Лукьяненко и Семёнова о космических тихоходках

В «фантастическом президиуме» (слева направо) В. Выставной, М. Семёнова, С. Лукьяненко, М. Дёмина, Р. Злотников / Фото: Дарья Тоцкая

Современные писатели редко делятся рецептами создания книги. Как и шеф-повар, они точно знают, что жаждет получить читатель, и предлагают ему исключительно готовое блюдо, будь то научная фантастика, приправленная хоррором, или фэнтези под кисло-сладким соусом неразделённой любви. Но если читателю доведётся заглянуть на творческую кухню, он может быть шокирован процессом рождения нового произведения.

Иногда случается так, что главные, казалось бы, герои и целые сюжетные линии отправляются в корзину, а их место занимает идея, почерпнутая из надоедливого рекламного ролика. Нет, это зрелище не для слабонервных, а для тех, кто силён духом, кто давно мечтал прикоснуться к чуду творения и пришёл на проведённый в Краснодаре в рамках фестиваля «Киберкон – 2018» круглый стол с участием известных российских авторов – Сергея Лукьяненко, Марии Семёновой, Романа Злотникова, Владислава Выставного, а также редактора раздела фантастики издательств «АСТ» и «Эксмо» Милы Дёминой.

Жива ли фантастика? Где современные литераторы черпают вдохновение? Правда ли, что в жанровой литературе всё уже придумали до нас? Эти вопросы собравшиеся звёздные писатели были готовы обсуждать со всей серьёзностью.

Жюль Верн столкнулся с дефицитом идей ещё на заре литературной фантастики − решили за круглым столом. А Герберт Уэллс, которому в своё время отказали в Нобелевской премии с формулировкой «за популярность», сегодня тратил бы гораздо больше времени на поиск новых сюжетов. Полётами в космос уже никого не удивишь, на Марсе так и не нашли Аэлиту, а вместо фантастических видеофонов люди давно пользуются скайпом. Коррекция черт лица и форм тела стала лишь вопросом платежеспособности клиентов пластических хирургов. Прогресс не затронул пока только две популярные фантастические идеи – телепортацию и бессмертие. Но, ходят слухи, и эти проблемы современная наука решит не сегодня-завтра. О чём же писать фантасту XXI века?

Сергей Лукьяненко утверждает: «В любом произведении должна быть изюминка. Даже простые блуждания героев на космическом корабле будут интересны читателю, если, например, наделить фантастическую технику будущего элементами техники прошлого. Так сражения безликих стальных машин становятся похожими на захватывающие морские бои парусников, и книга спасена. А выдумывать нечто ещё не изобретённое учёными рядовому фантасту сегодня уже не по силам. Можно, конечно, попытаться нафантазировать такую ерунду, как гигантская космическая тихоходка, которую пытают током, чтобы она перенесла на себе космический корабль, либо грибы, у которых повсюду есть корни. Но окажется, что всё это уже когда-то кем-то придумано, да и назвать подобную фантастику новой научной гипотезой на полном серьёзе можно с трудом».

И действительно, глядя на успешную трилогию Лукьяненко «Лабиринт отражений», трудно поверить, что одну идею на двоих с ней делит не менее известная серия японского писателя Рэки Кавахары «Sword Art Online». И в одном и в другом случае центральная тема − затягивание человеческого разума в мир компьютерных игр и лишение возможности выхода из него. У японского автора персонажи вынуждены смириться и существовать в игровой вселенной. Отечественный же фантаст пошёл другим путём: в его мире нашлись герои, способные усилием воли справиться с гипнотической силой игры. В итоге на одной мысли-инспирации у двух авторов выросли два кардинально разных текста.

По большому счёту, практически любая идея уже кем-то придумана и встречалась в литературе ранее. Более того, фантастика как жанр сама по себе уходит корнями в глубь веков, теряясь в шумерских мифах и гомеровской «Одиссее». А если вспомнить русский фольклор… Вместо космических звездолётов сказочные небеса там бороздили ковры-самолёты, антивозрастной пилинг обеспечивали молодильные плоды, а за видеоконференцию отвечало яблочко, катавшееся по зеркальцу. Ну что тут можно добавить…

Мыслями относительно современного состояния другого популярного литературного жанра с краснодарцами поделилась как всегда ироничная Мария Семёнова: «Говорят, если ничего не получается, пишите фэнтези. Что и пытается делать (к сожалению, не всегда успешно) большинство молодых писателей. Они словно застряли в эпохе Роберта Говарда вместе с мужиком в кольчужных декорациях с неподъёмным мечом в руках. Эти авторы не задумываются о том, что говардовский „Конан-варвар“ выглядел на момент своего выхода в свет литературной глыбой, потому что археология была в зачаточном состоянии».

− Творческой искры, трудолюбия и умения с уверенностью смотреть вперёд – вот чего хотелось бы пожелать авторам вашего издания. С уважением, Мария Семёнова

Сама создательница нашумевших «Волкодава» и «Валькирии» демонстрирует очень скрупулёзный подход к работе: знакомится с открытиями в области той же археологии, а также этнографии, социологии, языковедения и антропологии, практикуется в боевых искусствах и верховой езде, изучает магические традиции. Она уверена, что только при таком отношении к теме можно впоследствии рассчитывать на доверие читателя и благосклонность музы.

Дарья Тоцкая

 

 

«Черновые» тезисы Сергея Лукьяненко

Высказывания фантаста на разные темы, записанные журналистом нашего издания Владимиром Бегуновым на пресс-конференции по поводу краснодарской презентации фильма «Черновик» (вышел в прокат 25 мая 2018 года), организованной сетью кинотеатров «Монитор».

«Я никогда не знаю, куда меня заведёт сюжет, когда пишу начальную сцену. Для меня загадка, будет ли это один роман, трилогия или цикл».

«Матрёшек-киборгов не было в книге, их придумали для международного проката. С чем ассоциируется Россия в мире? Матрёшка, балалайка и медведь с ядерным реактором на спине».

«Своим лучшим романом я считаю „Спектр“. „Геном“ тоже хорош, но всё-таки „Спектр“».

«Мы с режиссёром Сергеем Мокрицким сыграли в „Черновике“ добрых самаритян, спасающих главного героя. Интересная ситуация. Не часто писателю вживую выпадает случай спасти персонажа».

«В книге „Черновик“ есть шутка про то, что компания „Оболонь“ платит писателям-фантастам, десять раз упомянувшим её пиво в романе. Я сделал это девять раз, чтобы не было повода мне платить и можно было над этой ситуацией посмеяться. В фильм это не включили, иначе бы шутка стала рекламой».

«Я часто выкладываю куски новых произведений в соцсети. Полезно и мне, и читателям. Люди могут ознакомиться с началом и решить, стоит ли покупать книгу. Я же получаю отклик, смотрю, не пошёл ли сюжет не туда. К тому же читатели замечают ошибки, которые можно поправить. Например: „Почему у вас герой встал? Он ведь уже вставал со стула страницу назад и обратно не садился!“».

«Я не считаю „Ночной дозор“ фэнтези. Это фантастика, там у всего есть объяснение».

«Когда мы писали с Ником Перумовым в соавторстве, он жил у меня на квартире. Мы целый день писали разные куски на разных компьютерах, а вечером сводили их воедино».

«Автор не может повлиять на суждения о себе. Ко мне прилип ярлык автора „Ночного дозора“. Ничего страшного. Сколько бы ни написала Роулинг, она для всех будет автором „Гарри Поттера“, а Конан Дойл – навсегда создатель Шерлока Холмса. Да, я автор „Дозоров“, но героев „Черновика“ люблю не меньше».

«Чем старше становится писатель, тем чаще он пишет про бессмертие. В молодости можно и про космос, и про пришельцев».

«Чужая идея – как чужой орган: шансов на то, что приживётся, не много».

«Теоретически можно написать роман про существ, не имеющих ничего общего с людьми. Но кто это будет читать? Люди хотят читать про себя, даже в книгах про инопланетян».

«Если рассматривать книгу как автомобиль, то социальная идея – это мотор, а научная идея – кузов. Лучше, чтобы кузов был броским. Машина поедет и без него, но хочется же, чтобы прохожие останавливались и говорили: „Ух ты, какая тачка!“».

 

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№ 3, май, 2018 г.).

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 04.05.2019