В Краснодарском театре драмы прошла режиссёрская лаборатория «Достоевский. О главном»

Достоевский

С 3 по 11 августа труппа Краснодарского академического театра драмы им. М. Горького вместе с режиссёрами – Александром Огаревым, Дмитрием Егоровым, Ярославом Рахманиным и Арсением Фогелевым – погрузилась в изучение творчества Ф. М. Достоевского. Результатом творческого поиска стали четыре оригинальных эскиза, каждый из которых предложил свой особенный взгляд на известные тексты и знакомых героев. В показах были задействованы самые разные локации театра, даже весьма неожиданные, до сих пор не известные публике, а разнообразие выбранных жанров (от документальной драмы до хоррора) наглядно продемонстрировало: несценичность Достоевского – это миф. После каждого показа проходили открытые обсуждения с приглашёнными критиками Татьяной Джуровой (г. Санкт-Петербург) и Павлом Рудневым (г. Москва) и зрителями, перед которыми стояла самая ответственная задача: проголосовать за эскиз, который, возможно, станет новым спектаклем в репертуаре театра.

Паблик-ток «Театр&Достоевский»

Перед стартом показов, 10 августа, состоялся паблик-ток «Театр&Достоевский».Востребованы ли тексты Достоевского на театральной сцене? Какие подходы к ним выбирают современные режиссёры? В чём секрет полифонии этих произведений? И, наконец, как заинтересовать молодёжь романом «Идиот»? Эти и многие другие вопросы обсудили со зрителями и представителями СМИ театральные критики Павел Руднев (г.  Москва), Татьяна Джурова (г. Санкт-Петербург), Вера Сердечная (г. Краснодар), директор Краснодарского театра драмы Ирина Репина, главный режиссёр театра Арсений Фогелев, председатель Краснодарского отделения СТД РФ Анатолий Дробязко и постоянный участник творческих лабораторий театра профессор Юрий Лучинский.

ПАБЛИК-ТОК

ПАБЛИК-ТОК

ПАБЛИК-ТОК

ПАБЛИК-ТОК

ПАБЛИК-ТОК

ПАБЛИК-ТОК

 

Эскиз «За Алёшей» Арсения Фогелева

После завершения паблик-тока публике представили работу главного режиссёра Краснодарского театра драмы Арсения Фогелева «За Алёшей» по роману «Братья Карамазовы» на Камерной сцене. Выбрав линию Алексея Карамазова, режиссёр предложил зрителям разобраться в персонажах произведения сквозь призму мировоззрения Алёши-наблюдателя. В роли Алексея выступил Роман Бурдеев, в эскизе были задействованы заслуженный артист России Сергей Калинский, заслуженные артистки Кубани Татьяна Водопьянова, Анна Еркова и Юлия Романцова, заслуженная артистка Киргизии Тамара Родькина и актрисы театра: Татьяна Башкова, Олеся Богданова, Екатерина Бушина, Виктория Лукина, Арина Савельева и Татьяна Голоперова. На обсуждении критики отметили безусловно удачные актёрские работы в постановке.

За Алёшей

ЗА АЛЕШЕЙ

ЗА АЛЕШЕЙ

ЗА АЛЕШЕЙ

ЗА АЛЕШЕЙ

 

Эскиз «Двойник» Ярослава Рахманина

Показы 11 августа открыл эскиз Ярослава Рахманина «Двойник» в жанре хоррор.

Задействовав пространство подвала с его мрачными переходами и – на контрасте – ярко освещённое фойе второго этажа, режиссёр предложил публике роль не просто наблюдателя, но и практически участника событий. Это первый опыт иммерсивной постановки в Краснодарском театре драмы. История о вечном вмешательстве общества в частную жизнь человека, стремлении и невозможности влиться в высший свет, не приняв его правил.

В эскизе задействованы Михаил Дубовский (Яков Голядкин), Виталий Пичик (Рутеншпиц), Ольга Вавилова (Клара Олсуфьевна), заслуженный артист Кубани Сергей Мочалов (Андрей Филиппович), Иван Романюк (Владимир Семенович), Андрей Тройницкий (Петрушка), Елизавета Вареникова и Анастасия Поддубная (коллежские регистраторы) и Ольга Погожева (музыкант на балу).

После показа состоялось обсуждение, на котором критики дали высокую оценку как режиссуре и технической стороне эскиза, так и актёрской работе. Также они отметили, что использованные спецэффекты сумели максимально приблизить текст Достоевского к сегодняшней реальности.

ДВОЙНИК

ДВОЙНИК

ДВОЙНИК

ДВОЙНИК

ДВОЙНИК

 

Эскиз «Записки из Мёртвого дома» Дмитрия Егорова

Документальная драма «Записки из Мёртвого дома» в режиссуре Дмитрия Егорова продолжила заключительный день лаборатории и продемонстрировала зрителям «подлинного Достоевского» со всем его тяжёлым психологизмом и вниманием к непостижимо-сложной человеческой судьбе.

Как застенок сделал из революционера великого русского писателя и возможны ли человеколюбие, сплочённость и чистосердечность на каторге? Результат своих исследований этого вопроса режиссёр представил на авансцене Большого зала. Минимальные технические средства, сдержанная подача и колоссальный объём текста, благодаря детальной проработке суровых мужских образов и филигранной работе на тонкой грани художественного и документального – всё это сумело глубоко затронуть зрителей.

Эта работа представила публике портретную галерею человеческих страданий и попытку увидеть жизнь даже там, где, кажется, нет и не может быть ничего, кроме боли и смерти.

Критики отметили ценность опыта работы с таким материалом для артистов, а также глубину проработки образов и актуальность вопроса соразмерности преступления и наказания. В эскизе задействованы: заслуженный деятель искусств Забайкальского края Юрий Волков, заслуженные артисты Кубани Алексей Сухоручко и Георгий Хадышьян, артисты Виталий Борисов, Филипп Душин, Михаил Золотарёв, Руслан Копылов, Александр Крюков, Владимир Подоляк, Андрей Соломыков, Виталий Стеблецов и Асир Шогенов.

ЗАПИСКИ ИЗ МЕРТВОГО ДОМА

ЗАПИСКИ ИЗ МЕРТВОГО ДОМА

ЗАПИСКИ ИЗ МЕРТВОГО ДОМА

ЗАПИСКИ ИЗ МЕРТВОГО ДОМА

 

Эскиз «Генерал» Александра Огарева

Лаборатория «Достоевский. О главном» завершилась показом композиции в семи сценах Александра Огарева «Генерал» по роману «Идиот».

Режиссёр сосредоточил свое внимание на линии генерала Иволгина, который предстал перед зрителем творческим человеком, фантазёром, вечно выбивающемся из унылой обыденности окружающего общества и потому этим обществом отвергаемого. Показ прошёл на планшете Основной сцены на фоне легендарной фрески Сергея Аболмазова, созданной для спектакля «Идиот» 1994 года. В эскизе задействованы: Алексей Мосолов (генерал Иволгин), Евгения Белова (князь Мышкин), Евгений Женихов (Лебедев), Кирилл Симоненко (Ипполит), Егор Любарец (Ганя), Елизавета Велиган (Варя), заслуженная артистка Кубани Ирина Хруль (Марфа Борисовна Терентьева), Сюзанна Акопджанян (Сутугина) и юный артист Александр Раченко (Коля Иволгин).

На обсуждении, которое прошло после показа, критики отметили, что избранный режиссёром подход выбивает зрителя из автоматизма восприятия Достоевского и заставляет почти по-детски удивляться привычным вещам.

ГЕНЕРАЛ

ГЕНЕРАЛ

ГЕНЕРАЛ

ГЕНЕРАЛ

ГЕНЕРАЛ

 

Итоги режиссёрской лаборатории «Достоевский. О главном»

По итогам зрительского голосования наибольшее количество положительных отзывов набрал «Двойник», с небольшим перевесом опередив «Записки из Мёртвого дома».

Поздравляем Ярослава Рахманина, артистов и постановочную группу, работавшую над «Двойником»!

Эскизы «За Алёшей» Арсения Фогелева и «Генерал» Александра Огарева не остались без внимания зрителя и положительной оценки приглашенных критиков.

Эта лаборатория стала настоящим творческим поиском, результаты которого превзошли самые смелые ожидания!

Фото и видео предоставлены Краснодарским академическим театром драмы им. М. Горького

Last modified: 13.08.2021