ней иллюстрации, благо, родители не запрещали мне читать такие серьёзные произведения. Именем Лермонтова пронизано буквально всё на моей малой родине – в Пензе. Может, поэтому я чувствую с ним какую-то особую связь.

Я несколько раз оформлял спектакли по «Маскараду» и понял, что он полон мистики. Это я хотел выразить и в оформлении спектакля. На сцене мы решили ограничиться тремя цветами: чёрным, белым и красным… Присутствует и отсылка к готике.

 

Олег Метелёв, заслуженный артист РФ (Евгений Арбенин)
О РУССКОМ ОТЕЛЛО

Олег Метелёв

«Маскарад» – это история любви. Арбенин в ней, как мне кажется, всё-таки в первую очередь жертва обстоятельств. Он, привыкший к безумной жизни высшего света и опустившийся практически на самое дно, вдруг увидел свет и возможность стать лучше. Я говорю о его любви к Нине, чистой, юной и невинной. В своей любви к ней он искал возможность очиститься, но если есть любовь, не может не быть ревности. Ревность и сыграла с ним злую шутку. Кто знает, может, и в убийстве он пытался увидеть акт очищения. Можно ли назвать Арбенина русским Отелло? В какой-то степени, но назвать «Маскарад» калькой с «Отелло» было бы преувеличением.

 

Ольга Вавилова (Нина Арбенина)
ОБ ИНОЙ НИНЕ

Ольга Вавилова

Моё представление о Нине радикально отличалось от видения режиссёра. Я видела её воздушной, лёгкой, может, немного восторженной девушкой, а он представил её как взрослую женщину, сдержанную, с очень правильными представлениями о семье и мире, кристально честную, чуждую каких-либо масок и интриг. Это расхождение поначалу мешало. Кстати, похожий случай был у меня с ролью Алисы в спектакле Радиона Букаева «Алиса в Стране чудес» – мне она виделась задумчивой, а режиссёру – жизнерадостной. Но теперь иной Нины (и Алисы!) я не могу себе представить.

 

Евгения Белова (Баронесса Штраль)
О СИЛЕ, ЧТО ХОТЕЛА БЛАГА

Евгения Белова

Баронесса – довольно противоречивый персонаж. С одной стороны, она – яркий представитель высшего общества с его интригами и коварством, а с другой – ей тесны и ненавистны правила, по которым она живёт. Но она отравлена ядом высшего света и в сюжете становится тем самым камешком, который вызвал лавину, – не было бы Штраль, и сюжета бы не было! Однако она никому не желала зла. Она просто хотела любить.

 

Михаил Дубовский (Князь Звездич)
О КРИВЫХ ЗЕРКАЛАХ

Михаил Дубовский

Звездич – это, на мой взгляд, отражение того века, как говорит баронесса Штраль, «блестящего, но ничтожного». Отрицательный герой, игрок, покоритель сердец… Но он лишь зеркало светской жизни. Стоит ли пенять на зеркало?
По-моему, главная черта моего героя – азарт. В игре, в отношениях с женщинами… Мне он всегда казался импульсивным, но сейчас у нас получается совсем иной Звездич. Он подчёркнуто сдержан, но внутреннее напряжение так сильно, что зритель постоянно будет ждать взрыва.

Беседовала Ольга Жердева

Фото предоставлены пресс-службой Краснодарского академического театра драмы им. М. Горького

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№10, октябрь 2019 г.)

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 02.10.2019