В нынешнем году творческое объединение «Премьера» им. Л. Г. Гатова отметит 30-летие со дня создания. Имя Леонарда Григорьевича теперь с гордостью носит и новое для Краснодара филантропическое начинание – благотворительный фонд культуры «Премьер-Фонд» им. Л. Г. Гатова. «Городская афиша» встретилась с хранительницей памяти о выдающемся арт-менеджере и директором фонда его имени – заслуженной артисткой России Татьяной Гатовой.
Человек эпохи Возрождения
– Татьяна Михайловна, зимой у входа в Музыкальный театр появилась «звезда» Леонарда Гатова – основателя и первого художественного руководителя творческого объединения «Премьера»…
– Знаете, иногда есть ощущение, что мы все слишком торопимся, иногда – что опаздываем, а время уходит… В конце 2019 года не стало Владимира Генина, премьера театра оперетты, первого актёра Театра ветеранов сцены. И сейчас я думаю: слава богу, что Владимир Бониславович успел увидеть свою звезду на «Дороге искусств»… Может быть, такие благие идеи должны появляться раньше, воплощаться быстрее, освещаться больше?
Поэтому я очень благодарна всем людям, по инициативе которых открыта звезда Гатова. Благодарна и за звезду Гараняна рядом с нею, потому что Георгий Арамович отдал «Премьере» лучшие годы, душу, сердце: ведь если бы не он, у нас бы не было джаза. Как без Гатова не было бы «Премьеры» и трёх славных десятилетий её истории, которыми может гордиться далеко не каждый город в стране. Мы никогда не топтались на месте, всегда развивались. Именно поэтому я села за книгу о Леонарде Григорьевиче.
– Читателей ждут ваши мемуары?
– Не совсем. Другие не напишут о Гатове так, как я, хотя у меня есть соавтор, с которым мы подняли очень много архивных документов и публикаций в СМИ. Восемь лет назад увидела свет «История трубача» – книга, в которой о Леонарде Григорьевиче вспоминают его близкие и соратники, все те, кто был с ним рядом и в его родном Ростове-на-Дону, и в Краснодаре. На этот раз мы вновь идём от самых истоков, потому что в новом веке многое забывается и по прошествии лет видится иначе. В новой книге я хочу понять, почему Гатов, приехав на Кубань, остался здесь – и дело не только в том, что мы встретились, хотя этот факт тоже сыграл свою роль.
«Почему Гатов создал в Краснодаре практически все жанры искусства? Какие события и люди помогли ему?» – вот главные вопросы, на которые я очень хочу ответить в книге. Мы создали шоу-театр «Премьера», затем творческое объединение, помогли Владимиру Лазаревичу Воронцову утвердить Кубанский симфонический оркестр, но Гатову этого было мало… Партии больше нет, и хор молодёжи Генриха Ковалёва поёт духовную музыку, «Премьере» передан будущий Муниципальный концертный зал (я очень благодарна администрации Краснодара, которая лелеет его) – и в нём появляется «католический» орган… Гатов начал в культуре эпоху, сравнимую в какой-то степени с итальянским Возрождением.
– И каким будет ваш ответ на вопрос: почему Леонарду Григорьевичу удалось создать беспрецедентную даже по сегодняшним меркам империю искусств?
– Гатов был особенным человеком: он ничего такого, где бы учили творить высокое искусство, не оканчивал, но это ему дано было свыше. Шоумен, он любил жизнь, праздники, и делал их так, чтобы люди, уходя, задыхались от удовольствия и начинали по-другому друг к другу относиться. Очень точные слова я прочла у культуролога Дмитрия Лихачёва: «Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке… А для этого нужны знания, дающиеся искусством».
Гатова часто обвиняли в том, что он не поддерживает «свои» таланты. Стоп! Чего стоит Молодёжка, которая была народным ТЮЗом, но только Гатов смог превратить её в гордость Краснодара и дал труппе дом. Он был и прорабом, и продюсером, и режиссёром, и музыкантом – всем! Поэтому мэр Краснодара Валерий Самойленко тогда так легко отдавал «Премьере» здания… Конечно, Гатов искал и находил таланты, но он ещё и давал им школу, приглашая неординарных мастеров и задавая высокую планку. Юрий Григорович, Георгий Гаранян, Владимир Понькин, Адольф Шапиро, Владимир Зива, Дмитрий Бертман, Роман Виктюк, Алексей Степанюк – все они внесли в развитие культуры Кубани свой колоссальный вклад…
Сейчас мы думаем над названием книги, которая готовится к изданию совместно с Рекламным домом Кубани. Для меня, как и для Гатова, дать точное название чему-либо всегда было самым сложным. Когда в филармонии уже шла наша программа «Мой маленький Париж» с музыкой Гараняна и был шоу-театр, великолепный московский поэт и сценарист с ростовскими корнями Алик Левицкий сказал Гатову: «Родился ребёнок – надо его назвать. Есть премьера – „Премьерой“ и назови». И никто даже не задумался о значимости этого слова: «Премьера», премьер, «Премьер-Фонд» – «первый в своём роде», уникальный, знаковый… Надеюсь, что моя книга понравится читателям…
Помочь таланту и меценату встретиться
– Татьяна Михайловна, вы создали благотворительный «Премьер-Фонд» им. Л. Г. Гатова. Какие цели перед ним стоят?
– Возможности наши по уставу огромны, но я бы сформулировала задачу фонда так: помогать сохранять всё то, что создано в Краснодаре Гатовым и другими выдающимися людьми искусства. Есть одарённый юный музыкант или воспитанник хореографического училища? Поддержим стипендией, чтобы он мог учиться дальше – и здесь мы, думаю, можем делать хорошие проекты со стипендиальным фондом «Ломоносов». Планируем и фестивали, и сотрудничество с фондом Иосифа Кобзона.
…В 2010 или 2011 году в тогда ещё нашем особняке Фотиади на ул. Ленина, 53 (я не могла смотреть, как усадьба разрушается в отсутствие средств на реставрацию, и мы продали её, купив пять квартир для молодых солистов «Премьеры» и удержав их в Краснодаре) впервые прошла «Семейная ёлка». Звучали рояль и скрипка, детвору возил по кругу пони, мы лепили с малышами пирожки и наряжали ёлку – это была такая сказка погружения самых маленьких в искусство и возвращения в царские времена, когда в каждой семье говорили на двух-трёх языках, играли на нескольких инструментах! Недавно мы попробовали провести такой вечер для лицеистов ИСТЭк, фонд продолжит делать подобные мероприятия.
– Помочь ученику школы искусств стипендией или оплатой поездки на конкурс стоит немалых средств. Кто они – ваши единомышленники-меценаты?
– Есть люди, которые хотят помогать, пусть и без того, чтобы их фамилии были названы. С одним из них я впервые столкнулась в Музыкальном театре. Оказывается, он вместе с супругой, детьми, позже внуками не пропустил ни одной премьеры. К одному из первых приездов пианиста Дениса Мацуева он помог приобрести рояль, затем помогал в проведении фестиваля GG Jazz. При помощи другого нашего с вами замечательного земляка на сцене Музыкального театра состоялась постановка спектакля «Наш маленький Париж» по роману Виктора Ивановича Лихоносова к недавнему 80-летию образования Краснодарского края. В нём были заняты все коллективы «Премьеры» им. Л. Г. Гатова…
Смотрите, Сергей Галицкий смог «поднять» нашу футбольную школу и подарить городу прекрасный парк. Думаю, теперь дело за поддержкой искусства. Как в людях возрождать меценатство? Моя миссия – искать новых Третьяковых, Балиевых, Морозовых, которые понимают, что фундамент будущего нашего города, наших детей – поддержка искусства и культуры, что государственно-частное партнёрство в этой сфере – норма.
– Премия им. Л. Г. Гатова, которая вот уже шестнадцать лет присуждается за достижения в искусстве, тоже будет вручаться «Премьер-Фондом»?
– Обязательно! Думаю, с помощью нашего попечительского совета мы сможем и поощрять молодые таланты, и отмечать яркие работы профессиональных театров. Кстати, у нас замечательный попечительский совет: солист Музыкального театра, народный артист России Юрий Эдуардович Дрожняк; директор лицея ИСТЭк, профессор Владимир Сергеевич Симанков; сын выдающейся Марины Михайловны Шапиро, заслуженный работник культуры России Михаил Николаевич Михайлов; медиаменеджер, заместитель генерального директора ООО «Вольная Кубань» Лина Ламейкина и почётный адвокат России, кандидат юридических наук Борис Михайлович Бургер.
Наверное, мне, носящей имя Татьяна, которое с греческого переводится как «устроительница», в жизни предопределено быть той, что вдохновляет и ведёт за собой. Гатов был во многом первопроходцем, умея «подглядывать» и брать у других лучшее, а я продолжила его дело – именно поэтому ко мне шли и идут с идеями. Теперь мне предстоит первой проложить дорогу в новой для нас сфере. «Премьер-Фонд» создан в помощь всем, кто развивает, в первую очередь, классическое искусство, потому что оно – основа всего, «азбука» культуры и тем особенно мне близко.
Беседовала Анастасия Куропатченко
«Премьер-Фонд» им. Л. Г. Гатова Анастасия Куропатченко интервью КТО «Премьера» им. Л. Г. Гатова Леонард Гатов среда Татьяна Гатова
Last modified: 06.04.2020