Почему нужны трансцендентальные концепты

Арт, Статьи

Фото: Дарья Тоцкая

25 сентября в арт-центре «Бронзовая лошадь» открылся «Проект х.м.». Он стал первой для меня групповой выставкой в Краснодаре и некой отправной точкой, с которой хочется двигаться дальше, но в то же время возникает желание совершить краткий экскурс в историю.

С изобразительным искусством Краснодара я познакомилась совсем недавно и уверена − многое ещё только предстоит узнать, увидеть, посетить. Поразило обилие талантливых, тонко чувствующих своё время мастеров с устоявшимися стилями, концепциями. Зачастую они лишь незначительно взаимопроникают или вовсе никак не копируют наработки друг друга, и это несомненное преимущество. И хотя многие из них – выпускники краснодарского художественного училища, ни о какой слаженной живописной школе или течении у поколения молодых художников говорить не приходится: их творчество слишком разнородно, но при этом оно качественно и имеет большой запас на будущее.

Открытие выставки Проект х.м.» / Фото: Дарья Тоцкая

А будущее в искусстве нас ждёт следующее: постмодернизм с его нацеленностью на разрушение как смысл совсем скоро перестанет существовать, и яснее проступят черты эпохи метамодернизма. Что мы в ней увидим? Уютное сосуществование различных несовместимых, на первый взгляд, явлений и понятий, таких как «прагматичный романтизм» (из «Манифеста метамодерниста» Люка Тернера 2011 года), а также «одновременная ностальгия и футуризм». Кроме того, естественно, грядут изменения в плане техник и материалов. Можно предсказывать попытки живописцев выйти за рамки холста и масла (оставаясь при этом живописцами) и обращения скульпторов к материалам, изначально скульптуре не свойственным, «не основательным», как то: ткань, нить, обломки чего-то большего. Такой уж он, метамодернизм: мы начинаем признавать разнородность, нецельность собственной натуры и социума, естественность колебаний между добром и злом, между разными аспектами жизни… и в то же время пытаемся связать всё это некой метафорической нитью созидания.

А будущее в искусстве нас ждёт следующее: постмодернизм с его нацеленностью на разрушение как смысл совсем скоро перестанет существовать, и яснее проступят черты эпохи метамодернизма.

Групповые выставки могут быть всего лишь коллаборацией подсмотренных впечатлений, собранных воедино по случайному принципу. А могут − неким вектором, за счёт концепта и идеи ведущим творцов к качественным изменениям себя и творчества. «Проект х. м.» − пробный камень трансцендентальности, брошенный в насыщенные воды краснодарского искусства. И обратную реакцию уже можно наблюдать. Показанные принты Татьяны Козорез и ее лаконичная скульптура, демонстрирующая равнодушие автора к внешнему лоску и «богатству» материала, – это отрыв от традиционных представлений о видах искусств, отрыв качественный и полезный. Абстракции Юлии Дёминой – результат наработок сложных авторских техник с использованием масла, карандаша, воска, хрома и других элементов – это однозначный прорыв и вывод живописи за рамки косных представлений о материале, сводящихся к примитивной формуле: если масло − то на холсте, если темпера − непременно на дереве.

Абстракционист Елена Морозкина ищет противоположное, нетривиальное не в технике, а в сюжете, в состояниях изображаемого. Ей близко, к примеру, утро после шторма, безмятежный покой после эмоционального всплеска природы, некое взаимопроникновение, на первый взгляд, взаимоисключающих вещей.

Фото: Дарья Тоцкая

Мастер под псевдонимом Тимур Т. легко вплетает современный арт-объект из дерева и пластика в портретный диптих, превращая его в подобие алтаря. И это не глумление, не насмешка над чем бы то ни было, а разрыв устоявшихся шаблонов − с той целью, чтобы на их основе тут же создать нечто новое и, безусловно, прекрасное.

Отдельно стоит рассмотреть «реалистическую плеяду» представленных в «Проекте х. м.» работ. «Сюрреализм без сюрреализма» Эдуарда Чуркина дарит зрителю ощущение надреальности вовсе не за счёт представления отдельных предметов в изначально чуждом для них окружении, здесь работает сама атмосфера. Дмитрий Котляров коррелирует, на первый взгляд, вполне сочетаемые предметы в рамках полотна, и лишь при внимательном рассмотрении зритель начинает замечать, что перед ним невозможная реальность, иллюзия. Валерий Лимонадов использует упрощённый поп-сюрреализм для передачи неявных, сложных состояний. Так, изображённый на заднем плане смерч и фантазийный розовый поток не приближают нас к прямой трактовке состояния героини, а лишь наталкивают на самостоятельные размышления о её эмоциях.

Фото: Дарья Тоцкая

Ещё полвека назад редко можно было встретить мастера акварели и туши, который решился бы погрузиться, пусть на время, в самые пучины живописи – абстрактный экспрессионизм. Андрей Серков с успехом доказывает, что такие определения, как «акварелист» или «график», чужды новой эпохе, современный художник пандемичен и всеяден, он легко стирает грани − материалов, тем, видов искусства. И делает это таким способом, каким пожелает (но не ради самого процесса, а с целью воплощения некоего замысла).

«Проект х. м.» − пробный камень трансцендентальности, брошенный в насыщенные воды краснодарского искусства. И обратную реакцию уже можно наблюдать.

Возьмём, к примеру, работы замечательной пары художников Андрея Чабанова и Елены Прозоровой, их взаимовлияние очевидно и полезно. Так, само ощущение реалистичного натюрморта проникает в абстракцию, а реалистичные деревья на заднем дворе, напротив, создают у зрителя ощущение абстракции с элементами семиотики. А Ирина Седова, яркий представитель портретного жанра, без страха вторгается на территорию ню, чтобы привлечь внимание зрителя к внутреннему состоянию героини, по-детски непосредственному, но при этом не мешающему нам любоваться её прекрасной внешностью…

Нельзя не отметить и работы скульпторов. Виталий Зализецкий соединяет в камне наработки пластики славян и соцреализма. Михаил Ковалевский позволяет металлу вести его в чащобы разума, а Юрий Самсонов заведомо выбирает темы, сложные для понимания – криптовалюты и процесс их рождения.

Дарья Тоцкая на выставке «Проект х.м.»

Задача куратора, безусловно, не разъединять существующие художественные конгломерации и группировки, а объединять их, задавая вектор движения. И здесь тоже грядут изменения: вычурные багеты с золочением уходят в прошлое, как и традиционные приёмы составления экспозиции. Зритель больше не хочет «ожидаемости», он жаждет разнородности эмоций, сочетания несочетаемого, неожиданных подтекстов и прочтений, возникающих из самого расположения полотен и арт-объектов. Конечно, просто так разместить «алтарный» триптих рядом с абстрактным штормом не релевантно. В этом соседстве потребуется найти смысл.

Дарья Тоцкая, искусствовед

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий города Краснодара:

Facebook

ВКонтакте

Instagram

Одноклассники

Last modified: 26.10.2018