18 октября в Художественном музее имени Ф. А. Коваленко открывается персональная выставка живописи и графики Сергея Яшина «Нерасшифрованное».
Творческий путь художника можно совершенно отчётливо разделить на «до», когда он писал реалистические и понятные натюрморты, и «после» – работы последних лет, когда художник перестал бояться быть непонятым, поднявшись тем самым на новый уровень внутренней свободы. О причинах этих метаморфоз автор рассказал накануне открытия выставки «Городской афише».
– Сергей, давайте начнём с названия выставки. Оно нетривиально. Оно интригует и в какой-то степени даже провоцирует. Но не кажется ли вам, что оно может отпугнуть привыкшего к потреблению «легкоусвояемого» культурного продукта современного зрителя?
– Мне кажется, именно в этом и состоит миссия художника – попытаться вырвать зрителя из повседневности, из каждодневной круговерти дом-работа-дом. В последнее время я принципиально занимаюсь не понятной большинству живописью, стараясь сделать её как можно сложнее. Почему? Вот, например, мы все пользуемся современной техникой, по сути, не зная, как она работает, но понимая, что чем она многофункциональнее, тем полезнее. В моей живописи главное – образы и энергия, которая концентрируется в полотне и создаёт впечатление. Я считаю, что художник не обязан создавать успокаивающие произведения, приятные глазу и расслабляющие. Как раз наоборот, живопись должна провоцировать зрителя, должна выводить его из зоны привычного, как путешествие с приключениями, которое выводит нас на новый уровень понимания себя. Пусть даже через шок. И здесь очень важно не отталкивать от себя новые впечатления, как это часто делает неподготовленный зритель.
– Именно поэтому живущий на Кубани художник так часто использует в своём творчестве японские мотивы?
– Да, они близки мне тем, что японцы, с одной стороны, созерцательны, с другой – максималисты и любят крайности. Поэтому и такие цвета – чёрный, серый и красный. Я взял спокойные японские силуэты и всё обострил – цвет, тон, композицию… закрутил движение.
В своих работах я всегда стремлюсь к максиме, к выражению невыразимого. Отсюда и желание совместить классические японские образы с образами эпохи модернизма, Модильяни.
Традиционная японская культура была совершенно не похожа на европейскую, и в сочетании
этих разных традиций я вижу их взаимообогащение. На мой взгляд, Япония наиболее близка югу России, особенно осенью, когда здесь туманно и расцветают хризантемы, которые так любят японцы. Мне кажется, их аромат, в котором сочетаются тонкая острота и вечность, и есть Япония.
– А откуда интерес к балетной теме?
– Просто я очень люблю этот вид сценического искусства, вся моя биография тесно связана с ним. На самом деле, понять балет, глядя из зрительного зала, почти невозможно, нужно наблюдать его близко. Самое красивое в нём – движение тела в контрастном освещении софитов. Это зрелище буквально завораживает, как огонь или вода. Контраст между светом сцены и темнотой закулисья – как жизнь и смерть. И балерины всегда танцуют на грани света и тени, словно на грани жизни и смерти. В своих работах я стараюсь внести в это вечное соседство и противостояние тонкие фактуры тканей и шитья, они, с одной стороны, прекрасны и легковесны, с другой, как бинты, впитывают пот и кровь.
– Сергей, давайте немного поговорим о ваших пейзажах, которые тоже нельзя назвать «привычными».
– Согласен, они – не совсем то, к чему привык краснодарский зритель. Это не столько пейзаж, сколько впечатление, оставшееся от пейзажа. Пейзаж – образ. На меня всегда оказывала большое влияние античная культура. Божества древней Греции и Древнего Рима – это парадоксальная смесь противоположностей, добра и зла. И я часто обращаюсь к этим культам. Например, вводя в свою живопись объёмные фактуры, стараюсь показать, как щедрая римская земля породила величайшую культуру, плодами которой мы пользуемся до сих пор. И ещё, если вы заметили, в моих пейзажах всегда есть здания, символизирующие незыблемость культуры, её вечность, а также стремление к чему-то большему, к развитию и познанию всего сущего.
– А что зашифровано в ваших абстракциях?
– Я всегда писал абстракции. С одной стороны, эти композиции помогают в поиске
новых образов, с другой – это выплеск бессознательного. Настоящим открытием для меня стал Манускрипт Войнича – одна из самых загадочных средневековых рукописей. Достоверно неизвестен ни её автор, ни содержание, ни даже язык, на котором она написана. Эта книга исследуется в Йельском университете. Меня настолько увлекла эта загадка, что я стал вводить в свои абстракции рисунки из этого кодекса, которые показались мне очень современными. Отчасти поэтому выставка и называется «Нерасшифрованное». Мир, вселенная, наш собственный мозг и сознание расшифрованы далеко не полностью, и искусство, живопись заставляют нас думать и не бояться непознанного и самих себя.
Беседовала Ольга Карслидис
Фото из личного архива Сергея Яшина
Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий города Краснодара:
Last modified: 26.10.2018