Краснодар – Крым… Такой путь ежегодно совершает художник Мисак Чолокян, чтобы вернуться обратно, но уже немного другим. Его работы, появляющиеся после этих путешествий, будь то пейзажи с гористой местностью или пучины абстрактных красочных дебрей, – о нём, легендарном, почти мифическом полуострове… И, глядя на эти полотна, мы не можем не спросить автора:
− Мисак, чем конкретно вдохновляет Крым?
− Крым – это очень дикое место. С другим морем. Другим небом, лежащим прямо на плато, очень близко к наблюдателю. Это рельеф, который тысячелетиями создавали вулканы… Местные ландшафты действительно напоминают доисторические… Когда я слышу «Крым», я также представляю его в античные времена, о которых всё ещё напоминают Коктебель, Лестница Тавров, гора Ай-Петри и мыс Меганом – колыбель реки Стикс… А чего стоят тропинки заброшенных парков, усыпанные обломками скульптур в окружении недостроенных советских столовых и санаториев…
Мисак Чолокян родился и живёт в Краснодаре. В 2015 г. он стал лауреатом премии Цея на Краснодарской биеннале. Работы художника были показаны на выставках «Альгамбра» (Москва, Институт Сервантеса), «Линия горизонта» (Москва, ЦДХ), Mostra d’Arte Feste in Arte (Художественная выставка «Праздники в искусстве», Падуя, Италия), Russian Art Park (Русский Арт Парк, V сезон, Краснодар, арт-галерея «Доротея»), на Новороссийской международной биеннале (2017). Мисак также участник групповых выставок в арт-центре «Бронзовая лошадь», галерее «Лестница», художественном музее им. Ф. А. Коваленко в Краснодаре и автор персонального проекта «Имитация».
− И сторожа с ружьями в виноградниках…
− Да, один из них, напротив «Артека», настойчиво просил меня с друзьями удалиться: «Я же вас предупреждал!» А мы ему: «Пока не допишем этюды, не уедем». В Крыму прошлое обнажено – наверное, самые интересные археологические находки сосредоточены именно здесь. Во время одной из поездок я купил античную монету с изображением Гермеса Трисмегиста, Триждывеличайшего… Здесь можно оказаться во власти дежавю и странных состояний. В окне дома Цветаевых в Феодосии увидеть фигуру самой Марины, Софии Парнок и её несчастного мужа…
− Но копирования натуры в картинах нет.
− Я занимался этим на втором курсе Краснодарского художественного училища, когда рисовал яблочки мастихином. В то время я пользовался для построения композиции слесарным угольником (который применяют масоны и строители), но по прошествии пятнадцати лет я уже не вижу необходимости что-либо вымерять у мольберта. Увиденное ранее превращается в образы, и только они появляются в работах. Кстати, в Крыму прекрасная школа художников, правда, они не совсем понимают, зачем лично я приезжаю к ним писать пейзажные этюды, а дома в мастерской краску по обоям размазываю на холстах.
В живописи я − сокол. Высматриваю лакомые кусочки, выхватываю главное, заостряю на нём внимание. И камнем бросаюсь на холст. При взгляде на готовую работу всегда хочется визуального шока.
− Значит, Крым − это не столько натура для этюдов, сколько «Одиссея» вглубь себя?
− Я изучал «Одиссею» пять лет, оба перевода. Но всё-таки что-то в них не сошлось. Вспомним Пушкина: «Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера. Боком одним с образцом схож и его перевод». А в оригинале явно читается, насколько Гомер вдохновлялся природными ритмами, и это мне близко. «Одиссея» – не только и не столько о море. Одиссей, скорее, − вселенский архетип вечного скитальца. Поэму сочинили греки, и оттого он отдаёт свою жизнь морю, а не иной стихии.
− Какая строка в поэме самая любимая?
− «Кольцами кудри, как цвет гиацинта…»
− «…Так красотою главу облекла Одиссею богиня?»
− «Путь – вся цель гребцов, вот что нам открыли зимы с вёснами».
− Мисак, но ведь это уже не «Одиссея», а песня из советского кино?
− Не стоит усложнять. Лучше написать о кудрях. Это – живописно.
Беседовала Дарья Тоцкая
Фото автора
Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№7, сентябрь 2018 г.)
Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:
Facebook ВКонтакте Instagram Одноклассники
выставки Дарья Тоцкая интервью Краснодар Мисак Чолокян художники
Last modified: 18.09.2019