ИГОРЬ ШИШОВ: «„ГОЛОС“ – ЭТО НЕ КОНКУРС»

Игорь Шишов

Центральное телевидение всегда манило артистов из регионов, а попадание на этот магический экран или хотя бы попытки к этому непременно становились поводом для обсуждения. Появился такой повод и у нас. Известный кубанский эстрадный певец Игорь Шишов решил попытать счастья на гиперпопулярном телешоу «Голос» (точнее «Голос 60+»), причём настолько серьёзно, что на самом деле отправил заявку и поехал в Москву за телевизионной славой. О том, что из этого вышло, мы поговорили с артистом. Но не только. Участие в статусном конкурсе, как уже было сказано, стало лишь поводом, высветившим куда более интересные темы. Подробнее об этом – в нашем интервью.

 

– Игорь, хотелось бы начать разговор с такого явления, как кубанская эстрадная сцена. Почему-то эта тема недостаточно раскрыта ни на журнальных страницах, ни на экранах телевидения, ни в Интернете. Как мне кажется, совершенно необоснованно. В команде Леонарда Гатова, основателя ТО «Премьера», вы были одним из «вершителей» культурного ренессанса региона в конце прошлого века. Кому, как не вам, помнить, чем наша эстрада в тот период действительно могла гордиться…

– Я могу с уверенностью сказать, что, например, в 1980-х самая классная эстрада была в организации под названием «ОМА» («Объединение музыкальных ансамблей») – то есть в ресторанах. Как ни крути, но даже вся советская / российская эстрада вышла из кабака. Все звёзды, скажем так, взрослого поколения прошли через рестораны. И это на самом деле очень хорошие университеты, которые давали закалку, опыт и знания, а самое главное – мастерство музыканта. Помню, когда Леонард Гатов сделал варьете «Вечерняя фантазия» на втором этаже гостиницы «Интурист», люди, которые участвовали в этом, как сейчас принято говорить, проекте, играли очень сложную, высокопрофессиональную музыку. Причём все были с образованием. И именно работа в таком месте однозначно добавила им профессионализма.

– Меня всегда поражала способность ресторанных музыкантов для публики исполнять «Обручальное кольцо», а для своего круга играть «Deep Purple» и «Weather Report». Скажите, такая двойственность была продиктована запретами на эту музыку в то время или всё-таки уже тогда таков был культурный запрос слушателя?

– Конечно же, конъюнктура диктовала свои условия. Но люди слушали то, что хотели слушать. Ребят, которые играли на втором этаже «Интуриста», за глаза называли «Одарённые», и когда готовилась одна из их первых программ, возник вопрос: как соединить всю эту виртуозность музыкантов, их желание исполнять так называемую фирму́ с желанием людей слушать что-то родное, колоритное? Так появилась обработка песни «Тополя» в абсолютно джазовой манере. Исполняла её вокалистка Ирина Бабичева, ныне лучшая джазовая певица Юга России… Конечно же, в то время пытались создавать что-то на грани стилей и культур, но лучше получалось, когда играли для себя. Хотя практически во всех эстрадных композициях тех лет слышно влияние западной рок- и поп-музыки. От этого никуда не уйдёшь.

Игорь Шишов

Игорь Шишов и «Одарённые»

– Предлагаю перейти к именам. Кого из кубанских эстрадных артистов – неважно, перебравшихся в Москву или оставшихся здесь, – можно упомянуть отдельно?

– Имена, конечно, были – известные и не очень. Скажем, я никогда не забуду коллектив «Живая вода» (опять же с вокалисткой Ириной Бабичевой). Это была просто потрясающая музыка!.. Или женский коллектив «Кубаночка» – очень интересное явление. Эта девичья группа исполняла шлягеры, в том числе и рок-музыкантов. И звучало это очень необычно. Конечно, «Гуляй-поле». Это действительно было явление в нашей музыке. Соединение поп-музыки и фольклора. Кстати, как выяснилось недавно, один из участников коллектива, Юра Городецкий, – мой родственник… Кубань есть Кубань. Здесь все немного родственники… В своё время ребята очень хорошо себя чувствовали, переехав в Москву, были на разогреве у «Любэ», участвовали в «Рождественских встречах» Аллы Пугачёвой, но мне кажется, что отсутствие жёсткой продюсерской руки сказалось на их дальнейшей творческой жизни.

Естественно, говоря о кубанских истоках нельзя не упомянуть Александра Серова. Сначала он пел в известном в то время фешенебельном заведении «Мотель», потом стал солистом филармонического коллектива «Ива», где ему платили весьма небольшие деньги. Кстати, тогдашнее руководство не давало ему высшую категорию (гораздо лучше оплачиваемую), и он был крайне недоволен своим положением. Мы с ним познакомились, когда я учился (заочно) в Саратовской консерватории. Но ещё до этого произошло моё знакомство с Игорем Крутым… Так вот, когда в 1986 году я встретил Серова (а он уже становился популярным), первым делом он попросил передать руководству Краснодарской филармонии, которая его «зажимала», что он получает за концерт 3000 рублей. По тем временам это были очень хорошие деньги.

Игорь Шишов

Коллектив «Забытая мелодия». Конец 1980-х гг.

– А как насчёт Александра Маршала? Он ведь тоже с Кубани.

– Да, он из Кореновска. Знаете, было очень много интересных ребят и девчат, которые начинали на Кубани, а потом уехали в Москву. И, кстати, нисколько об этом не жалели. Я сейчас – о людях, имевших профессиональный статус. А, скажем, в том же «политехе» была группа «Русичи», которая играла просто на сумасшедшем уровне без этого статуса. То есть была профессиональная – филармоническая – сцена и были любительские группы, при этом вторые во многом ничем не уступали первой. Но факт остаётся фактом – большую славу снискали те, кто переехал в Москву. Ибо вертикаль, централизация, которая существует до сих пор, не даёт возможности местным исполнителям проявить себя на достаточно высоком уровне так называемой медийности. Я считаю, это не совсем правильно. В тех же Штатах каждый город, каждый регион имеет своих локальных звёзд, которые одновременно являются и звёздами в масштабах страны.

Игорь Шишов

Дебют артиста

– Наверное, пришло время рассказать о творческом пути звезды Игоря Шишова.

– Я считаю, мне изначально повезло. Мой отец был военным, и детство я провёл в ГДР, недалеко от города Лейпцига. Там я впервые услышал виниловый миньон, сорокапятку с песнями «The Beatles», в числе которых была и «Back in the USSR». И после этого у меня буквально «сорвало крышу». На всю мою жизнь. Я очень быстро освоил гитару и начал играть в молодёжном коллективе на аппаратуре, приобретённой за деньги военного руководства. И какая это была аппаратура! Мы купили тогда полный набор фирменных инструментов и необходимого звукового оборудования. То есть полностью «упаковали» группу! Очень скоро из ритм-гитариста я превратился в вокалиста (начальное-то музыкальное образование у меня было). Помню, первой вещью, которую я исполнил, была «Venus» группы «Shocking  Blue». А уже потом, в Советском Союзе, учась в Краснодарском политехническом институте, я одновременно поступил в наше же музыкальное училище по классу вокала. И как-то быстро всё пошло в гору. Преподаватели и руководство всегда отмечали мои способности, и в конце концов я поступил в Саратовскую консерваторию. Примерно в то же самое время я начал работать с Леонардом Гатовым и его «Варьете», продолжив это сотрудничество и в основанном позже творческом объединении «Премьера».

Игорь Шишов

Молодая «Премьера»

– Когда я читаю ваши посты в «Фейсбуке», меня не покидает мысль, что наибольшую ностальгию вы испытываете по тому времени (во второй половине 1980-х), когда пели в несуществующем уже ночном клубе «Космос»…

– Ну конечно, это время вызывает у меня ностальгию. Оно было действительно золотым, как по ощущению жизни, так и в финансовом плане. Это было время перемен, время начала чего-то нового. И уровень жизни ресторанных музыкантов не поднимется до тогдашнего, я думаю, уже никогда. Даже Леонард Гатов удивлялся моим заработкам. Ну, а истории о том, как мы всем коллективом (в котором, кстати, пели ещё и братья Чижай – тоже очень известные на Кубани имена) умудрялись зарабатывать за одну ночь по автомобилю, – просто шедевральны…

Потом «Варьете» трансформировалось в творческое объединение «Премьера», я плавно перешёл туда. Начались турне, выступления, и я считаю, что эти годы – 1989–1992 – были лучшими для «Премьеры». Все просто бешено отдавались творчеству. Тогда же появился Георгий Гаранян, и мы с ним ездили в турне по Европе – от Югославии до Франции… Великое было время! Одни выступления с Кобзоном чего стоят! С этой глыбой, которая если сказала «да» – это «да», если сказала «нет» – это «нет»… Отдельно я хотел бы упомянуть конкурс «Возрождение России», на котором стал победителем. Позднее успех на этом конкурсе проложил мне путь на Международный конкурс «Славянский базар» в Витебске, где в жюри председательствовал Владимир Мулявин, а сопредседателем была Надежда Бабкина. Участие в «Славянском базаре» дало мне и регалии, и возможность познакомиться с такими интересными людьми и серьёзными музыкантами, как участники коллектива «Песняры» и Игорь Тальков (после исполнения песни которого «Летний дождь» начинал идти самый настоящий проливной дождь)… После этого конкурса я получил несколько довольно заманчивых предложений, но для меня (с моим пониманием жизни) они оказались неприемлемы. Ведь люди, которые выходят в свет больших софитов, обязательно чем-то жертвуют. В моральном, а зачастую и в физическом плане. Понимаете, о чём я говорю? Не все, но большинство… А я идти на такого рода жертвы никогда не хотел и сейчас не хочу…

Игорь Шишов

– А что было потом?

– Потом я уходил из «Премьеры» и возвращался обратно. И, конечно же, весь свой творческий путь я связываю с этим творческим объединением. Мне предлагал тогдашний мэр Анапы Анатолий Пахомов создать там подобное объединение. Светили очень серьёзные перспективы, но я отказался и остался в «Премьере». До сих пор не знаю, правильно я сделал или нет, но, как бы то ни было, «Премьера» – то место, где состоялась моя творческая судьба.

Игорь Шишов

С маэстро Георгием Гараняном и солистками шоу-театра «Премьера» перед гастролями. Конец 1980-х гг.

– Хорошо, давайте всё-таки немного поговорим о вашем нашумевшем участии в шоу «Голос». Ведь не секрет, что в нынешнее время именно участие в подобных телевизионных конкурсах является путёвкой в жизнь для артистов.

– Прежде всего, я хотел бы сделать такое заявление: телевизионный конкурс «Голос» нельзя называть конкурсом. Ибо конкурс – это когда собирается жюри из совершенно независимых людей, и они начинают квалифицированно судить участников, то есть делать это по-честному. А «Голос» – это, в первую очередь, корпоративный  проект, в нём всё срежиссировано заранее и есть чёткий алгоритм, в соответствии с которым выбираются полуфиналисты и даже  финалисты. Почему так? Это очень удобно: один раз засветишься в этом шоу, и сразу – туры, гастроли, в которых совершенно необкатанный, сырой артист начинает выступать перед большой аудиторией. Но, по сути, это не артист. Этого человека просто используют для зарабатывания денег. И ведь люди даже не задумываются о профессионализме этого певца. Они думают: победил, или даже просто оказался в финале шоу «Голос» – значит, качество гарантировано. Но это же не нормально…

А моя история вкратце такова. Я подал заявку на их так называемый возрастной конкурс «Голос 60+», получил приглашение и приехал… И я увидел, что это не конкурс, а самый настоящий цирк, где многие участники не только неконкурентоспособны в плане вокала, но даже не соответствуют элементарным требованиям к выходу на сцену. Однако это отдельная тема… Я спел несколько раз, председатель жюри Юрий Аксюта пригласил меня выступить повторно. А исполнял я «The Shadow of Your Smile».

Меня поблагодарили и очень сильно обнадёжили, так как «на бис» там мало кого вызывают. Окрылённый я вернулся в Краснодар и стал ждать решения. И… дождался. Мне позвонили и сказали, что я не прошёл кастинг. Ответ на вопрос «почему?» был просто феноменальный: «Понимаете, вокальные способности не играют решающей роли в нашем конкурсе». Как говорится – занавес. А на деле всё просто: понятно, что на «конкурсе» всё распределено заранее, а артисты с более серьёзными профессиональными способностями, но приезжающие издалека, представляют угрозу для уже намеченных победителей. Их попросту убирают с дороги.

Игорь Шишов

– Да, не очень приятная ситуация. Но ведь это не помешает вашим дальнейшим творческим планам?

– Ни в коем случае. В ближайшее время я хочу сделать новую программу – такую, знаете, клубную, для определённой и понимающей аудитории. Хочу выпустить альбом на CD. А ещё – написать книгу о том, что знаю, что видел на своём творческом пути. Поверьте, мне есть что рассказать. Уверен, что и программа, и альбом, и книга будут интересны людям.

Игорь Шишов

«Feelings» – всегда «филингс», в чьём бы исполнении они ни звучали…

 

Беседовал Роман Матыцин

Фото и видео из личного архива Игоря Шишова

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№11, ноябрь, 2019 г.)

 

Last modified: 11.11.2019