Дмитрий Разумов. «Бег» и другие метаморфозы

Интервью, Театр

Фото: КМТО «Премьера»

В 1999 году критик Марина Дмитриевская написала о Дмитрии Разумове в роли Гадкого утёнка в «Датской истории» Адольфа Шапиро на сцене Молодёжного театра КМТО «Премьера»: «Младший – именно художник, глядящий в небо». И вот двадцать лет спустя Дмитрий Разумов возвращается в Молодёжку в статусе одного из самых востребованных отечественных сценографов, чтобы вместе с главным режиссёром театра Даниилом Безносовым выпустить «Бег» М. Булгакова. Накануне премьеры художник встретился с «Городской афишей».

 

Сны о мире ускользающем

– Дмитрий, для Молодёжного театра вы охотно нашли место в графике?

– Конечно. Потому что мне это место дорого: здесь я начал свою профессиональную деятельность и хочу, чтобы в Молодёжке шли интересные проекты, а сам театр двигался вперёд, рос, что, собственно, и происходит.

Мне кажется, что сейчас вообще расцвет театра в России. Есть исторически сложившиеся «точки силы» – Москва, Питер, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск. Есть новые, и Краснодар, я считаю, – одна из них. Сменилось актёрское поколение, поменялись худруки, открылись частные театры. Во времена, когда я здесь работал, никто не мог даже предположить, что театры могут существовать без господдержки.

Дмитрий Разумов окончил мастерскую народного художника России О. А. Шейнциса на постановочном факультете Школы-студии МХАТ (2006). Оформлял спектакли в «Театр.doс», «Практике», «Сатириконе», МХАТ им. А. Чехова, Государственном театре Наций, Театре им. М. Ермоловой, Екатеринбургском театре музкомедии и др. Он – член Союза художников России, принимавший участие в выставках «Клин», «Молодые художники Москвы», «Три апельсина». С 2016 преподаёт в Московской архитектурной школе (МАРШ).

– Решая «Бег», вы отталкиваетесь от текста пьесы, от заданного режиссёром вектора или от чего-то ещё?

– Пожалуй, в большей степени от текста. Всё-таки «Бег» привязан к историческим событиям: 1920–1921 годы, Гражданская война, Красная армия наступает, Белая отступает, смена миров… Мне всегда нравился в структуре булгаковских текстов некий метаморфоз: любое событие обязательно поворачивается к нам другой стороной, на наших глазах меняется. И «Бег» – как раз про такое кардинальное изменение, когда почва уходит из-под ног, когда ты бежишь, бежишь и прибегаешь в совершенно другой мир, когда вещи бегут от тебя, когда твоя старая комфортная жизнь от тебя убегает и возникает то ли смерть, то ли новый горизонт.

Фото: КМТО «Премьера»

Люди пытаются убежать, меняют личины, стараются приспособиться, они то легко предают, то легко вдруг становятся героями. Как слаб человек… И как он в то же время велик… В этом есть какая-то булгаковская магия, мистика. Как в «Мастере и Маргарите», в «Беге» звучит, пусть и по-другому, фаустовский вопрос о проблеме выбора: ты заключаешь сделку с «силой, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», и непонятно, к чему это приведёт.

– Художник по костюмам на «Беге» тоже вы?

– Да. И здесь мы с режиссёром как раз не стремимся к историческому прочтению, а стараемся решить их с точки зрения сна, я бы даже сказал – кошмарного сна. Не зря же «Бег» имеет подзаголовок «Восемь снов о России». Эстетика сна ближе и понятней, нежели война – более далёкая от нас вещь.

 

«Приручить» свет

– Как с артистом Разумовым случилась метаморфоза в художника?

– Не скажу, когда точно, но произошла она в Молодёжном театре. В своё время меня поразил и подтолкнул к этому высокий уровень художников-постановщиков, работавших здесь: Ольги Резниченко, Юрия Гальперина, Юрия Харикова и многих других. Больше, мне кажется, я такого не встречал ни в одном театре России. Уникальность Молодёжки в том, что у неё всегда было своё лицо. Сейчас оно немножко другое – здесь работают другие художники, поменялась эстетика театра в принципе. И потом, я всегда рисовал, ещё до того, как мне захотелось взглянуть на театр с другого ракурса.

Молодёжный театр КМТО «Премьера» выпускает «Бег» М. Булгакова в постановке главного режиссёра Даниила Безносова и художника-постановщика Дмитрия Разумова 12–13 сентября (начало в 18:30) и 14–15 сентября (начало в 18:00). Следующие показы «Бега» пройдут во второй половине сезона.

– Эскизы вы и сейчас набрасываете на бумаге?

– К сожалению, потому что это дольше, нежели на компьютере, хотя так или иначе я всё равно использую цифровые технологии. Но иногда какие-то исторические вещи важнее технологий. Та же шинель, с одной стороны, не может выглядеть как фрак или бытовая одежда, а с другой – сшитая из сукна, она будет смотреться иначе, нежели сшитая из льна.

– Вы преподаёте в МАРШе. Что это вам даёт?

– Я веду уникальный курс-интенсив по лайт-дизайну (световой сценографии), который мы придумали с моими коллегами. Немножко теории и много практических занятий по наблюдению, изучению, вступлению в контакт со светом. Что такое свет в театре? Им можно сделать 80 процентов картинки на сцене. Да, есть пространство, форма, которая существует в пространстве, но как ты её подсветишь, так она у тебя и заиграет… Свет – интересная вещь: ты не можешь его потрогать, пощупать, подержать в руках, он абсолютно субъективен, потому что каждый воспринимает его по-разному. Лайт-дизайнерам важно натренировать свой зрительный аппарат, чтобы отличать нюансы, обертона в световых переходах и просто научиться видеть и «приручать» свет.

Фото: КМТО «Премьера»

Мне преподавание интересно тем, что когда я бросаю студентов, как щенят, в воду, за счёт того, что из экстремальной ситуации им нужно выплывать, они иногда находят весьма интересные решения. На «Беге», кстати, с нами будет работать Денис Солнцев – очень хороший питерский художник по свету, который сделал в Молодёжке несколько лет назад «Грозу».

Беседовала Анастасия Куропатченко

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№9, сентябрь 2019 г.)

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 30.10.2019