Александр Кушнир: «„Индюшата“ – это фестиваль послезавтрашнего дня»

Александр Кушнир / Фото из личного архива Александра Кушнира

Об «Индюшатах» было известно ещё в девяностых – как о смотре молодых, совсем зелёных инди-групп. Одним из организаторов фестиваля является журналист, публицист и продюсер Александр Кушнир. Это имя хорошо знакомо всем, кто интересуется отечественной рок- и инди-музыкой. Он автор эпохальных книг «100 магнитоальбомов советского рока», «Хедлайнеры», биографий Сергея Курёхина и Ильи Кормильцева, руководитель агентства «Кушнир Продакшн», напрямую ответственный за появление таких имён, как Земфира и Илья Лагутенко в отечественном медиапространстве…

Информация о проведении фестиваля «Индюшата» в Краснодаре весьма неожиданно выплыла из недр соцсетей, и оказалось, что работа над ним среди будущих участников кипит уже достаточно давно. Тот факт, что в городе, имеющем неофициальный статус казачьей столицы, существует немало молодых коллективов, играющих музыку в самых разных стилях, ни для кого не был тайной. Но то, что их настолько много, что они рвутся к признанию и невероятно мобильны в своей активности, для многих стало открытием.

Напомним, что в рамках именно этого фестиваля в разные годы дебютировали «Обе Две», «The Jack Wood», «Курара», Женя Любич и многие другие талантливые музыканты. В этом году смотр начал сотрудничать с Фондом президентских грантов и стал выездным. В его жюри входят представители топовых столичных СМИ. Из десяти полуфиналистов выбирается один (солист или группа). Он и будет представлять Краснодар в финале, который пройдёт в сентябре этого года в Москве.

…Отборочный тур фестиваля проходит в краснодарском клубе «Сержант Пеппер» в середине знойной июньской недели. Кругом – суета, шум и гвалт. Единственное место, где можно спокойно поговорить, – клубная гримёрка. Здесь мы с Александром Кушниром и устроились, воспользовавшись небольшим перерывом. Продюсер и публицист готов к диалогу. Он с полуслова понимает, о чём его будут спрашивать, но, тем не менее, вежливо выслушивает, предлагает сразу несколько вариантов ответа и время от времени мастерски ввинчивает в свою речь обсценную лексику, делающую её ещё более ясной и выразительной.

Фото из личного архива Александра Кушнира

– Александр, несмотря на то что фестиваль существует с 1990 года, в Краснодаре он появился только в 2019-м. С чем связан такой запоздалый интерес к южной музыке?

– Всё дело в деньгах. До этого года схема была очень простой: мы кидали клич по своим знакомым (как правило, это происходило в начале весны), и к началу лета у нас уже было более тысячи писем и заявок на участие в фестивале, которые присылали нам отовсюду. Мы отбирали из этого списка пятьдесят групп, потом из этих пятидесяти – двадцать пять и проводили с ними пять концертов. Сидело крутейшее жюри, мы отбирали самые яркие коллективы, руководствуясь тем, что это, скорее всего, взгляд даже не в завтрашний день, а в послезавтрашний – то есть подготовка к более отдалённому будущему нашей инди- и рок-сцены. А осенью проходил финал, в котором участвовали десять групп. И мы не задумывались над тем, что не только группы должны выходить на нас, но и мы должны выходить на них. Просто зачастую у коллективов нет денег даже на то, чтобы приехать в Москву и поучаствовать в отборе. И вот недавно – совершенно мистическим образом – мы выиграли конкурс президентских грантов. Более того, в этом соревновании нам удалось обойти 10 000 кандидатов в сфере культуры и искусства. Мы получили какие-то дотации (не очень большие, но тем не менее), и они позволяют нам, при достаточно жёстком документообороте, проводить выездные сейшены в крупных городах нашей страны и вывозить туда достаточно авторитетное жюри. Можно сказать, что какая-то формула вселенской справедливости нарисовалась в этом году, причём не без помощи государства.

– То есть получается, что подобный десант инди-культуры осуществляется впервые?

– Именно. Раньше такой возможности не было. И пока сложно сказать, чем всё это закончится. Мы двадцать восемь лет были совершенно независимой структурой. А сейчас «связались» с государством. Пока на нас никто не давит, хотя, конечно же, говорят об отчётности. Но лично меня это никак не пугает, потому что отчётность, в том числе бухгалтерская, у меня уже давно налажена… Краснодарская музыкальная «диаспора» в Москве достаточно известна ещё со времён таких групп, как «Маша и Медведи», «Дрынк» и «Горнъ». Поэтому Краснодар, безусловно, попал в список десяти городов, в которые мы должны были поехать. Мы уже были в Калининграде, Екатеринбурге, Воронеже, Казани, Перми и вот сейчас в Краснодаре. На ближайшие месяцы планируются Питер, Владивосток и другие города. Десять участников (по одному из каждого города) выходят в финал конкурса.

Александр Кушнир в жюри конкурса / Фото: Иван Соловьёв

– А о существовании краснодарской инди-рок-сцены в столице было известно?

– Лично я всегда знал, что она есть – немного неуловимая и чуть-чуть мистическая… Мне передавали кассеты, компакт-диски, слали ссылки… И мне, конечно же, было интересно узнать, что здесь происходит сейчас. То есть для меня это нормальное культурологическое любопытство.

– И каково ощущение от прослушанного и увиденного в нашем городе?

– Я не из тех, кто, приехав куда-либо, сразу начинает нахваливать местную сцену. Но скажу совершенно объективно: по сравнению с другими городами ваша сцена ничем не хуже, а зачастую даже лучше. Не буду говорить об особенностях пейзажа звука, стилистических чертах, сценическом имидже и мейкапе. Просто я почувствовал довольно здоровую европейскую энергетику, и это мне очень понравилось, как и всему жюри.

– Насколько я понимаю, инди-культура зародилась на Западе как некий антипод шоу-бизнеса и рекорд-индустрии. Тем не менее инди-группы, такие как «The Cure», «The Smiths» и другие, становились знаменитыми на весь мир и получали некий социальный лифт именно благодаря принадлежности к этому направлению. Есть ли шанс у российских групп получить подобное продвижение, скажем, с помощью того же фестиваля «Индюшата»?

– Всё это очень ситуативно. Многое зависит от самого артиста. У меня есть свой топ-10 пробившихся коллективов, и я вижу, что серьёзная группа стреляет где-то раз в три года. Одна группа! И наша функция – это и археология, и ассенизация одновременно. «Роемся», «роемся» и вдруг – алмаз, среди непонятно чего… А потом мы проводим некое подобие выставки достижений народного хозяйства – загоняем на несколько дней индустрию шоубиза в клуб «16 Тонн» и демонстрируем лучшее из отслушанного нами в течение года. И ведь кто-то из финалистов пробивается дальше. К примеру, «Индюшата» стали стартовой площадкой для коллектива «Jack Wood», который позднее выступал на фестивале «Гластонбери» в Британии, разогревая Торстона Мура из «Sonic Youth». Поэтому для групп, никогда не выступавших сольно в Москве (а это одно из условий участия в фестивале), такое мероприятие вполне может стать началом большого пути. Ведь здесь и представители серьёзных международных лейблов, таких как «Warner» или «Universal», и наших, таких как «Союз», а также блогеры, имеющие вес, представители различных клубов, которые могут включить группу в свои программы. То есть определённые возможности наш фестиваль всё-таки даёт.

Фото: Роман Матыцин

– Ну хорошо, а насколько тяжело в наши дни, когда любая группа может выложить свой контент в Сеть и когда существует множество других фестивалей, таких как, «Боль», например, выдерживать конкуренцию?

– В своё время Макс Фадеев выдернул меня с начинающей группой «Total» в Германию, где в наших руках оказался список объёмом с книгу, включающий сотни самых разных фестивалей. То есть там их просто тьма. А у нас есть «Индюшата», есть «Боль», есть «Тёмные лошадки», ну и ещё пара фестивалей. Какая тут конкуренция?! Если говорить о западной музыке, то там существовало два периода – до и после «Вудстока». «До» – это когда не было практически никаких правил шоу-бизнеса и все делали что хотели, а «после» – это когда правила стали выкристаллизовываться и музыка превратилась в индустрию. Я считаю, что у нас сейчас как раз период перехода от небольшого количества фестивалей, подобных нашему, к упомянутым книгам со списками фестивалей.

– У нас есть примеры Земфиры и «Мумий Тролля», вышедших, как ни крути, тоже из инди-среды и ставших большими величинами. Вы непосредственно занимались их продвижением. Как вы считаете, почему за прошедшие с тех пор годы никому из российских рок-музыкантов так и не удалось дотянуться до них?

– Третьим колоссом в этот ряд я бы поставил ещё Сергея Шнурова и группу «Ленинград». А насчёт того, что за двадцать лет не появилось никого равного им, могу сказать следующее: всё движется по определённой спирали, и то время было на редкость благодатным для рождения именно этих рок-звёзд. Да и сами они, что Земфира, что Илья, – люди совершенно исключительные… Но вскоре после этого мы столкнулись с засильем многочисленных телевизионных шоу, которые сами начали генерировать имена, подворовывая музыку, стилистические особенности, образы артистов. Производя мириады пустышек, они сразу же стали запускать их в ротацию на радио и, самое главное, делать с ними туры по стране… А Интернет!.. Там же океан мусорного контента. В таких условиях настоящие музыкальные личности просто не могут вызреть. Но опять же, как я сказал, всё движется по спирали. Значит, на каком-либо из следующих витков произойдёт чудо в виде появления новых больших музыкантов, артистов из инди-среды, которые смогут доминировать на сцене. Я хоть и достаточно субъективно смотрю на вещи, но не теряю надежды, что это когда-нибудь случится.

Беседовал Роман Матыцин

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 25.07.2019