Что характеризует успешного человека в Сербии? Красивая женщина рядом? Да. Хороший пистолет? Безусловно. Но главное – дорогой автомобиль! Страсть к этому символу престижа, наверное, зашифрована в ДНК наших мужчин. Передаваясь от отца к сыну, она обретает здесь статус мечты, к которой стремится каждый мальчишка. Правда, реальность порой ведёт нас другими дорогами, меняя ориентиры и всё заметнее отдаляя от детских грёз. Но наш сегодняшний собеседник – драматург, режиссёр и сценарист, владелец самой старой кондитерской в Белграде («Petković»), бывший министр культуры Республики Сербия господин Братислав Петкович – сумел не «сбиться с пути» и воплотить свою мечту в жизнь. В 1994 году он выхлопотал у мэрии сербской столицы помещение в её старом центре и открыл здесь уникальный музей автомобилей. Именно в этом охраняемом государством историческом здании первого на Балканах «современного» гаража, построенного в 1929 году по проекту русского архитектора Валерия Сташевского, и начинается наша история.
…Я, признаться, немного нервничаю, готовясь к разговору со столь важной персоной. «Наверняка он заставит себя ждать, в ответах будет краток и сдержан, стараясь в силу своего высокого положения подчеркнуть разделяющую нас дистанцию…» Коллеги из другого СМИ, договорившиеся о встрече передо мной, похоже, думают примерно то же. Но подъехавший в условленное время на стареньком Renault господин Петкович в один момент разрушает эти стереотипы. Приветливо здоровается, приглашает нас войти и без лишних церемоний начинает рассказ о своём необычном хобби. Собратья по цеху спешат и быстро заканчивают интервью. Теперь моя очередь. Господин Петкович знает, что я буду задавать ему вопросы для российского журнала. В его глазах заинтересованность, и я понимаю, что беседа будет интересной.
– Господин Петкович, с чего всё началось?
– С незабываемого детского впечатления. Я родился в семье коренных белградцев, жившей в центре города, окружённом иностранными посольствами. Мы с друзьями часто бегали посмотреть на роскошные автомобили, обслуживавшие эти посольства. Уже тогда я осознал, что однажды хочу собрать такую же коллекцию. И вот… Она перед вами.
– Похоже, в ней реконструирована история автомобильного движения страны с момента его зарождения?
– Да, с первого водительского удостоверения в Сербии, которая в то время была королевством.
– Мы можем совершить небольшой экскурс в прошлое сербского транспорта?
– Конечно. Вплоть до начала XX века транспортное сообщение в Королевстве Сербия было примитивным. Это затрудняло передвижение по его территории, в связи с чем в 1903 году из-за границы были выписаны первые автомобили – для короля и нескольких членов правительства…
– В вашей коллекции есть машина того периода?
– Да, это автомобиль марки Neserdorf, на котором ездил король Пётр I Карагеоргиевич. Управлял им, естественно, не он, а Сретен Костич – первый серб, получивший от министра транспорта водительские права, не имея при этом никакого опыта вождения. Вероятно, выбор пал на него из-за первой профессии, владение которой предполагало уверенную руку и хорошее знание техники. (Прежде чем сесть за руль Сретен был фотоцинкографом – мастером по изготовлению цинковых клише для типографий.) Его удостоверение, как я уже говорил, хранится в этом музее.
– А что было потом?
– Потом на улицах Белграда стало появляться всё больше и больше автомобилей. В основном их приобретали (так же за границей) богатые купцы. Это были разные марки и модели авто – от относительно доступного Ford T до великолепных Lancia Lambada, Buick и BMW. Эти машины можно было увидеть на наших дорогах до начала Второй мировой войны.
– После войны картина изменилась?
– Да. Среди рядового населения республики начали заметно приобретать популярность автомобили советского производства. Потому что только их многие и могли себе позволить. Коммунистические же власти Югославии в основном использовали для официальных нужд немецкий бренд Mercedes. В музее есть две бронированные модели этой марки, на которых ездили тогдашний президент Югославии Иосип Броз Тито и его жена Йованка. В то время в стране всё было под контролем, на преступления мало кто решался – граждане боялись «стального кулака» Тито. Но в 1979 году один случай, вызвавший широкий общественный резонанс, встряхнул режим. В милицию поступило заявление о краже автомобиля, и не какого-нибудь, а легендарного Porsche Targa 911. Спустя три дня, вечером, он появился на площади Славия. Водитель, лица которого не было видно, начал выписывать невероятные трюки, провоцируя милиционеров на погоню, от которой в итоге ловко скрылся. Следующим вечером повторилось то же самое, а потом опять и опять. Он сразу завоевал симпатию горожан, поддерживавших его в «играх» с преследователями. Президент в это время находился в Гаване на встрече стран – участниц Движения неприсоединения. Решить проблему нужно было до его возвращения. До тех пор, пока имя неуловимого нарушителя не стало известно, его называли Белградским Фантомом. Им оказался Владо Василевич (известный также по прозвищам Васа Опель и Васа Ключ) – автомобильный фанат, в совершенстве владеющий искусством угона. Его поймали через десять суток. Отбыв наказание, парень вышел на свободу, но вскоре при «не до конца выясненных обстоятельствах» погиб в автомобильной катастрофе. В 2009 году режиссёр Йован Б. Тодорович снял об этих событиях фильм, который так и называется – «Белградский Фантом».
Трейлер фильма «Белградский Фантом»
– Вы каким-то образом причастны к созданию этой картины?
– А как же! Будучи страстным автолюбителем и человеком той эпохи, отлично помнящим эту историю, я не мог пройти мимо. Я не только предоставил для съёмок тот самый 911-й Porsche, экспонируемый сегодня в музее, но и сам снялся в нескольких эпизодах, в том числе в сценах вождения автомобиля, за рулём которого когда-то сидел Фантом.
– Господин Петкович, интервью с вами для меня – большая честь. И, если честно, я не уверен, что смогу в нём передать все полученные сегодня впечатления. Ведь каждый маленький фрагмент экспозиции вашего музея – это часть большой истории…
– Это так. Вот, например, болид, участвовавший в гонках на пригородных трассах Белграда. Вот Buick, в котором ездили голливудские звёзды и другие знаменитости… Вот фары от машины, в которой был убит король Александр I во время своей марсельской поездки… Но самые уникальные экспонаты и самые интересные факты я обычно приберегаю для тех, кто приходит сюда лично. Я хочу пожелать всего доброго вам и вашим читателям и пригласить всех, кому когда-либо доведётся побывать в Белграде, посетить музей автомобилей. Обещаю, вы не разочаруетесь.
Беседовал собственный корреспондент «Городской афиши» в Белграде
Зоран Васич
Фото Зорана Васича
Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар»
(№10, декабрь, 2018 г.)
Братислав Петкович Зоран Васич интервью история Музей автомобилей Белграда
Last modified: 21.01.2020