«Сантал» приглашает на выставку Константина Канского

Арт, Статьи

«Потревоженная легенда»

С 26 марта по 5 мая в краснодарской художественной галерее «Сантал» пройдёт персональная юбилейная выставка живописи Константина Канского «Потревоженная легенда». В экспозиции представлено более 30 работ – пейзажи, натюрморты, мифологические и символические композиции.

В мир Канского входишь как в красивую волшебную сказку, уносящую из повседневной жизни в идеальную страну, родственную Земноморью Урсулы ле Гуин. Эта страна существует рядом с нашей как параллельная реальность, таинственно и мистически возникающая в сновидениях, мечтах и грёзах. В ней нет автомобилей и небоскрёбов, телевизоров и атомных станций, насилия и войн, бездомных людей и «новых русских». Здесь жаркая холодная осень плавно переходит в тёплую летнюю зиму.

«Всегда в пути»

Всё фантастично на холстах Канского: пейзажи с «готическими» домиками, стоящими на уступах скал, на острове или в диком лесу; жанровые сцены со странными персонажами в широкополых островерхих шляпах и средневековых карнавальных костюмах. Художник создаёт свою иконографию. Короли, шуты, летающие музыканты, бродячие артисты, первопроходцы, колдуны, прекрасные дамы и философствующие странники населяют пространства его картин, переходят из одной в другую, образуя причудливую игру смыслов, аллегорий, символов.

Творчество Канского является своего рода пластическим эквивалентом жанру фэнтэзи в литературе. Фантастическое и реальное, переплетаясь, образуют мир странный, загадочный, обращённый к мифологическому прошлому, Золотому веку, когда человек ещё не выделял себя из царства природы и жил с ней по одним гармоническим законам, в любви и согласии. Дерево здесь становится домом, дом – скалой, люди срастаются с землёй, водой, горами, образы приобретают вид пластических метафор.

«Новая земля»

Элементы сюрреализма ведут к удвоению образов: лицо человека может быть похожим на морду собаки («Мопс», 1996), на шляпах растут диковинные цветы («За пределами ортодоксии», 1997), дома вырастают из скал («Отлив»,1999).

Творчество Канского есть доказательство того, что мир продолжает жить мечтой. Он создаёт образ страны, в которой хочется жить. Мы видим, как ладьи скользят по всегда тихим морским водам, как из них выходят карнавальные персонажи, которые начинают ловить рыбу или играть на флейтах, скрипках, диковинных гитарах. Вот мальчик с мудрой книгой на коленях и гусиным пером в руке, который сидит на несоразмерно большом для него «венском» стуле и ждёт, когда созреет огромный плод, напоминающий яблоко на Древе познания («Время созревания», 2000). Вот двое мужчин, один – низкорослый, старый и лысый, с корзиной за спиной, полной спелых яблок, другой – высокий молодой мечтатель с пустым ведром и удочкой на плече. Кого из них выберет прекрасная поселянка? («Соблазнение пейзан», 2000).

«Вечность на острие меча»

В одних работах Канский идёт на сознательное преувеличение, гиперболизацию образов («Злыдень», 2001), в других явно читаются черты гротеска («Золотая петля», 2000; «Купленная музыка», 2000). Его персонажи порой смешные, но всегда добрые (даже Злыдень) и совсем не страшные.

Художник создаёт образы земные, лишённые аскетизма и, вместе с тем, целомудренно-поэтические. Женское и мужское понимается им не в эротически-чувственных формах, а как проявление рыцарских возвышенных идеалов.

Это мир без антропоморфного центра, в нём бытие человека созвучно жизни цветов, деревьев, струй воды – всё это находится в процессе вечного цветения, созревания, изменения. Ассоциативно он конструирует архетипы мифологического сознания, тоскующего по Золотому веку. Человек – не центр Вселенной, но он есть Мир, один из множества.

Константин Канский строит в своём творчестве достаточно цельную интактическую парадигму, в которой художественный образ имеет не конкретно-чувственный характер, а «магический», возникающий, как в сказке, по велению доброго волшебника.

«Бизнес»

Пантеистически-патриархальная идиллия Канского попадает в парадигму романтических ретростилей, выражающих постмодернистское стремление к возвращению традиций прошлого, использующих опыт мастеров европейского искусства XVI–ХIХ веков.

Для Канского оказалась близкой живопись Северного Возрождения – её технологические приёмы, образная система, использование аллегорий, притч, но без спиритуалистического, религиозного наполнения. Поиски в области композиции для него есть сознательный уход от отражения видимого глазами пространства, переданного с помощью «научной» итальянской перспективы. Пространства, создаваемые художником, – мыслимые, искусственно созданные, фантасмагорические. То он подчёркивает плоскость при неглубокой перспективе, то вводит резкие перспективные сокращения, то фигуры или здания заднего плана у него намного больше передних. Часто мы видим разномасшабность человеческих фигур или предметов (по степени значимости). Король и королева, обходящие свои владения, намного больше, чем домики, в которых живут их подданные («Казуистический променад». 1997).

«Заколдованный»

Традиция осознаётся Канским как прикосновение к первосущности, первообразу, рождённому мифом, верховному сущему – Абсолюту, о котором нельзя сказать последнего слова, можно лишь приблизиться путём интуиции и созерцания. В этом случае творчество – молитва, возможная лишь в молчании, в отказе от всего бытового, социального, психологического, что сводит великое на уровень повседневного и обыденного.

Три ипостаси – ритм, линия и цвет причастны к той литургии первоформ, на которой основано линеарно-пластическое действо. Чем больше «открыт» цвет, тем выше степень его эмоционального воздействия и тем яснее читается символический ряд. Художник использует широкий спектр колористических поисков: от нежно-тёплых коричневых до декоративно-ярких, горячих или холодных. На лессировочную традицию старых мастеров он накладывает опыт живописи модернистов XX века, не боящихся локальных цветов.

Стоя на пороге XXI века, Канский сумел суммировать опыт далёких эпох, соединив их с новациями XX века. В храм искусства он входит со своим миросозерцанием и уникальной эстетической программой.

Татьяна Соколинская, искусствовед, член АИС
Фото из личного архива Константина Канского

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 26.03.2019