Олег Селиванов: «Театр в моей жизни был всегда»

Интервью, Театр

Олег Селиванов / Фото: Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького

В 2018 году звукорежиссёру Краснодарского академического театра драмы им. М. Горького Олегу Селиванову было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Кубани». Мировоззрение, отношение к искусству и профессиональная принадлежность этого молодого, но уже очень опытного специалиста (к тому же разносторонне образованного, интеллигентного и невероятно скромного) сформировались в непосредственной связи с театральными подмостками. Его без преувеличения можно назвать Человеком театра, о чём красноречиво свидетельствует интервью, данное Олегом Селивановым «Городской афише».

 

– Хотелось бы начать разговор о вашем романе с театром с рассказа о первой встрече с ним. Она случилась довольно рано, и, насколько мне известно, вы были не в роли зрителя?

– Да, я принимал участие в новогодней кампании Краснодарского театра драмы, и мне было одиннадцать лет.

– Как это случилось?

– Подруга нашей соседки по дому работала администратором в театре. В представлении принимали участие дети из театральной студии, но для реализации идеи постановщика интермедии в их творческом коллективе не хватало нескольких человек, и мне предложили присоединиться к юным артистам. Я согласился без колебаний.

– И каким был этот опыт? Вы помните свои впечатления?

– Это было интересно, ново… ответственно. Такое не может пройти бесследно. Мой класс, мои друзья пришли в театр на представление, а я в нём работал, встречал их в образе.

После новогодней кампании я получил свой первый в жизни гонорар (около 600 рублей) и чувствовал себя сказочно богатым человеком. Ещё одним приятным бонусом было исключительно уважительное отношение администрации театра к работе артистов-студийцев… После представлений моим родителям и руководству школы отправили благодарственные письма на официальных бланках театра, в которых выражали признательность за моё воспитание. Это, безусловно, внушало чувство гордости и педагогам, и моей семье. Мама до сих пор хранит эти «документы».

На следующий год мне снова предложили принять участие в новогодней кампании, и я сделал это с радостью. А ещё через год уже с нетерпением ждал звонка из театра… В общей сложности я отработал в краснодарской «драме» в качестве артиста четыре новогодние кампании. Когда мне исполнилось пятнадцать, я уже довольно осознанно изучал работу разных представителей театральных профессий. Тогда-то и состоялось в каком-то смысле судьбоносное знакомство с Сергеем Суфрадзе, показавшим мне изнутри работу звукоцеха. Работу, которая меня понастоящему увлекла.

– Судя по тому, что вы рассказываете, сложно определить, на каком этапе жизни к вам пришло осознанное желание связать свою судьбу с театром. Или вы всё же помните, когда конкретно это произошло?

– Мне кажется, театр был в моей жизни всегда. Сколько я себя помню, с самого раннего возраста, меня водили в театр – Драматический, Краевой театр кукол, Музыкальный, Новый театр кукол… И это всегда во мне каким-то образом отзывалось. У моей первой учительницы живы воспоминания о том, как я, будучи совсем маленьким мальчиком, «шикал» на одноклассников, мешавших разговорами смотреть спектакль. Значит, интерес к спектаклю, к театру вообще был уже тогда.

– Ваша работа в театре – не только звукоцех. Был и постановочный опыт. Расскажите о нём.

– Мы вместе с братом (Игорь Селиванов. – Ред.) принимали участие в работе лаборатории современной немецкой драматургии в театре драмы. Можно сказать, запрыгнули в вагон уходящего поезда.

Олег Селиванов / Фото: Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького

– Материал был выбран вами?

– Из пьес, предложенных на лаборатории, мы выбрали, на наш взгляд, самую вменяемую, ведь современная немецкая, как, впрочем, и современная российская, драматургия местами груба, жестока и не для широкой публики.

Итогом нашей работы стал спектакль, трижды показанный на площадке «Одного театра».

– Но по каким-то причинам вы решили не идти дальше в этом направлении…

– Не могу сказать, что однозначно решил не возвращаться к режиссуре, но полученный опыт продемонстрировал мне, что постановочный процесс требует больших затрат – физических, временных, эмоциональных. И пока я к ним не готов. Сейчас в моей жизни период, в котором я всё своё время отдаю семье – маленькой дочери, супруге, племянникам, родителям. У нас большая и дружная семья, которой я горжусь.

– Если бы вы обратились сейчас к режиссуре, то снова в тандеме с братом?

– Да, непременно. Мы хорошо дополняем друг друга. У меня режиссёрское образование, у него – психологическое. Но дело даже не в этом. У нас общая картина мира и взгляды. И самое важное, особенно для режиссуры, – мы хотим говорить об одном и том же.

– А ваша композиторская деятельность? В ней вы как-то планируете развиваться?

– Я не стремлюсь быть профессиональным композитором. Авторское музыкальное творчество – всего лишь хобби. Люди пишут стихи под влиянием впечатлений или в моменты вдохновения. Я очень люблю музыку, и иногда пишу её. Профессиональное создание музыки – это другой подход, совершенно иное мироощущение, угол зрения, да и, опять же, совсем другие временные затраты. Я немного рисую, пишу музыку, считаю, что некоторые компьютерные игры сейчас можно отнести к разряду современного искусства, но профессионально стараюсь заниматься тем, что я по-настоящему умею делать. А это моя работа в звукоцехе.

– Кем вы ощущаете себя в спектакле – творческим партнёром артистов или человеком, отвечающим за техническое оснащение спектакля?

– В хорошем спектакле, конечно, партнёром. Здесь многое и от артиста зависит, и от того, как звук введён режиссёром в спектакль. Но в конечном итоге хотелось бы «партнировать», а не «нажимать на кнопки».

– Что особенно ценно и радостно в этой профессии для вас?

– В театре и вне театра я пробовал себя в разном. В краснодарской «драме» – моём первом и единственном театре, в котором я служу с шестнадцати лет, – мне довелось побывать и монтировщиком, и бутафором. Здесь в зрительской службе работает моя супруга, так что я и об этой сфере деятельности театра имею представление. Мой собственный практический опыт и общие знания позволили мне понять, как функционирует театр, чем он живёт. Но по своей природе я – аудиал. Музыка всегда доставляла мне особое удовольствие. Есть люди, которые могут заплакать у картины. Я подобное потрясение могу испытывать только от музыки. Мне по-настоящему нравится корректировать и создавать звуковые образы с помощью шумов, музыки и артиста, конечно. В театре я не включаю музыку, а играю ею.

Беседовала Елена Журавлёва

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 07.08.2019