Дирижёр и художественный руководитель камерного струнного «Премьер-оркестра» КМТО «Премьера» Даниил Червяков легко удивляет слушателя любой степени искушённости, соединяя в одном концерте, например, музыку Астора Пьяццоллы и Антонина Дворжака. О конкуренции в музыке как двигателе прогресса и балансе между академичностью и поиском маэстро поговорил с «Городской афишей».
СТАТЬ БЛИЖЕ К ПУБЛИКЕ
– Даниил Валерьевич, уже 5 мая в концерте «Музыка Великих» вы отдаёте «Премьер-оркестр» в руки другого дирижёра. Что даёт такой опыт?
– Знаете, есть негласное правило: срок пиковой формы коллектива с одним дирижёром – пять-семь лет. Потом нужна другая рука, новый взгляд, даже если во главе стоит гениальный, мощный музыкант. Поэтому, как мы знаем, Валерий Гергиев перешёл из Лондонского симфонического оркестра в Мюнхенский филармонический, а сэр Саймон Рэттл после долгих лет работы покинул Берлинский филармонический оркестр.
Новые имена в дирижёрском корпусе «Премьер-оркестра» возникают с завидной регулярностью – раз в год минимум. В прошлом сезоне нами дирижировал маэстро Владимир Понькин. Часто выпускники московских вузов просят сыграть программу с «Премьер-оркестром»… Максим Журавлёв – молодой, подающий надежды дирижёр. Может быть, после работы с ним оркестранты либо станут ко мне критичнее относиться, либо полюбят с новой силой (смеётся). В любом случае, без конкуренции в музыке не обойтись, она – двигатель прогресса.
– «Премьер-оркестр» выступал с джазовыми музыкантами, эстрадными вокалистами, исполнителями фламенко, диджеями. Он постоянно открывает слушателям новые грани популярных шедевров, исполняет малоизвестную классику, сочинения современных композиторов… Как вам удаётся найти точку баланса?
– Ввиду отсутствия такого большого количества нишевой публики, как в столицах или в Европе, «Премьер-оркестр» не имеет права сосредоточиться только на камерной музыке. За рубежом камерные оркестры играют в основном музыку барокко, может быть, захватывая ещё венскую классику. Мягко говоря, это не русская культура с её вокальной традицией, а западноевропейская – с церковной и инструментальной музыкой. Подобные программы в Муниципальном концертном зале – весомая часть нашего репертуара, но мы стараемся его максимально разнообразить романтической музыкой, современной, участием солистов (за последние годы в «Премьер-оркестре» выросла пара-тройка собственных, очень достойных).
Камерный струнный «Премьер-оркестр» появился в составе КМТО «Премьера» в 1997 году. С 2012 года его художественным руководителем и дирижёром является лауреат всероссийских и международных конкурсов Даниил Червяков – выпускник Астраханской государственной консерватории (2002), где прошёл ассистентуру-стажировку у профессора В. М. Лотоцкой (2005).
Мы постоянно играем эстрадные программы, хотя и не так много, как раньше. Когда с нами работал аранжировщик Евгений Бородулин, мы чаще ими «баловались». Конечно, эстрадное исполнение не может быть основой струнного оркестра (в отличие от классики), потому что это другая школа. Звукоизвлечение, приёмы игры, фразировка, штрихи – всё иначе, наоборот. Скорее, это возможность психологически разгрузиться, по-музыкантски «оттянуться», что самые именитые оркестры позволяют себе обычно в Новый год и на Рождество. Современная публика не то чтобы требует, но ценит, когда серьёзные музыканты становятся ближе к ней.
– К слову, о солистах. Недавно с «Премьер-оркестром» блестяще дебютировала пианистка Дарья Подорожнова, ученица профессора Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова Сергея Осипенко. Насколько сложно оркестру найти в качестве «партнёра» молодого музыканта?
– Не так уж просто, потому что не только ему должно быть интересно сыграть с нами, но и нам с ним. Московский пианист, лауреат международных конкурсов Даниил Контуашвили – как раз тот случай, когда нам интересно. 29 мая в Муниципальном концертном зале в 19:00 «Премьер-оркестр» играет с ним Концерт для фортепиано с оркестром Й. Гайдна.
Что касается Дарьи Подорожновой, то если всё сложится, в марте будущего года она вновь выступит с «Премьер-оркестром» – в нашем новом цикле вечерних концертов «Solo e Tutti». Его название образовано двумя музыкальными терминами-антонимами, которые с итальянского можно перевести как «один» и «все», подразумевая солиста и оркестр.
ОРКЕСТР + КЛАРНЕТ + АЛЬТ
– В этом цикле прозвучит альт Даниила Червякова?
– Цикл «Solo e Tutti» откроет 3 ноября программа с краснодарским кларнетистом, саксофонистом и флейтистом Алексеем Куликовым, который будет впервые, может быть даже, не только на юге России, но и в нашей стране, солировать на С-кларнете. Это редкий тип кларнета, позволяющий исполнять скрипичный репертуар во всех четырёх концертах «Времён года» А. Вивальди, которые все мы привыкли слышать в скрипичном исполнении. Алексей идёт на этот творческий эксперимент, который мы с ним разово «обкатывали» в составе струнного квартета. Когда ещё можно будет услышать подобное?! Во втором отделении Алексей сыграет на привычном по звучанию для симфонического оркестра В-кларнете, флейте и дудуке.
Я выступлю в качестве солиста в программе 24 января 2020 г. : исполню никогда не звучавшую здесь на моей памяти пятичастную Сонату для альта соло Пауля Хиндемита, одного из важнейших и мощнейших композиторов ХХ века, который писал высококлассные произведения для альта, так как сам был альтистом. И ещё исполним «Концерт для альта с оркестром в стиле Иоганна Христиана Баха» французского композитора Анри Казадезюса. За время моего руководства «Премьер-оркестром» я никогда его не играл с оркестром, и, мне кажется, должно получиться необычно.
– Давайте вернёмся к премьерам нынешнего сезона. У «Премьер-оркестра» появился новый абонемент – «Всё начинается с детства». Он будет иметь продолжение?
– Безусловно, поскольку он пользуется популярностью, как, собственно, и все детские концерты в МКЗ. В концертах мы стараемся дозированно, порционно знакомить слушателей с очень серьёзной музыкой, в том числе в исполнении юных краснодарских музыкантов. В этом случае классика звучит более доступно, иначе, чем когда её исполняет человек с сединой на висках, хотя ноты – одни и те же.
Второй сезон цикла «Всё начинается с детства» откроется 20 октября концертом «Тайны старого сундука». Будет звучать музыка И. С. Баха, Г. Пёрселла, А. Вивальди и В. А. Моцарта. Во втором концерте (1 декабря) – «В компании с оркестром» – мы расскажем об особых взаимоотношениях инструментов и музыкантов в оркестре. Третий концерт (16 февраля 2020 г.) имеет говорящее название «Скрипка – царица музыки». Кстати, виртуозную скрипичную музыку «Премьер-оркестр» исполняет и в рамках другого абонемента – «Музыкальные столицы мира». Из шести его концертов четыре – наши.
«ПРЕМЬЕР-ОРКЕСТР» МОЖНО УСЛЫШАТЬ В МУНИЦИПАЛЬНОМ КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ (ул. КРАСНАЯ, 122):
5 мая в 17:00 под управлением преподавателя Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова Максима Журавлёва с программой «Музыка Великих»
19 мая в 12:00 под управлением Даниила Червякова с программой-викториной «Музыкальные знатоки» абонемента «Всё начинается с детства»
29 мая в 19:00 в концерте с пианистом Даниилом Контуашвили
– Когда «Премьер-оркестр» завершает концертный сезон?
– 21 июня. В этот день в 19:00 приглашаем всех в МКЗ провести «Летний вечер с „Премьер-оркестром“». К нему мы готовим традиционную программу, в которой собираем номера, имевшие наибольший успех у публики в прошлых сезонах. По аплодисментам мы можем судить, что слушателям больше нравится. Но, безусловно, порадуем их и премьерами. Недавно, когда мы играли перед премьерой причуд сердца «Летят утки…» во Дворце искусств, к нам подошла слушательница. Она заслушалась танго и другой лёгкой музыкой и едва не опоздала на спектакль. Слушатели любят музыку, которая легко ложится на слух, доступную для восприятия, знакомую… Однако это совершенно не означает, что «Премьер-оркестр» не хочет выйти на тот уровень, при котором сто процентов нашей публики будет понимать, что, например, в прошлый раз мы
Чайковского играли по-другому, считывая мельчайшие нюансы. Конечно, эта мечта – утопическая, но я планирую дожить до времени, когда в Краснодаре будет такой слушатель.
– Наверное, и ваши летние концерты в парках города, на которые не нужен билет, служат воспитанию идеального слушателя?
– И этому тоже. Городское управление культуры одобрило нашу идею о том, чтобы половину программ играть квартетом или квинтетом с солистами, а другую половину – оркестром. Концерт маленьким составом интересен самим музыкантам в силу того, что это практически сольное исполнительство – каждый играет свою партию, что и ответственно, и сильно поднимает исполнительский уровень. С конца мая, если не ошибаюсь, по август «Премьер-оркестр» даст четырнадцать парковых концертов. В парках мы много экспериментируем, иногда достаём из «архива» такие произведения, которые нами уже давно не исполнялись. Как правило, я веду концерт и позволяю себе какие-то словесные экзерсисы. По уверению музыкантов, иногда у меня неплохо получается.
Беседовала Анастасия Куропатченко
Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№ 5, май, 2019 г.).
Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:
Facebook ВКонтакте Instagram Одноклассники
Даниил Червяков интервью классическая музыка КМТО Премьера музыка премьер-оркестр
Last modified: 04.05.2019