Каждый писатель, наверняка, помнит тот счастливый день, когда впервые было опубликовано его произведение. Как трепетно он раскрывал пахнущую типографской краской газету, книгу или журнал! Не верилось, что строчки, которые ещё недавно принадлежали только ему, в один миг стали достоянием многих читателей.
Чувства автора, который в первый раз видит своё творение напечатанным, замечательно передал Ги де Мопассан в романе «Милый друг». Помните незадачливого Жоржа Дюруа? «Он шёл, ни о чём не думая, в шляпе набекрень, с газетой в руке, и его подмывало остановить первого встречного только для того, чтобы сказать ему: „Купите эту газету, купите эту газету! Здесь есть моя статья!“».
Думаю, что восторг, в котором пребывал герой французского писателя, в полной мере должны испытать многие авторы сборника «Молодая проза Кубани», вышедшего в Краснодаре (в Рекламном доме Кубани) в декабре 2019 года.
Руководителем эксклюзивного проекта стала председатель правления Краснодарского регионального отделения Союза писателей России Светлана Николаевна Макарова-Гриценко. За последние три года под её началом изданы антологии «Кубанские писатели XXI века», «Русское слово – Победа»… И вот теперь – «Молодая проза Кубани».
3 марта в 14:00
в художественной галерее «САНТАЛ»
пройдёт презентация сборника
«Молодая проза Кубани»,
приуроченная к Всемирному дню писателя.
Предвижу вопрос: почему только проза? А где же стихи? Мы действительно собирались издать сборник поэзии и прозы. Но, к сожалению, известное выражение: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» – это про нас. Поняв, что нам не осилить издание большой книги, мы остановили свой выбор на прозе.
Во-первых, как выяснилось, сборник молодых кубанских поэтов издавался нашей писательской организацией в 2007-м. Конечно, давненько, но книга молодых прозаиков выходила ещё в середине ХХ века! Во-вторых, в отличие от поэтов, прозаики чаще остаются в тени. Поэт может напечатать небольшое стихотворение в местной газете, прочитать его на литературном форуме, на концерте со сцены, на молодёжных встречах в клубе… Прозаик же, потративший на создание своего произведения месяцы, а может быть, и годы, не имеет такой возможности. У него лишь один путь к читателю – через издание книги, часто на собственные средства. Конечно, сегодня молодые литераторы могут выложить свои сочинения в Интернете, но даже там прозаики подвергаются некоторой «дискриминации» – большим прозаическим произведениям пользователи предпочитают стихи.
Как бы то ни было, в год 220-летнего юбилея А. С. Пушкина мы издали книгу молодёжной прозы, которую, используя строки великого поэта, можно назвать «собраньем пёстрых глав»:
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных…
Быть может, именно в этом многоцветии и кроется особенная притягательность сборника произведений десяти молодых кубанских прозаиков. Разнообразие мы видим во всём: и в возрасте авторов (от 11 до 38 лет), и в месте жительства (Краснодар, Горячий Ключ, Анапа, с. Шереметьевское), и, главное, – в индивидуальном восприятии мира.
Полистаем страницы нашей книги…
У маленького Мирошки из рассказа Ирины Иваськовой «Время красных птиц», на первый взгляд, есть всё, что нужно для счастья: мама, папа, дом, тёплая кроватка, Марья Ивановна и тётя Марина, любимые игрушки… Но в то же время он бесконечно одинок, потому что никому не нужен. У каждого из взрослых своя жизнь, в которой для Мирошки нет места. Его, словно вещь, перебрасывают с рук на руки, не задумываясь, что он тоже человек, со своими размышлениями, мечтами, моральной и физической болью.
Ирина Иваськова
Рассказ «Невидимки»
(один из трёх вошедших в сборник)
«Потеплело. Прохожие расстёгивали куртки и распускали удавки шарфов, отдуваясь и краснея. Ильин тоже распахнулся, подставляя грудь весеннему ветру – пусть выдует всё горькое и лежалое. Но ветер справлялся плохо, Ильин уселся на скамейку и спрятал лицо в ладони, стесняясь чужих взглядов, но не в силах открыть дрожащее, обнажённое, обиженное лицо».
А вот перед нами овдовевший старик, герой рассказа Эллины Савченко «Собака»… Жизнь посылает ему прощальный подарок: он обретает друга – бездомную собаку, такую же старую и одинокую, как и он сам. Как бы ни было сильно искушение, «каналья» не пошла за случайным прохожим с пакетами, вкусно пахнущими копчёной колбасой. Пересилив себя, осталась с тем, кто первый её пожалел и приютил.
Эллина Савченко
Рассказ «Собака»
«– Ну что ты теперь заглядываешь мне в глаза, как она? Не трави мне душу, Рыжуха… – сетовал Егорыч. Собака встала, отряхнулась, заискивающе и преданно заскулила, потом торопливо принялась то садиться, то снова подниматься, вставать на задние лапы и, вытягивая неуклюже худые передние лапы, выпрашивала еду, тёплого угла и человеческой ласки».
Детство героини рассказа Алины Хомич «Шоколадка» пришлось на лихие 90-е. Она живёт «как все»: главное богатство в квартире её родителей – телевизор и ковёр на стене, за которым из экономии никогда не клеили обои. Но, в отличие от Мирошки, девочка знает, что любима. Вот она, прижавшись к маме, смотрит новогоднюю передачу. В руке у неё шоколадка, подаренная лучшей подругой Кристиной… Это самое вкусное лакомство на свете! Рядом спит папа. И чувства радости, любви и защищённости переполняют её душу. Даже теперь, спустя почти четверть века, героиня с благодарностью вспоминает «о тихом счастье», которым было согрето её детство.
Алина Хомич
Рассказ «Скамейка»
(один из трёх вошедших в сборник)
«Саша представляла, как Максим Горький и Антон Павлович беседовали о литературе, и, возможно, именно здесь решалось что-то значительное и большое. Большое, как целый свет, но лёгкое и невидимое, как ветер, но и так же, как ветер, способное изменить жизни».
Готовя к изданию сборник «Молодая проза Кубани», мы первоначально решили помещать в нём только небольшие рассказы, причём всем авторам дать примерно одинаковый объём печатной площади. Но в своём стремлении быть справедливыми забыли одну простую истину: ценность произведения не исчисляется количеством исписанных листов. Бывает, от большого романа оторваться не можешь, словно родниковую воду пьёшь, а иногда и рассказ в одну страничку больно царапнёт сердце… Молодые кубанские авторы толстых романов ещё не написали, а вот хорошая повесть в нашем редакторском портфеле имелась. Прочитали мы её и решили отойти от правил: напечатали полностью, без сокращений, хотя и заняла она почти треть книги.
«Семь желаний для Зои» – повесть Марии Грачёвой, прозаика из небольшого кубанского села Шереметьевского. Произведение больше двух лет пролежало у неё «в столе».
Верно говорят, что талантливого писателя можно определить сразу же, по нескольким предложениям. У Маши Грачёвой язык непринужденный, лёгкий, и главное его достоинство – изящный юмор между строк. Героиня повести Зоя умеет пошутить над собой и не боится выглядеть смешной. Мы невольно сравнивали Зою с автором (тем более что повествование в произведении ведётся от первого лица). Иногда нам казалось, что Зоя в некотором роде альтер эго молодой писательницы. Ведь и Маше тоже выпало в жизни немало испытаний…
Мария Грачёва умеет представлять и чувствовать то, о чём она пишет, даже если это самая невероятная фантазия. Словно наяву мы видим постепенное превращение Зои в… жабу и её дальнейшее житьё-бытьё в аквариуме у биолога Степана. Вот рептилия нежится под душем, сладко засыпает в жидкой грязи под корягой, убегает от кошки… Невольно вспоминается повесть Франца Кафки «Превращение», где герой, проснувшись утром, обнаруживает себя в виде гигантского насекомого. Но, в отличие от героя Кафки, который через несколько дней привыкает к своему положению и даже находит в нём какие-то преимущества, Зоя упорно и мужественно стремится вернуться в свой человеческий облик. «Семь желаний», назначенных ей Феей, – условие возвращения в человеческую жизнь. Удалось ли Зое их исполнить? Пусть это пока останется секретом.
Мария Грачёва
Повесть «Семь желаний для Зои»
«Да, я полюбила тех немногих людей, находящихся рядом, но иногда мир кажется несправедливым. Я спрашиваю у неба – неужели мы не заслужили? Чтобы дети рождались здоровыми и росли в мире без войн и катаклизмов. Ответ мне давно известен. В конце концов, один истинный дар никто не в силах отнять у нас. Любовь. Если мы сумеем её сохранить и приумножить, то не всё потеряно».
Почти все прозаики, о которых было сказано выше (кроме Марии Грачёвой), перешагнули тридцатилетний рубеж. Но если вы думаете, что в сборнике нет более молодых авторов, то ошибаетесь. Ваня Леер в свои 11 лет уже пишет не только стихи, но и прозу. В сборник вошла его поучительная «Притча» о бедном человеке, который научился обращать в золото всё, к чему прикасается. Как можно догадаться, чудесный дар не принёс ему счастья…
Иван Леер
«Притча»
«Он очень обрадовался, поднял руки к небу и сказал: „Как хорошо жить! Вечером дети наловят рыбы, жена её пожарит на костре, и мы все вместе будем ужинать“».
Рассказ 18-летнего Павла Девольда «Пятница, четырнадцатого» пронизывает тайна. Почему пожилая женщина Серафима Петровна всё время спрашивает прохожих, какой сегодня день и число, словно чего-то ждёт? За внешней таинственностью и даже некоторой мистикой кроется реальная трагедия матери, которая, не теряя надежды, ждёт с войны своего сына.
Павел Девольд
Рассказ «Пятница, четырнадцатого»
«„Пора и мне идти, а то так всю жизнь просплю“, – неожиданно спокойно подумал я, встал со скамейки и тут же проснулся в холодном поту, как после кошмара, хотя точно помнил, что сон был вовсе не страшный. Но самое главное, я помнил его до мельчайших подробностей, чего со мной ещё никогда не бывало».
Елена Соколова, в 16 лет написавшая поэтичный рассказ «Ослепший дождь», – настоящий романтик. Её героиня – слепая девушка-скрипачка, которая играет на улице, надеясь заработать немного денег. Мимо неё равнодушно проходят люди: никому до неё нет дела… И только дождь, такой же слепой, как и она, становится её другом. «Так кто же слеп, – спрашивает автор в конце своего рассказа, – девушка, дождь или сотни прохожих?..»
Елена Соколова
Рассказ «Ослепший дождь»
«Форте, фортиссимо, пиано, пианиссимо: дождь перестаёт доставать до земли и возвращается к солнцу. Игра прекращается, поредевшие капли, не касаясь промокшей площади, испаряются в воздухе. Подобрав последние струи, дождь замолкает».
Иронический детектив «Очевидно, что очевидное не очевидно» сочинил 14-летний Николай Сукманюк. Его герой, советский разведчик Марк Виноградов, подобно Штирлицу, действует в логове врага, пытаясь вычислить и вывести на чистую воду предателя… У автора особенная манера – шутить с самым серьёзным видом.
Николай Сукманюк
Иронический детектив «Очевидно, что очевидное не очевидно»
«Не теряя ни секунды времени, Марк стал изучать местность, глядя в окно, и отметил три подходящих дома. Затем он вооружился ранцем, в котором было всё нужное для операции: пальто, кепка, фонарик, парочка бутербродов, бутылка воды, перочинный нож, пистолет и иностранная жвачка. С огромным трудом он смог закрыть ранец».
В параде юных талантов приняла участие 17-летняя Дарья Лакиза, представившая для сборника новогоднюю «Сказку для папы». Даша убеждена: сказка обязательно придёт к тому, кто в неё верит. Мальчик задаёт отцу серьёзные вопросы, а тот отвечает небрежно, чтобы отделаться, и сам становится заложником своих слов. Случившееся под Новый год чудо заставляет его о многом задуматься…
Дарья Лакиза
Рассказ «Сказка для папы»
«Олень подпрыгнул и взмыл вверх, к ветвям. Колька засмеялся, а я испуганно огляделся – что люди подумают? Но все вели себя так, будто каждый день видят белоснежных оленей с прозрачными ледяными рогами и сияющими копытцами».
Завершает сборник исследовательская статья 15-летней Полины Зражевской «Возвращение через полвека», посвящённая учителю, писателю и драматургу Вагаршаку Христофоровичу Мхитаряну. Кубанские школьники 1960-х зачитывались его повестью «Год – тринадцать месяцев», а пьеса «Верните бабушку!» с успехом шла в Краснодарском театре драмы им. М. Горького. Изучив архивные материалы, юный литературовед переносит нас в Краснодар полувековой давности…
Полина Зражевская
Эссе «Возвращение через полвека»
«Я отыскала эту книгу в фонде Краевой библиотеки имени братьев Игнатовых, начала читать и не могла оторваться до последней страницы! Интересный сюжет, яркие персонажи, образный язык, юмор, а иногда и беспощадная ирония… Казалось бы, повесть о советской школе конца 1950-х годов, а все герои как будто нынешние, живые, словно вышли из моего класса, а учителя так похожи на наших!»
Поверьте, у меня нет цели расхваливать всех наших авторов подряд и доказывать, что они – самые талантливые, самые лучшие молодые прозаики в России. Профессиональные критики найдут, за что их поругать, и, наверное, в чём-то будут правы. Но помимо всех сюжетных, смысловых и стилистических накладок, иногда наивности и невольного подражания любимым писателям, в произведениях молодых кубанских прозаиков отчётливо различим собственный почерк авторов, их неповторимая индивидуальность. И ещё – умение любить своих героев и самозабвенно жить в придуманном мире. Как тут не вспомнить слова кубанского писателя Виктора Логинова, очень известного в советское время, а ныне, увы, ушедшего от нас и почти позабытого: «Хорошо придуманный мир живее настоящего…»
Полгода редакционная коллегия краснодарской писательской организации во главе с С. Н. Макаровой-Гриценко вынашивала, выращивала и пестовала идею издания сборника молодых прозаиков Кубани. Не побоюсь сказать – уникальную идею. Перед нами стояла задача выпустить региональный молодёжный сборник прозы, чтобы поддержать и поощрить самых перспективных и талантливых авторов – победителей и участников краевых литературных конкурсов и семинаров. Мы шли непроторённой дорогой, нам нечего было взять за образец. Как шутили писатели: «Не на что было глаз положить». На нас лежала большая ответственность, мы понимали, какой мощный моральный стимул к дальнейшему творчеству даст молодым прозаикам официальная публикация, а не какой-нибудь самиздат. Наши авторы гордятся тем, что на шапке титульного листа сборника напечатано: «Краснодарское региональное отделение Союза писателей России».
И мы говорим своим юным коллегам: «В добрый путь!»
Людмила Бирюк, член КРО СП России
Фото предоставлены героями публикации
Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар»
(№2, февраль 2020 г.)
литература Людмила Бирюк Молодая проза Кубани Рекламный дом Кубани Светлана Макарова-Гриценко статьи
Last modified: 02.03.2020