Solo e Tutti. Дуэт солиста и оркестра

Музыка, Статьи

Даниил Червяков и «Премьер-оркестр»

3 ноября на сцене Муниципального концертного зала пройдёт премьера нового авторского цикла художественного руководителя и дирижёра «Премьер-оркестра» Даниила Червякова «Solo e Tutti», который обещает стать одним из самых ярких и новаторских событий музыкального сезона. Его название образовано двумя терминами, которые в переводе с итальянского означают «один и все», «солист и оркестр». О цикле «Solo e Tutti» «Городской афише» рассказали его автор и солисты.

 

Solo e Tutti

Даниил Червяков

Даниил Червяков, художественный руководитель и дирижёр «Премьер-оркестра»:

– Новизна цикла «Solo e Tutti» заключается, в принципе, в очень простой вещи: в рамках одного вечера мы смешиваем два жанра – сольный концерт музыканта, неизменно имеющего успех у публики (а в нашем случае это четверо краснодарцев и замечательная молодая пианистка из Ростова-на-Дону), и классический камерный концерт. Новый цикл вечерних концертов «Премьер-оркестра» даст слушателю почувствовать и заново открыть для себя тембры и возможности разных инструментов, которые могут быть столь же многообразны, как возможности камерного оркестра или группы его инструментов.

Да и камерный оркестр – очень гибкий, в нём сильно импровизационное начало, потому что его главное «оружие» – отделка детали, нюансы. Поэтому его звучание вместе с солирующим инструментом может быть в равной степени интересно и неофитам, и более искушённому, подготовленному слушателю. Не зря же камерная музыка всегда была эталоном для композиторов в смысле «письма». Тот же Моцарт (а он будет звучать в нашем цикле в марте) сочинил множество опер, сонат, симфоний, концертов и 23 квартета. Именно в последних он, как художник в этюдах, оттачивал мастерство.

 

#Clarinet

Алексей Куликов

Алексей Куликов, заслуженный артист Кубани (кларнет):

– Программа #Clarinet с моим участием открывает цикл «Solo e Tutti». В ней будут звучать фрагменты из «Времён года» А. Вивальди, «Венецианский карнавал» А. Джампьери, «Вечное движение» Н. Паганини, «Ноктюрн» М. Таривердиева. Поскольку это будет музыка, диаметрально противоположная той, которую я исполняю в составе Биг-бенда Георгия Гараняна, и поскольку возможность поиграть со струнным оркестром на инструментах, обычно не звучащих вместе с ним, предоставляется очень редко, отказаться я не мог.

Впервые, может быть, не только на Юге России, но и в нашей стране я буду солировать на С-кларнете. Это редкий тип кларнета, позволяющий исполнять скрипичный репертуар всех четырёх частей «Времён года» А. Вивальди. Такой вот эксперимент, который мы с дирижёром «Премьер-оркестра» когда-то уже «обкатывали» в составе квинтета и квартета. Когда ещё слушателю представится возможность услышать нечто подобное?.. Во втором отделении я буду играть на привычном для симфонического оркестра по звучанию В-кларнете, на флейте и дудуке.

 

#Violino

Маргарита Киракосова

Маргарита Киракосова, концертмейстер «Премьер-оркестра», лауреат международных конкурсов (скрипка):

«Solo e Tutti» – очень интересный проект, поскольку позволяет привычным, кажется, всем инструментам заново раскрыться для слушателя с необычных сторон. Когда мы обсуждали с Даниилом Валерьевичем Червяковым программу концерта #Violino с моим участием в качестве солистки, он предложил Чакону Иоганна Себастьяна Баха для скрипки соло и Вариации на оригинальную тему Генрика Венявского: отказаться от такого предложения скрипачу просто невозможно!

Почему? Потому что в той же гениальной Чаконе – а это средневековый карнавальный танец – в полной мере слышно, на что способна скрипка. У Баха скрипка достигает звучания органа. Чакона – абсолютный бенефис музыканта, как Гамлет у драматических артистов. Её мечтает сыграть каждый скрипач, потому что она – вершина мастерства, не зря же это произведение входит в обязательную программу многих исполнительских конкурсов. Кроме того, будут звучать Квартет № 14 ре минор Ф. Шуберта и камерная музыка Г.  Малера.

 

#Viola

Даниил Червяков

Даниил Червяков, лауреат международного конкурса (альт):

– В январском концерте цикла «Solo e Tutti» я выступлю в качестве солиста. Слушателей ждёт первое в Краснодаре исполнение пятичастной Сонаты для альта соло Пауля Хиндемита – одного из важнейших и мощнейших композиторов ХХ века, который писал высококлассные произведения для альта, поскольку сам был альтистом. Ещё прозвучит «Простая симфония» Бенджамена Бриттена, созданная композитором по мотивам его детских сочинений (а моцартовская одарённость Бриттена не вызывала сомнений – он сочинял гениальную музыку с пяти лет).

И уже с оркестром я буду играть «Концерт для альта с оркестром в стиле Иоганна Христиана Баха» французского композитора Анри Казадезюса. За всё время моего руководства «Премьер-оркестром» я ни разу его не играл с оркестром, и мне кажется, должно получиться необычно, даже необычайно, интересно. Он написан в начале ХХ века как стилизация под Иоганна Кристиана Баха (не путайте с Иоганном Себастьяном!). Концерт – очень популярный, исполняемый буквально на всех инструментах, от виолончели и контрабаса до фагота.

 

#Pianoforte

Дарья Подорожнова

Дарья Подорожнова, лауреат международных конкурсов (фортепиано):

– Приглашение вновь выступить в Муниципальном концертном зале случилось после моего концерта в Краснодаре: в прошлом сезоне я играла концерт Шопена с «Премьер-оркестром» маэстро Даниила Червякова, который и позвал меня в мартовскую программу #Pianoforte цикла «Solo e Tutti» с концертом Моцарта. Я с радостью согласилась, потому что мне безумно понравилась краснодарская публика, а также невероятная акустика зала, его витражи и, конечно, профессионализм дирижёра и оркестра – их влюблённость в музыку, в своё дело, которая чувствуется с первых нот и на которую всегда благодарно откликается публика.

Идея «Solo e Tutti» – на мой взгляд, невероятная. Чаще мы всё-таки слышим симфонический оркестр, реже – духовой, а цикл концертов камерного оркестра – совсем уж редкость. Когда незаигранная камерная музыка здорово и качественно сделана, она воспринимается как глоток свежего воздуха и словно переносит нас в уют салонов прошлого: ты приходишь в зал, как в гости к своим друзьям, чтобы вместе музицировать и получать наслаждение от музыки… У моей мартовской программы с «Премьер-оркестром» нет задачи покорить публику. Хочется просто влюбить в произведения, которые я буду играть – каждого, кто придёт. Прозвучат два контрастных во всех отношениях произведения (по смыслу, стилю, эпохам создания) – Концерт для фортепиано си бемоль мажор № 27 Вольфганга Амадея Моцарта и Соната № 4 до минор Сергея Прокофьева. Надеюсь, получится максимально точно реализовать замысел композиторов, привнести в их музыку что-то своё и удивить слушателя.

 

#Tutti

 

Даниил Червяков, художественный руководитель и дирижёр «Премьер-оркестра»:

– Заключительная программа цикла «Solo e Tutti» соберёт в одном концерте солистов, выступивших в нём в течение всего сезона. В этом концерте мы будем как мушкетёры – один за всех и все за одного. Поскольку финал всегда должен быть ярким и запоминающимся, как фейерверк, он просто обязан пленить слушателя и заставить его унести с собой из зала нечто, что будет побуждать снова и снова возвращаться к услышанной музыке. Это будет концерт-импровизация. Потому что импровизация – высшая форма сотрудничества и взаимодействия оркестра, дирижёра и музыканта-солиста.

Приоткрою небольшой секрет: в программе «Tutti» примут участие не только музыканты, выступившие в качестве солистов в цикле в течение сезона, но и артисты, имена которых станут сюрпризом для публики. Так что приходите и сами всё услышите!

 

Когда слушать цикл «Solo E Tutti»?

 

Новый цикл вечерних концертов «Премьер-оркестра» продлится в Муниципальном концертном зале КМТО «Премьера» весь сезон:

 3 ноября, 19:00 – программа #Clarinet, солист – Алексей Куликов (кларнет),

6 декабря, 19:00 – программа #Violino, солистка – Маргарита Киракосова (скрипка),

24 января, 19:00 – программа #Viola, солист – Даниил Червяков (альт),

14 марта, 19:00 – программа #Pianoforte, солистка – Дарья Подорожнова (фортепиано),

11 апреля, 19:00 – программа #Tutti, заключительная в цикле.

 

Беседовала Анастасия Куропатченко

Фото предоставлены пресс-службой КМТО «Премьера»

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№11, ноябрь, 2019 г.)

 

Last modified: 02.11.2019