Репортаж с IV фестиваля оперного искусства «Опера без границ».
С 22 мая по 8 июня в Музыкальном театре КТО «Премьера» им. Л. Г. Гатова прошёл IV фестиваль оперного искусства «Опера без границ». Он был посвящён родине жанра – Италии и 175-летию со дня рождения композитора Н. А. Римского-Корсакова, подарившего ему русскую душу. Три вечера прошли под знаком итальянской классики: «Риголетто» Дж. Верди, «Тоска» Дж. Пуччини и «Севильский цирюльник» Дж. Россини, а гала-концерт соединил мировое оперное наследие с русским.
Вечер первый: «Риголетто» из Нью-Йорка 1930-х
Ещё десять-пятнадцать лет назад о репертуарной опере краснодарцы могли только мечтать. Превращением Музыкального театра в оперные подмостки с вхождением его в творческое объединение, как и многим другим, мы обязаны основателю «Премьеры» Леонарду Гатову. В 2002–2003 годах за полтора сезона были выпущены четыре оперы, и все они разительно отличались смелостью сценических решений от «Запорожца за Дунаем» С. Гулак-Артёмовского – первой поставленной в Музтеатре оперы (1997).
Примерно так же от традиционного представления об опере как о действе с «историческими» костюмами отличается и «Риголетто» Дж. Верди – премьера прошлого сезона Музыкального, поставленная вместе с приглашённым дирижёром театра Владиславом Карклиным действующим корифеем жанра, заслуженным деятелем искусств России, лауреатом Госпремии Георгием Исаакяном. Вместо двора герцога Мантуанского ХVI века действо перенесено в Нью-Йорк 1930-х, хор в «тройках» поёт из лож, подстрочный перевод проецируется на простенки у сцены, а пышные интерьеры заменяет конструкция, похожая на железнодорожный мост.
Первый оперный фестиваль в Музыкальном театре (2014) был приурочен к его 80-летию и прошёл под названием «Четыре времени года. Зима. Опера». В его рамках при поддержке Академии молодых оперных певцов Мариинского театра и её художественного руководителя, народной артистки России Ларисы Гергиевой состоялся конкурс молодых певцов «Опера без границ». II Фестиваль оперного искусства (2015) также включал в себя конкурс. III Фестиваль оперного искусства (2017) проходил без конкурса, но уже с названием «Опера без границ».
Впечатляющее прочтение трагической оперы Верди в современном формате semi-stage (полуконцертной-полусценической версии) с атмосферой гангстерского нуара, что весьма неожиданно для нашей консервативной сцены, чудесным образом совпало с появлением в труппе редкого по тембру голоса, принадлежащего родившейся в Новороссийске Ольге Жариковой (лирико-колоратурное сопрано), выпускнице Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, до недавнего времени покорявшей Испанию, где она окончила молодёжную программу Пласидо Доминго (в Валенсии).
Сценическое партнёрство в «Риголетто» с двумя маститыми певцами – солистом Мариинского театра Эдемом Умеровым (баритон) в партии Риголетто и солистом московской «Новой оперы» им. Е. В. Колобова, заслуженным артистом Республики Татарстан Нурланом Бекмухамбетовым (тенор) в партии Герцога, а также с признанной примой театра, заслуженной артисткой Кубани Натальей Бызеевой (сопрано) в партии Маддалены счастливо «проявляет» класс пения и незаурядный драматический талант Ольги Жариковой. Её дивная, романтическая, жертвенная Джильда – подлинное украшение спектакля, в котором за пульт оркестра на фестивальном показе встал главный дирижёр Ростовского государственного музыкального театра Андрей Иванов.
Вечера второй и третий: из Волгограда и Уфы с любовью
Показ «Тоски» Дж. Пуччини фактически стал первыми краснодарскими гастролями Волгоградского государственного театра «Царицынская опера». «Царскими», надо заметить, гастролями: 130 артистов (солисты оперной труппы, хор, миманс и оркестр), костюмеры, гримёры, монтировщики, световой и звуковой цеха, почти четыре тонны декораций и реквизита… Волгоградская «Тоска» (2011), которой у нас дирижировал главный дирижёр «Царицынской оперы» Сергей Гринёв, – спектакль ещё одного классика музыкальной режиссуры, заслуженного деятеля искусств России Иркина Габитова и «русского итальянца» Фабио Мастранджело, сочетающего оперное дирижирование с оркестровым.
«Тоска» с берегов Волги искупила ожидания той части публики, которая нашла «Риголетто» слишком экспериментальным. Аутентично-костюмная, масштабная, исполнительски страстная и одновременно донельзя традиционная постановка печальной истории любви певицы и художника создана и поётся как на «сливочном масле». Тем, для кого этот спектакль стал первой встречей с оперой Пуччини, даже после знакомства с другими её воплощениями будет непросто забыть Тоску Анны Девяткиной (сопрано), Каварадосси Виталия Ревякина (лирико-драматический тенор) и характерного злодея Скарпиа Руслана Сибгатулина (баритон).
Следующим спектаклем в афише «Оперы без границ» стал «Севильский цирюльник» Дж. Россини – опера-буффа нашего Музыкального театра в стиле стимпанк, поставленная в 2016 году ещё не занимавшим должность режиссёра камерной сцены им. Б. А. Покровского Большого театра Николаем Паниным и Владиславом Карклиным. От репертуарных показов фестивальный отличало лишь наличие гостя из Уфы – за пультом стоял главный дирижёр и художественный руководитель Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, заслуженный артист Башкортостана Раушан Якупов. Оркестр звучал у него необычайно сочно и бравурно.
Вечер четвёртый: из Европы в Россию
Уфимец Якупов управлял оркестром и в первом отделении фестивального гала-концерта («Европейская опера»), открывавшемся хором ведьм из «Макбета» Дж. Верди в исполнении хора Музыкального театра. Стоит отдать должное работе главного режиссёра и балетмейстера труппы, заслуженного артиста Кубани Александра Мацко с «малыми формами» – каждому номеру дивертисмента было найдено остроумное решение – от спрятанных за дождеподобной выгородкой хористов в том же «Макбете» до многоуровневого и многолюдного действа во фрагменте «Турандот» Дж. Пуччини.
Гала-концерт оказался щедр на роскошные подарки опероманам, услышавшим в этот вечер арии Турандот (заслуженная артистка Кубани Гюльнара Низамова) и Калафа (народный артист России Вячеслав Егоров) из «Турандот», романс Неморино (Нурлан Бекмухамбетов) из «Любовного напитка» и арию Леоноры (заслуженная артистка Кубани Наталья Бызеева) из «Фаворитки» Г. Доницетти, арию Вертера из одноимённой оперы Ж. Массне (заслуженный артист Кубани Владислав Емелин). Однако ни один из этих подарков не затмил фантастическое по силе и страсти появление с арией Тоски ныне мало поющей заслуженной артистки России Натальи Кременской.
Во втором отделении, посвящённом юбилею одного из столпов русской оперы Н. А. Римскому-Корсакову, бенефисное появление с ариями, песнями или сценками из его «Майской ночи», «Сказки о царе Салтане», «Ночи перед Рождеством», «Кащея Бессмертного», «Садко» и «Снегурочки» выпало каждому из солистов Музыкального театра – от молодёжи до премьеров. Эту часть гала-концерта, в которой за пультом оркестра стоял дирижёр Ростовского государственного музыкального театра Алексей Шакуро, можно отчасти считать «репетиционной» – уже в ноябре Музыкальный театр даст премьеру «Царской невесты» Римского-Корсакова.
В рамках IV фестиваля «Опера без границ» в Музыкальном театре КТО «Премьера» им. Л. Г. Гатова прошёл мастер-класс его ведущей солистки, заслуженной артистки Кубани Оксаны Авакян. Кроме того, все желающие могли увидеть «Золотую Маску» – специальную награду «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» Национальной театральной премии, которой удостоен актёр и режиссёр театра, народный артист России Юрий Дрожняк.
Слушатели мастер-класса
Анастасия Куропатченко
Фото Татьяны Зубковой
Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:
Facebook ВКонтакте Instagram Одноклассники
музыкальный театр опера Опера без границ ТО Премьера
Last modified: 20.06.2019