С 4 по 30 июня в краснодарской художественной галерее «САНТАЛ» пройдёт ретроспективная выставка, посвящённая 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина. В экспозицию войдут 40 графических и живописных работ, созданных кубанскими мастерами за 40 лет. Журнал «Городская афиша» выступает информационным спонсором выставки, на которой можно будет взять свежий номер издания.
Юбилейные даты существуют для того, чтобы ещё раз осмыслить значимость юбиляра, оценить его вклад в копилку российской и мировой культуры. Имя Александра Сергеевича Пушкина – создателя современного русского литературного языка и одного из родоначальников русской классической литературы – дорого не только тем, кто любит изящную словесность. О нём вполне можно сказать, перефразируя библейский стих: вначале было слово, и слово было у Пушкина.
И на Кубани Пушкин стал знаковой фигурой ещё в те времена, когда Екатеринодар из казачьей крепости превращался в город с культурными традициями.
Немного было в XX веке кубанских художников, которые не обращались бы к творчеству поэта (и неважно, случалось это в период учёбы или во взрослой жизни). Но были и такие, кто вырос из Пушкина, посвятил ему значительную часть своего творчества. Среди них – график, офортист Светлана Новгородова (род. в 1939 г.), заслуженный деятель искусств Кубани. За период от начала 1970-х и до сегодняшнего дня художница создала сотни графических листов с иллюстрациями пушкинских стихов, поэм «Руслан и Людмила», «Каменный гость» и романа «Евгений Онегин». Многие её работы на пушкинскую тему приобретались Министерством культуры РСФСР, экспонировались на многочисленных выставках. Серия из четырёх композиций к «Евгению Онегину» побывала на международной выставке в США. Своей выразительностью выделяется цветная линогравюра «Я к вам пишу…» (образ Татьяны) и портрет молодого поэта в период написания романа, а также шесть чёрно-белых лаконичных гравюр на пластике: иллюстрации к «Пиковой даме», резцовая гравюра «Дон Жуан и Дона Анна». Целая серия посвящена знаковым событиям в жизни поэта – Болдинской осени и дуэли с Дантесом.
Погружение в биографию и творчество Александра Пушкина и Михаила Лермонтова на протяжении сорока лет побуждало браться за кисть художника Ивана Захарова (род. в 1939 г.), посвятившего свою жизнь преподавательской деятельности на художественно-графическом факультете КубГУ. Он писал жанровые и исторические картины, связанные с Кавказом и Крымом – двумя главными географическими святынями русских романтиков. Что касается Пушкина, Захаров часто совмещал факты биографии поэта с его произведениями и создавал картины, в которых использовал поэтические строки. Картина «Прощай, свободная стихия!» написана на тему ранних стихов южного периода. А «Пушкин в Екатеринодаре» и «Пушкин в Крыму» – работы, в которых автор по-своему переосмысливает факты из жизни поэта.
Творчество Сергея Савенко (1930–2010 гг.) представлено на выставке серией жанровых картин. Художника интересовали взаимоотношения Пушкина с женщинами, друзьями, светскими знакомыми. Он старался создать своего рода хронику жизни пушкинской эпохи.
Ольга Салькова (род. в 1936 г.) – автор камерного портрета молодого Пушкина, стилизованного под эпоху романтизма.
Обращает на себя внимание ироничная постмодернистская графическая работа «Поэт идёт» Леонида Ковтуна (род. в 1946 г.). Автора волнует молодой Пушкин, недавний выпускник Царскосельского лицея. Для создания выразительного образа художник использовал мемуарную литературу и воспоминания друзей и коллег поэта по цеху.
Полны пластических метафор уникальные графические работы Владимира Глуховцева (1940–2010 гг.) – художника-философа, ведущего книжного иллюстратора своего времени, размышляющего о месте поэзии в мире и роли Пушкина в современной реальности. Автор создавал сложные композиции, в которых главное внимание уделялось не биографическим подробностям из жизни поэта, а личным ассоциациям художника, для которого важнее общепринятой была его собственная жизненная позиция…
Значительное место в творчестве майкопского живописца Эдуарда Никитовича Овчаренко (род. в 1935 г.) занимает тема взаимоотношений Пушкина с женщинами – его Музами (Анной Петровной Керн и Натальей Николаевной Гончаровой). Две лирические жанровые работы из большой серии представлены на выставке. Живописными средствами автор передаёт состояние влюблённого поэта, для которого именно любовь становится одним из мотивов творчества.
Библиотечное прошлое художницы Людмилы Ивановны Бальцер (род. в 1954 г.) сказывается в пейзажах на тему Болдинской осени, созданных под впечатлением поездки по пушкинским местам. Точность и достоверность в них сочетаются с высокой поэтичностью и лиризмом.
Необходимо подчеркнуть, что пушкинская тема в «САНТАЛе» ведёт отсчёт с 2004 года, когда галерея разместилась в старинном здании по ул. Коммунаров, 58. Здесь несколько лет (с 1969 по 1976 г.) у своей племянницы жила вернувшаяся в родной город актриса немого кино Ирина Володко, урождённая Кулешова (1908–1988 гг.), ставшая своеобразным «талисманом» галереи «САНТАЛ». Ирина Николаевна сыграла первую экранную роль Натальи Гончаровой – жены А. С. Пушкина в полнометражном фильме Владимира Гардина «Поэт и царь» (1927 г.).
Сохранились портреты Володко – всё ещё красавицы, наделённой чувством собственного достоинства, горделивой и по-своему изысканной. В экспозицию вошёл лучший из них («Актриса И. Н. Кулешова»), подаренный галерее в том же 2004 году. Он принадлежит кисти выдающегося кубанского портретиста Григория Устиновича Кравченко (1930–2006 гг.), изобразившего актрису уже на закате её славы…
Организаторы выставки готовились к ней долго и серьёзно. Рассказать обо всём, что ждёт посетителей, просто невозможно. Это и ни к чему. Лучше увидеть экспозицию собственными глазами.
Татьяна Соколинская, член АИС
Фоторепродукции предоставлены Краснодарской
художественной галереей «САНТАЛ»
Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:
Facebook ВКонтакте Instagram Одноклассники
Александр Пушкин выставки Галерея Сантал гравюры живопись литература художники
Last modified: 04.06.2019